И СМЕХ ДО СЛЕЗ,

26 января, 1996, 00:00 Распечатать

И СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ... Накануне Нового года в Национальном академическом театре русской драмы имен...

И СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ...

Накануне Нового года в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки состоялась премьера спектакля «Последний пылко влюбленный» по пьесе американского драматурга Нила Саймона (сценическая редакция театра), поставленного режиссером из Санкт-Петербурга заслуженным деятелем искусств России Ю.Аксеновым. Юрий Аксенов прибыл в Киев на спектакль и не отказался от интервью.

- Юрий Ефимович, почему при выборе драматургического материала вы отдали предпочтение Нилу Саймону?

- Саймон - не только некоронованный король Бродвея, но и крупнейший драматург XX века. В творчестве Саймона главной всегда была тема «маленького человека». Коммунистическая идеология, формировавшая в советском театральном искусстве образ «героя нашего времени», насаждала концепцию человека как восторг перед крупной, деятельной, романтической личностью, и поэтому, естественно, до недавнего времени Нил Саймон считался у нас представителем второсортной драматургии, хотя одним из главных его учителей всегда был Чехов, а в героях его комедий очевидно внутреннее сходство с персонажами Чаплина, которому драматург поклонялся в юности.

«Надо смеяться, чтобы забыть свои беды», - писал Нил Саймон. И его герои всегда заставляли зрительный зал смеяться. Но драматургия Саймона - это смех сквозь слезы, это - трагикомедия - самый объемный жанр, максимально отражающий жизнь. И я уверен, что в ближайшее время на сценах наших театров начнется шествие пьес Саймона, которые во многом современны и сегодня.

- Но первое знакомство с американским драматургом состоялось в середине 80-х годов, не так ли?

- Да, впервые именно тогда «Последний пылко влюбленный» был поставлен Г.Товстоноговым на сцене БДТ, и

А.Фрейндлих исполняла в спектакле все три женские роли. Ее партнером был В.Стржельчик. А в августе прошлого года киевляне могли посмотреть телефильм «Последний пылко влюбленный» с участием этих же актеров. Но спектакль был уже совершенно другим. Кстати, его показывали по телевидению и в США, и в Израиле. Пьеса Саймона была представлена и на сцене Театра Советской Армии в исполнении дуэта Л.Касаткиной и В.Зельдина. Я отказываюсь от каких-либо оценок, но могу только сказать, что, остановив свой выбор на «Последнем пылко влюбленном», я твердо знал, что мой спектакль «дуэтом» не будет.

- Вы - ученик Г.Товстоногова, а он был из тех режиссеров, для которых многое при выборе драматургии решало наличие в труппе определенного типа таланта. Как же вы рискнули на постановку в «чужом» театре, с коллективом которого не встречались более четверти века? Как подбирали актеров? Хотя не могу не сказать, что, на мой взгляд, Давид Бабаев - Барни Кэшмен - это ваше прямое попадание в «десятку».

- До этого я пересмотрел весь репертуар театра. Конечно, Давид Бабаев - артист без высоких званий и громких титулов, долго оставался актером вторых ролей. Но в спектакле «Школа скандала», где он исполняет главную роль, я увидел в нем не только интересного актера, но и зрелого мастера, способного передать всю комедийность и весь трагизм «маленького человека» Барни Кэшмена, в чем-то очень обиженного, обделенного судьбой, порой смешного и даже жалкого, но не утратившего человеческое достоинство, надежду найти свое счастье и быть счастливым.

Заслуженную артистку Украины Наталью Ковязину, исполняющую роль Дженет Фишер, я знал еще студенткой. Потом она приезжала в БДТ, и Г.Товстоногов даже дал согласие принять ее в театр, но почему-то что-то не сложилось. Уже тогда совсем молодая актриса, как говорится, подавала надежды. Когда сейчас снова встретился с ней, я с удовлетворением отметил, что в свое время не ошибся в ее потенциальных актерских возможностях. Поэтому и предложил ей эту трагикомическую роль стареющей закомплексованной женщины, неожиданно оказавшейся один на один со своими утраченными иллюзиями.

А вот Юлия Циватая была для меня неожиданным приятным «открытием», когда увидел ее в единственном спектакле - «Бешеные деньги». Всего два года, как закончила институт. Свой путь в искусстве начала в ТЮЗе. Казалось бы, нет у нее ни жизненного, ни актерского опыта. Но есть другое, не менее важное - природная раскованность, внешнее обаяние, а главное - неутолимая жажда творчества, внутренняя потребность и готовность играть, играть, играть... Сегодня я уже не сомневаюсь в том, что начинающая актриса, с каким-то лихим задором играющая роль Бобби Митчел, сможет создать и диаметрально противоположный характер шекспировской Джульетты.

Удачно, на мой взгляд, вписывается в этот актерский ансамбль и молодая актриса Наталья Кудря. Когда мы приступали к репетициям, она была занята в «Ревности» М.Арцебашева и поэтому включилась в нашу работу с опозданием. Но включилась быстро и легко. Женственная, ироничная, она играет Элейн Наваццо ярко и выразительно, постоянно проявляя при этом большое чувство такта и меры, что и делает достойным партнерство Натальи Кудри с Давидом Бабаевым.

Три женские роли... Три разные по темпераменту и манере игры актрисы... Три интересных сценических характера и три неповторимые судьбы... Но единый трагикомический образ. По-моему, в этом и есть ответ на извечный вопрос, может ли комедия говорить о том значительном, даже трагическом, что существует в жизни.

Подбор актеров для второго состава я полностью доверил М.Резниковичу, хорошо знающему труппу. Но не могу при этом не отметить, что в отличие, к примеру, от сегодняшнего БДТ, где почти нет притока талантливых актеров среднего поколения и молодежи, в театре имени Леси Украинки, к счастью, выбирать есть из кого. Во втором составе спектакль играют народная артистка Украины, лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко Лариса Кадочникова (Дженет), заслуженные артисты Украины Валентин Шестопалов (Барни) и Нина Нижерадзе (Элейн), актриса Алла Масленникова (Бобби).

Фактически за два месяца спектакли двух составов были подготовлены к сдаче и к премьере, что также говорит о высокой работоспособности творческого коллектива.

- Представляя зрителям драматурга, вы в своей информации отметили, что его имя часто упоминают с именем Э.Олби. А известный шведский режиссер Ингмар Бергман в одном из данных им интервью сказал когда-то: «...если играть «Долгое путешествие в ночь» О'Нила, или, предположим, «Кто боится Вирджинии Вулф?» Олби, или какую-нибудь пьесу Мариво, и актеры опытные, - в режиссуре нет необходимости». Как вы считаете, можно ли обойтись без режиссуры, играя «Последнего пылко влюбленного»?

- Я позволю себе не согласиться с Ингмаром Бергманом. Полностью разделяю мнение моего учителя Г.Товстоногова, который считал, что профессиональный современный театр не может существовать без режиссуры. Что же касается «Последнего пылко влюбленного», то даже при самых опытных актерах без режиссера спектакля не будет. Ведь каждый из трех актов - самостоятельная законченная новелла, в каждом - свое «звучание», свои солисты. И только режиссер может создать единое сценическое произведение, в котором все направлено на раскрытие главной идеи.

- И в чем вы, режиссер-постановщик, видите главную идею и драматургического произведения Саймона, и своего спектакля?

- Я бы сформулировал ее так: в самой человеческой природе заложено стремление к мечте, к счастью.

- Для многих зрителей оказалось неожиданностью, что ассистент режиссера в этом спектакле - народная артистка Украины, лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко Александра Смолярова. Неужели актриса, более сорока лет царившая на подмостках сцены и сыгравшая в этом театре более ста ролей, решила менять профессию?

- Возможно, не все поклонники таланта этой блистательной актрисы знают о том, что Александра Захаровна Смолярова более четверти века также преподавала сценическое мастерство в театральном институте имени И.Карпенко-Карого. И, естественно, ей постоянно доводилось помогать своим коллегам по театру - преподавателям курса режиссуры ставить студенческие спектакли. Так что опыт работы ассистентом режиссера у нее достаточно большой. Я очень благодарен А.Смоляровой за помощь в работе над спектаклем «Последний пылко влюбленный» и заранее благодарен за то, что, возвращаясь в Санкт-Петербург, без страха и сомнений могу доверить ей наше общее детище.

- Планируете ли вы продолжить сотрудничество с театром имени Леси Украинки?

- Мне бы этого хотелось, потому что труппа очень интересная, в отличной творческой «форме». Да и техническое оснащение театра на должном уровне. При таких условиях работа, безусловно, в удовольствие, в радость. И по секрету могу сказать, что уже получил конкретное предложение. Так что, до новых встреч!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно