Художник Андрей Романченко: "Сегодня в Донецке слово Украина удаляют даже из почетных государственных званий…"

12 июня, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 12 июня-19 июня

В одном пространстве Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины встретились две войны. Вторая мировая и сегодняшняя, идущая на Востоке Украины. Музей решил обновить свою экспозицию, и в двух залах — впритык — столкнуть лицом к лицу два бедствия. То, что разворачивалось более 70 лет назад, и нынешнее. Выставка называется "Арт-спротив окупації" (рабочее название "Пушки стреляют, музы не молчат").

© Василий Артюшенко, ZN.UA

 

В одном пространстве Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины встретились две войны. Вторая мировая и сегодняшняя, идущая на Востоке Украины. 

Музей решил обновить свою экспозицию, и в двух залах — впритык — столкнуть лицом к лицу два бедствия. То, что разворачивалось более 70 лет назад, и нынешнее. Выставка называется "Арт-спротив окупації" (рабочее название "Пушки стреляют, музы не молчат"). 

Итак, две войны всматриваются друг в друга, как в зеркало. Находя и общее отражение, и исторические различия. В новой экспозиции много экспонатов уже нашего времени. Еще полтора года назад невозможно было представить, что все эти предметы и детали станут знаками нынешней трагедии. 

Например, здесь есть каски, использованные в документальном фильме BABYLON'13

Есть пробитый пулей бронежилет украинского оператора. Есть украинские знамена побывавшие в зоне АТО с автографами воинов. 

Удивительный экспонат — именной жетон бойца: его передала в музей администратор ансамбля Вооруженных сил Украины. Она встретила в метро парня в военной форме, попыталась как-то помочь ему, нашла в сумочке 200 грн и решила поддержать… А боец снял со своей цепочки именной жетон — и передал женщине на память. 

В экспозиции "Арт-спротив окупації" немало свидетельств искренней помощи и поддержки нашей армии мастерами украинской культуры. Многочисленные выезды наших артистов в зону АТО, в госпитали, на освобожденные территории. 

Романченко_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Среди мастеров-миссионеров — Ада Роговцева, Ахтем Сеитаблаев, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, многие другие деятели украинского театра. Их фото — в музее. Ирма Витовская — актриса киевского Молодого театра — волонтер и подвижник. В музейной экспозиции есть и ее фото, и три куклы-мотанки: она сама делает их и продает на аукционах, а вырученные деньги направляет украинской армии. 

Романченко_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Еще одно интересное художественное свидетельство текущих драматических событий — фотографии и макет спектакля донецкого Национального украинского драматического театра "Мина Мазайло" ("Тетя Мотя приехала") по пьесе М.Кулиша (режиссер Игорь Матиив, художник — Андрей Романченко). 

Именно Романченко вместе с музейными сотрудниками формировал концепцию выставки "Арт-спротив окупації". 

Так получилось, что Андрей почти шесть лет проработал художником-постановщиком в донецком Национальном украинском драмтеатре. Сценография его постановок была высоко оценена на различных театральных форумах. Он принимал участие в работе над спектаклями "Хоровод любви", "Фредерик, или Бульвар преступлений", "Филумена Мартурано", "Три мушкетера", "Сліпий", "Мина Мазайло", многих других. Когда Донецк захватили террористы, Андрей не смог оставаться в "ДНР", так как позиционирует себя исключительно украинским художником. 

— Люди искусства всеми способами и возможностями должны противостоять агрессии, — говорит ZN.UA Андрей Романченко. — Нынешняя неприкрытая агрессия предполагает открытое разрушение. Но деятели культуры просто рождены для созидания. Потому они и обязаны откликаться на текущие события, на эту боль. На мой взгляд, безусловно, есть что-то общее между той далекой Второй мировой и Отечественной (как ее называли) войной… И войной теперешней — тоже отечественной. Когда я формировал нынешнюю экспозицию, мне было важно, чтобы посетитель ощутил, что сегодня мы и живем в этих сложных драматических событиях. Не вчера, а именно сегодня. Поэтому вы можете заметить определенный момент мерцания, наслоение событийных рядов, сменяемых ежеминутно. То есть наша экспозиция — это кадр за кадром… Дня нынешнего… В работе использовались драпировка, доски, бесценный фотоматериал. На полу — имитация разрухи, из которой как бы поднимаются эти стенды. Думаю, экспозиция постоянно будет пополняться новыми материалами. Мне хотелось предусмотреть дополнительные плоскости, которые со временем можно будет наполнить новыми экспонатами, свидетельствами. Например, в контексте нынешней трагедии нельзя было обойти такого кинорежиссера, как Олег Сенцов. И интерактивность нашей экспозиции позволяет включить эту личность в нынешнее пространство. 

— Андрей, уже более года вы вне донецкого театра. А сам театр как бы в плену "ДНР". Вам известно, что там происходит сегодня? 

— Вы уже, вероятно, обратили внимание, что в этой музейной экспозиции есть настоящий сценический костюм тети Моти — героини пьесы Мыколы Кулиша и нашего донецкого спектакля "Тетя Мотя приехала". Год назад я делал здесь же, в этом музее, свою персональную выставку. И попросил тогда в театре некоторые костюмы. Прошло время. И оказалось, что отдавать эти костюмы теперь уже некому… 

Романченко_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

В донецком театре и в донецкой "республике" — своя жизнь. У меня — своя. Скажу следующее. Здесь, в Киеве, у нас уже образовалась определенная украино-донецкая театральная диаспора. Те, кто не смог жить в том городе, принимать новые правила игры… Среди представителей этой "диаспоры" — Ольга Байбак — сегодня завлит киевского Театра оперетты. В столице и прежде ведущая актриса донецкого театра — Елена Хохлаткина: на днях она сыграла премьеру в киевском Театре им. Ивана Франко. Актер Виктор Жданов, ее супруг, работает в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. А режиссер Игорь Матиив, поставивший много ярких спектаклей в Донецке (в том числе и пьесу М.Кулиша), на днях выпустил премьеру по А.Островскому в академическом Молодом театре. 

Это далеко не полный список тех, кто не согласен с коллаборационистской позицией донецкого драмтеатра, — и по этой причине покинул его. 

Мне неприятно, что сегодня в Донецке некоторые деятели стыдливо удаляют слово Украина даже из своих почетных государственных званий… А ведь именно Украина когда-то и удостоила их этих званий! 

Словом, многое из того, что сегодня происходит в донецком театре, напрямую связано с террористической организацией "ДНР". 

Между тем, сам театр ведет свою родословную от Червонозаводского театра, который был украинским, имеет свои корни и традиции. Сегодня, увы, мой бывший театр занимается, в основном, обслуживанием коронаций, инаугураций, парадов и прочих свистоплясок, напрямую связанных с непонятными прославлениями руководства "ДНР". 

4 мая прошлого года у меня была там последняя премьера спектакля на украинском языке — "Ловушка для одинокого мужчины". Теперь эта постановка переведена на русский язык. 

Еще недавно, благодаря усилиям бывшего художественного руководителя Марка Матвеевича Бровуна, это был весьма посещаемый украинский театр. 

Театр был на довольно хорошем счету в городе, стране. Его любила публика. 

Сейчас там произведен достаточно серьезный отсев. Сняты с репертуара украинские спектакли: "Мина Мазайло", "Сліпий", "Сорочинська ярмарка", даже украинская детская сказка… И весь украинский репертуар переведен на русский язык. 

— Знаете, как там настроены актеры?

— По-разному настроены. Люди, которые не согласны, уехали. А, например, завтруппы Миша Жилин ушел воевать в АТО не на стороне "ДНР", а от Украины. Его семья также выехала из Донецка, а он получив ранение, был на реабилитации в Киеве. 

Понятно, бывают обстоятельства, когда люди не могут бросить все и уехать. В театре остались многие службы, с которыми я работал раньше — декораторы, бутафоры, костюмеры. Когда Марк Бровун пригласил меня, я честно работал в Донецке шесть лет. Ведь театральный художник — особая космополитическая субстанция, которая не должна быть привязана к одному месту. Сейчас в моих планах — Черновцы. Перед этим поработал в киевской оперетте. 

Романченко_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Если ситуация стабилизируется, что будет с художниками, работающими сейчас на "ДНР"? 

— Не могу ответить. Возврата к тому, что было, уже точно нет. Не знаю, как вообще из этого всего выходить. Конечно, в идеале хотелось, чтобы мы проснулись, и все происходящее оказалось страшным сном. Никто не думал, что подобное может тебя коснуться. У меня перед глазами калейдоскоп событий, мелькание кадра за кадром... 

— Почему донецкая "публика" так легко согласилась участвовать в трагическом документальном спектакле, который сегодня у всех на глазах? 

— Той публикой манипулировать намного проще. Не знаю почему, но есть в ней какое-то украинофобство. Я ведь тоже разговариваю по-русски. Ну и что? Мне обидно, что прежде успешный донецкий театр в одночасье разрушен. Театр, который проводил свою линию с 1927 г., репертуар которого постоянно совершенствовался, был разнообразным — и украинским, и русским. Пьесы переводились с русского на украинский язык. 

Еще раз хочу вспомнить нашу постановку "Мина Мазайло" по Кулишу, т.е. "Тетю Мотю". Этот спектакль оказался символическим, пророческим. В самой пьесе заложен мировоззренческий конфликт… Спектакль был удачным и успешным. Но когда пьесу Кулиша впервые показывали в Донецке, часть публики вставала и уходила. Дамы негодовали: "Это же безобразие, как можно нам подобное показывать?". Не все восприняли должным образом эту "тетю Мотю" Кулиша, которая приезжала и поучала — "как нужно жить". Позже на этой постановке были аншлаги. Ну а теперь Кулиша махом сняли с текущего репертуара. Он не вписывается в нынешние "форматы". Получается, произведения искусства первыми страдают из-за политических амбиций и тоталитарных методов воздействия. Поэтому не случайно в нашей экспозиции — "черные квадраты" пустых сцен этого спектакля… 

Комментарий

Елена КОНОНОВА, старший научный сотрудник Музея театрального, музыкального и киноискусства: 

— Еще в годы Второй мировой войны деятели украинского искусства совершили более миллиона выездов на фронт и в госпитали. В то военное время было создано более четырех тысяч фронтовых бригад. И сейчас украинские актеры так же выезжают в зону АТО, на передовую, проводят концерты в госпиталях. Например, Ада Николаевна Роговцева все вырученные средства от одного из своих спектаклей перевела на нужды АТО. Часто помощь передается адресно — определенному человеку на лечение. Адресная моральная поддержка была и со стороны Ивано-Франковского театра, вместе с Марией Матиос отправившегося в освобожденные восточные города со спектаклем "Нация". Сама писательница невероятно много помогает нашей армии и говорит: еще неизвестно, что сегодня важнее — штык или слово. 

То, что такая выставка сегодня нужна, мы понимаем. Но еще больше поняли ее важность после того, как нам стали беспрерывно приходить письма, посылки, экспонаты. Вот недавно прислали материалы от человека, который был трубачом Майдана, а после этого стал волонтером и 42 раза выезжал в зону АТО. Еще в апреле 2014-го по инициативе Евгения Нищука была создана "Народная филармония", куда вошли известные украинские актеры Раиса Недашковская, Владимир Талашко, Руслана Лоцман и другие. В нашем музее постоянно демонстрируется ролик с их выступлениями в зоне АТО. 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно