Художник Новакивский и митрополит Шептицкий на фоне эпохи

23 марта, 2012, 14:24 Распечатать

140-летию со дня рождения О.Новакивского (1872—1935 гг.) в Национальном музее им. Андрея Шептицького во Львове посвящена выставка «Образ женщины в творчестве Олексы Новакивского».

© lemberg-tour.com.ua

140-летию со дня рождения О.Новакивского (1872—1935 гг.) в Национальном музее им. Андрея Шептицького во Львове посвящена выставка «Образ женщины в творчестве Олексы Новакивского». Там же состоялась презентация альбома «Олекса Новаківський». 

О художнике рассказывает заведующий сектором выставочной и экспозиционной работы Национального музея во Львове Остап Лозинский.

— Интерпретировать Новакивского начали еще при его жизни. Одни называли его импрессионистом, тогда как, например, профессор Голубец в 1930-х годах высказал мнение, что Новакивский как художник закончился еще в 1910-х годах, когда завершил фазу импрессионизма и начал поиски в других направлениях; что он — литературный художник; что из-за литературщины он убил в себе художника. 

Новакивский — художник, порождавший идеи. Следует обратить внимание на то, что, с точки зрения обывателя, его произведения не всегда являются законченными. Известно высказывание Олексы Новакивского — «законченным бывает только дурак». Считал, что художник имеет право на недоговоренность и что это усиливает образ. Многие его произведения оставлены в стадии рисунка: «Пробуждение на фоне образов», только начат портрет Гали Голубовской. И мы понимаем, что нужно быть художником высокого стиля, чтобы вовремя остановиться, не «вымучивать» произведение постоянными доработками и уточнениями.

Техника Новакивского, как и всех великих художников, на первый взгляд довольно проста. Это то, что называется максимумом выразительности при минимуме художественных средств. 

Известно, что Новакивский начинал свое творчество еще обучаясь в Краковской академии искусств. Еще студентом он получил несколько золотых и серебряных медалей. И если бы митрополит Андрей Шептицкий не пригласил его во Львов и Новакивский остался в Польше, то его творчество развивалось бы в другом русле. Думаю, что и его творческое наследие было бы больше оценено, чем в Украине. 

Сначала Шептицкий хотел пригласить во Львов выдающегося польского художника Яцка Мальчевского, который был очень пропольским в своем искусстве. Уже обсуждался его  переезд во Львов и создание здесь художественной школы. Шептицкий купил для Национального музея во Львове много произведений художника. В 1960-х годах они были переданы Львовской галерее искусств. Львов сегодня владеет одной из самых интересных коллекций Мальчевского. 

Но в то же время Мальчевскому предлагают место в Краковской академии искусств, и он соглашается. Тогда Шептицкий приглашает О.Новакивского, с которым был знаком еще с 1909 года. Так, в 1913 году Олекса Новакивский переезжает во Львов и поселяется на вилле Яна Стыки, купленной А.Шептицким для украинских художников. В 1923 году в мастерской художника, по инициативе и при поддержке митрополита А.Шептицкого, была открыта художественная школа, в которой основы профессиональных знаний получили около 100 учеников.

Если бы не 70 лет тотального замалчивания Новакивского как художника сильного национального направления, Украина имела бы одного из корифеев европейской живописи в стиле экспрессионизма. При советской власти о нем говорили как о хорошем пейзажисте, портретисте, но практически 80 процентов его произведений оставались неизвестными. 

Даже альбом, изданный  искусствоведом Григорием Островским, был запрещен и изъят из продажи из-за напечатанного в нем портрета доктора Ивана Куровца, государственного секретаря здоровья в ЗУНР.

— Известно, что находясь в Кракове, Олекса Новакивский, выходец из Подолья, подчеркивал свое украинское происхождение. Это не нравилось полякам. 

— Новакивский жил в сложное политическое время. Украинцы как нация только поднимались. И Новакивский откровенно показывал, что он украинец. Подписывал свои картины двумя языками, свой автопортрет нарисовал в вышиванке. Чтобы говорить об этом, нужно было иметь смелость. 

— Но его и в Львове не воспринимали?

— Это не совсем так! Во Львове его воспринимали чуть ли не как божество. Если говорить о Новакивском, то это был человек с очень сложным характером, понимавший свое призвание, свою гениальность. О нем ходили легенды, будто после отравления красками он лечился в госпитале, не мог подниматься по лестнице, и его должны были носить в кресле. Упоминали, что он опирался на трость, однако когда о ней забывал, прекрасно без нее обходился. Этот художник любил создавать вокруг себя определенную завуалированность, ауру таинственности. Новакивский хотел чтобы отношение к нему было, как к художникам эпохи Ренессанса… 

Биография Новакивского довольно скупа на точные факты. Все, что известно, — чьи-то слова, воспоминания. Многое для изучения жизненного пути и творчества художника сделали многолетняя исследовательница, видный ученый, заведующая Музея О.Новакивского Любовь Волошин, известный искусствовед Владимир Овсийчук, специалисты Национального музея во Львове. Возможно, пришло время создания центра исследования творчества Новакивского. Например в Польше, с целью  исследования творчества Выспьянского, разработана специальная программа для сбора всей возможной информации. 

— Выставка «Образ женщины в творчестве Олексы Новакивского» едва ли не самая полная. Как удалось собрать столько интересных произведений?

— Прежде всего это экспонаты из собрания НМЛ им. А.Шептицкого и из собрания семьи художника, а также из частных коллекций львовян, любезно предоставивших их для экспонирования. Конечно, по сугубо объективным причинам (количество выставочных залов) в экспозицию вошли далеко не все произведения, посвященные образу женщины, совсем не освещена творческая «кухня» художника, а это сотни рисунков и набросков. Но Любовь Волошина подготовила издательский проект «Образ жінки в творчості О.Новаківського», в котором чрезвычайно скрупулезно освещена эта тема. Надеемся, работа увидит свет в ближайшее время.

— Вопреки всему этому, женщин в жизни Новакивского было немного?

— У Новакивского была одна большая любовь — Анна-Мария. Она была для него советчицей и музой. Все самые интересные произведения, любые образы — Богородица, Мать милосердия или Леда — были навеяны фигурой Анны-Марии. Форма кисти руки, стопы, головы, носа — все напоминает Анну-Марию. 

— Человек одной любви?

— Об этом трудно говорить. Точно не известно, в каком году они познакомились, вступили в брак. Говорят, будто поженились они во Львове в 1915 году. Как по нравам тех времен, они жили «в грехе» довольно долго. Опять таки, Анна-Мария рано умерла, это было в 1925 году. Оставила ему двух сыновей трех и пяти лет. Возможно, у Новакивского еще кто-то был. Но это тоже неизвестно. Есть произведение «Эротический мотив, или Акт с рыжеволосой женщиной», где художник нарисовал себя в объятиях рыжеволосой женщины. Но кого именно — тоже неизвестно. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно