Художника увидит каждый

14 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 14 апреля-21 апреля

В Национальном художественном музее — Пиросмани. Из коллекции Национального музея Грузии. В первый же день очередь в кассы растянулась чуть ли не до подножия немаленькой лестницы, ведущей к зданию со львами...

«Кахетинский поезд»
«Кахетинский поезд»

В Национальном художественном музее — Пиросмани. Из коллекции Национального музея Грузии. В первый же день очередь в кассы растянулась чуть ли не до подножия немаленькой лестницы, ведущей к зданию со львами. С тех пор поток посетителей не иссякает, каждый день — больше полутора тысяч человек.

Странное дело: стоит начать вспоминать Пиросманашвили — непременно сбиваешься на сантименты. «Память жанра», видимо, срабатывает. О Нико — либо со слезой в голосе, либо никак. «В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше доставались горькие». Впрочем, говоря о Пиросмани, на сантименты сбился в конце жизни и Нико, сказавший, что предпочел бы жить и умереть, как Пиросмани. Об этом Пабло узнал от Ильи Зданевича. Понятно, чья заслуга: «довесок» к всемирной славе, «слезливый» биографический миф. За это гордый грузин Пиросманашвили вряд ли был бы признателен Ильязду. (Тем более что по вине последнего он пострадал, по меньшей мере, дважды. Ведь именно в результате «рекламной кампании» братьев Зданевичей на художника-самоучку стала косо смотреть часть тифлисских духанщиков — привычных заказчиков картин.) С другой стороны, привычное умиление публики — оборотная сторона славы для любого, кто признан гением. Будь ты эталоном «проклятого поэта» Жераром де Нервалем, странствующим философом Г.Сковородой или даже «переквалифицируйся» в скотопромышленники, как Артюр Рембо. С психологией восприятия не поспоришь — так что заниматься этим и не будем. История же нынешней выставки в Национальном художественном, в отличие от биографии Пиросмани, — повод для самых жизнеутверждающих размышлений.

Считается, что Пиросмани создал около двух тысяч работ — картин, живописных вывесок, настенных росписей. До нашего времени, как известно, «дожили» примерно две с половиной сотни (за вычетом фресок). Из них, по словам директора Национального музея Грузии Давида Лордкипанидзе, 140 находятся в Грузии, в Национальном музее, объединившем сегодня наиболее известные музейные институции страны. Первую коллекцию — из 85 картин — составили, к слову, как раз Кирилл и Илья Зданевичи и Мишель ле Дантю. Впервые работы Пиросмани демонстрировались в 1913 г. в Москве на организованной М.Ларионовым выставке «левого» искусства «Мишень». А о всемирной славе грузинского художника можно говорить после 1969 г. и оглушительного успеха его работ в Лувре... Через 40 лет после смерти автора «Актрисы Маргариты», так восхитившей парижан.

Илья Зданевич еще раз без вины виноват перед Пиросмани. В том, что имя художника оказалось просто-таки неотделимым от памяти о грузинских футуристах. (По понятным причинам российский футуризм мыслил себя как наднациональное движение. Так что, — особенно учитывая активное присутствие в тифлисском «новом» искусстве 1910-х — начала 1920-х гг. Алексея Крученых, Игоря Терентьева, И.Зданевича, — правильнее все же расширить контекст до всеимперского. И в любом случае говорить о Пиросмани и «вообще» русском и мировом авангарде.) «Синдикат футуристов» и поэтическая группа «41 градус» — аналог движения дада, а также, разумеется, участники знаменитого ордена (литгруппы) «Голубые Рога» стали первыми и главными популяризаторами «наивной» живописи Пиросманашвили. Но в СССР «левое» искусство быстро вышло из фавора. Можно сказать, что Нико — а точнее, уже его картинам —просто повезло, что после долгих лет настороженных раздумий советские культуртрегеры решили все же проигнорировать «опасные связи» с авангардом. О наследии «гения из народа» официально «вспомнили» только в начале 1930-х. А уже в 1931 г. в Украине (в Харькове, Одессе и Киеве) побывала первая передвижная выставка Нико Пиросмани из коллекции Национального музея Грузии. С тех пор вот уже 75 лет подобной по масштабу экспозиции в нашей стране не было.

Нынешняя выставка в Национальном художественном включает 35 работ Пиросмани — лучших из лучших. До Киева доехали «Актриса Маргарита», «Медведь в лунную ночь», «Кутеж пяти князей», «Кахетинский поезд», «Шота Руставели», «Татарин — погонщик верблюдов», «Ортачальская красавица» и т.д. И даже — знаменитая не меньше «Маргариты» вывеска «Холодный пиво». Только подлинники. Для интересующихся: минимальная оценочная стоимость картин составляет 42 млн. долларов. По словам присутствовавшего на открытии Чрезвычайного и Полномочного посла Грузии в Украине Григола Катамадзе, организация выставки работ Пиросмани в Украине стала реализацией его давней мечты. Очередь «на Пиросмани» лучших музеев мира расписана на годы вперед. Украина — страна не богатая. Проект такого уровня требует, кроме прочего, денег. Их, как всегда, не было. «Надежные меценаты нашлись случайно», — отмечает Г.Катамадзе. Несколько сотен тысяч (за страховку одновременно в Украине и за рубежом, перевозку и т.п.) выложили отечественные меценаты — Дмитрий Андриевский и Игорь Воронов.

Год Грузии в Украине завершился самым громким из возможных мажорным крещендо. Повод ли это надеяться, что уже в ближайшем будущем подобный прецедент станет правилом? И украинские музеи, наконец, как и европейские, смогут принимать действительно ценные и масштабные выставочные проекты? (Для начала, между прочим, хорошо бы показать в Украине «нашего» же Архипенко.) Но, увы, снова многое упрется в так и не принятый Закон о меценатстве.

…В течение начавшегося Года Украины в Грузии в качестве ответного широкого жеста «за Пиросмани» Национальный художественный музей планирует (пока предварительно) везти в Тбилиси Марию Приймаченко. Надо думать, очередь на выставку нашей «примитивистки» в столице горной страны будет не меньше, чем в Киеве — на Нико.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно