ХРОНИКИ ВОЙНЫ ЗА БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

27 июня, 2003, 00:00 Распечатать

Почти через два года после того, как суд нанес «удар милосердия» уже полураздавленному бесконечны...

Почти через два года после того, как суд нанес «удар милосердия» уже полураздавленному бесконечными компенсациями Napster’у, федеральный судья Стефан Вильсон в своем вердикте провозгласил, что компании Grokster и Streamcast Networks (последняя — владелец сети Morpheus), поддерживая свои файлообменные сети стандарта Р2Р (peer-to-peer, буквально «равный к равному»), не нарушают действующее американское законодательство. Также эти компании не могут нести никакой ответственности за нарушение авторских прав, осуществляемых пользователями таких сетей, поскольку централизованно контролировать содержимое файлов, которыми обмениваются пользователи, невозможно.

«Grokster и Streamcast ничем принципиально не отличаются от компаний, продающих видеомагнитофоны или копировальные машины, которые также могут быть использованы для нелегального копирования», — гласит вердикт. Решение было принято, частично основываясь на прецеденте 1984 года, когда несколько крупнейших голливудских студий подали в суд на корпорацию Sony, поскольку появившиеся тогда на прилавках видеомагнитофоны могли быть использованы для нелегального копирования фильмов; за неполный год Sony это дело выиграла.

Представители MPAA (Motion Picture Association of America) и RIAA (Recording Industry Association of America), предъявлявшие иски к владельцам файлообменных сетей (сначала частные, но со временем объединенные судом), не скрывали разочарования и обещали ошалевшим от неожиданного успеха «файлообменщикам» новые и новые иски (от слов они очень быстро перешли к делу: три дня спустя RIAA подала новый иск к Streamcast Networks — на этот раз за перевод в электронный формат музыкальных композиций, об использовании которых еще только продолжаются переговоры с владельцами авторских прав).

Представители RIAA также заявили, что поскольку дело не удалось решить «малой кровью», то есть давлением на владельцев Р2Р-сетей, то, к их огромному сожалению, придется взяться непосредственно за пользователей, обменивающихся пиратскими продуктами. Тут бескомпромиссные борцы с пиратством слегка лукавят, ведь на самом деле начали борьбу с самыми активными пользователями Р2Р-сетей еще ранней весной, подав в суд на четырех американских студентов. Доказав, что они осуществляли обмен и распространение проприетарных продуктов, RIAA наложила на них штрафы, соответствовавшие суммам их банковских займов на учебу в университетах. Прощай, учеба. Наряду с этим RIAA выиграла судебный процесс против провайдера Verizon Communications — он отказывался называть имена своих пользователей, подозревавшихся в активном использовании Р2Р-сетей.

С другой стороны, «народ не дремлет», и по коллективному иску граждан США Sony Music Entertainment, EMI Music Distribution и Universal Music Group должны уплатить компенсации покупателям своей продукции, цены на которую были неоправданно завышены. Эта тяжба продолжалась с 2000 года, и только в конце нынешней весны ведущие лейблы согласились пойти на мировую, уплатив 44 млн. долларов.

Однако, кроме вполне легальных методов борьбы с пиратством, музыкальные студии не гнушаются использовать технологии, законность которых вызывает сомнение куда больше, нежели даже Р2Р-сети. Убедившись в слишком высокой цене и низкой эффективности «пассивных» методов обороны (к примеру, физической и программной защиты дисков от копирования), ведущие лейблы перешли к обороне «активной». Уже сегодня многие из них пользуются услугами специфических компаний, заполняющих пиринговые сети фальшивками — файлами, которые названием и размером имитируют популярные композиции, а на самом деле включают в себя «мусор» или предупреждение о недопустимости использования пиратского контента. В частности, недавно такая тактика успешно использовалась для защиты нового альбома Мадонны American Life. Тем не менее интернет-общественность отомстила довольно жестко — персональный сайт певицы был взломан и на первой странице помещены адреса серверов с реальными копиями альбома, до официального релиза которого оставалось еще больше недели.

Более того, уже сегодня ходят слухи о новых, еще более жестких и к тому же еще более далеких от закона методах охраны авторского права. В частности, речь идет о фрагментах интегрированного в нелицензионные копии музыкальных и видеопродуктов программного кода, который будет вызывать максимум деструктивных последствий на машинах пользователей, включая перманентные «зависания» системы и удаление всех подозрительных с точки зрения легальности медиа-файлов. Такой программный код будет, по сути, вирусом-«троянцем». Вот только подать иск против авторов такого вируса будет весьма сложно — это автоматически повлечет встречный иск о нарушении авторских прав.

Наконец, гиперрадикальные борцы с пиратами из RIAA далеко не одиноки в американском обществе. На прошлой неделе председатель сенатского комитета юстиции Оррин Хетч предложил... повреждать или уничтожать при помощи специальных программных средств компьютеры любителей нелицензионных интеллектуальных продуктов. Конечно, не сразу, а после нескольких предупреждений. Путей технической реализации такой суровой кары он не знал, а вот подправить законодательство США, чтобы сделать подобные действия законными, намеревался весьма активно. Помешал развернуть такую кампанию полнейший пустячок — энтузиасты выяснили, что личный сайт сенатора использует красивые системы меню. А сделаны те меню при помощи пиратской копии программного продукта одной из британских фирм, Milonic Solutions. О чем не преминули оповестить весь интересующийся люд, в частности через популярный интернет-журнал Wired.com. Великий поход за справедливостью пока закончился ничем, и сенатор убеждает публику, что его в который раз неправильно поняли.

Кажется, конфликт между владельцами авторских прав и пользователями файлообменных сетей вступил в качественно новую стадию. Первые перешли от малоэффективного юридического давления на владельцев
Р2Р-сетей к противостоянию с непосредственными пользователями. Кроме того, обе стороны начали максимально использовать имеющиеся технологические средства, не слишком заботясь о легальном аспекте проблемы. Очевидна эскалация конфликта, а также попытки использования обеих сторон в политическом противостоянии. Противостояние «щита и меча» может длиться бесконечно. И кардинально изменить ситуацию здесь могла бы разве что смена модели дистрибуции интеллектуальных продуктов, более того, изменение самой концепции авторского права. Но до этого, кажется, далеко — владельцы прав еще слишком верят в свои силы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно