Хранитель вечного. Худрук Малого театра Юрий Соломин: «Когда-то в Киеве мне спасли жизнь…»

7 сентября, 2007, 14:00 Распечатать Выпуск №33, 7 сентября-14 сентября

Ассоциаций с «адъютантом…» — никаких. Поезд ушел, белых победили (потом красных…) Ныне Юрий Соломин чаще и ярче ассоциируется с успешным «главнокомандующим» старейшего театра России — Малого...

Ассоциаций с «адъютантом…» — никаких. Поезд ушел, белых победили (потом красных…) Ныне Юрий Соломин чаще и ярче ассоциируется с успешным «главнокомандующим» старейшего театра России — Малого. Того театра, в котором в разные эпохи сверкали (и сверкают поныне) уникальные актерские коллекции — Щепкин, Гоголева, Царев, Ильинский, Нифонтова, Быстрицкая, Панкова, Коршунов… И многие-многие другие. Почитай, целый учебник истории театра! Сам Соломин почти двадцать лет на боевом посту худрука. И можно до хрипоты спорить о сценических модах и веяниях, но «армия Малого» несокрушима: аншлаги, внимание прессы. И их гордое достоинство как бы незамечания суетности окружающей жизни. Потому что живут по апробированному «уставу» — традиции, просветительский консерватизм, игнорирование модных «абракадабр».

Накануне больших гастролей Малого театра в Киеве Юрий Соломин рассказал «ЗН», насколько эффективен в нынешнее переменчивое время подобный театральный «устав».

«К молодым отношусь неплохо, хотя и ругаю…»

— Юрий Мефодьевич, первый вопрос, скорее, вопрос вежливости: какие самые памятные моменты — личностные и художественные — у вас непосредственно связаны с Украиной?

— Конечно, это прекрасные воспоминания. Во-первых, в Украине я раньше много снимался. Во-вторых, сериал «Адъютант его превосходительства», принесший мне популярность, снимали именно в Киеве, под Киевом. На киностудии имени Довженко у меня был в начале 70-х очень успешный фильм «Инспектор уголовного розыска». Да и в Киев на гастроли мы раньше ездили часто. Гастрольный график выстраивался примерно следующим образом — через год-два обязательно либо Ленинград, либо Киев. Кстати, мои самые первые гастроли в вашем городе особо памятны… По медицинским причинам. На открытии надо было играть спектакль «Пучина» вместе с Еленой Николаевной Гоголевой. И вот прямо из театра имени Ивана Франко меня с перитонитом увозит скорая помощь. Предстояла серьезная операция — первая в моей жизни… Меня тогда оперировал хирург Юра Ганул — в небольшой больнице недалеко от театра. В Киеве, без преувеличения, мне тогда спасли жизнь! Поэтому, сами понимаете, как немало связано…

— Хорошо, а вот в художественном аспекте… Мне интересно, знает ли хоть кто-нибудь сегодня в России имена наших больших театральных мастеров — Курбаса, Юры, Ужвий, Крушельницкого?

— Из людей моего возраста нет таких, которые бы не знали Натальи Михайловны Ужвий — особенно в кино, в частности в «Радуге» Марка Донского. Мне самому посчаст­ливилось работать с украинскими актерами в разных картинах — в том же «Адъютанте…», в «Инспекторе…». Мы сегодня в очень хороших отношениях с Богданом Сильвестровичем Ступкой, художественным руководителем театра имени Ивана Франко. То, что он прекрасный актер, повторяться не следует… Недаром он и многие другие ваши мастера активно снимаются в российском кино. И уж если в фильме играет актер уровня Ступки, то даже мыльная опера обретает иное звучание…

Тем не менее в Киеве я не был давно. О каких-либо украинских театральных поисках знаю немного. Последнее, что видел, — «Наталка-Полтавка» во время гастролей франковцев в Москве.

— Кто в большой труппе Малого для вас лично сегодня является опорой, плечом, на которое в любой момент можете опереться в сложные моменты?

— Опереться могу, пожалуй, на старшее поколение… Стариков у нас немного осталось. Но они есть. Вот, например, актриса Татьяна Александровна Еремеева. Уверен, нет такой актрисы ни в Москве, ни в Европе! В свои 94 она так азартно выходит на сцену, так замечательно играет в спектаклях «Горе от ума», «Волки и овцы»… Киевский зритель, кстати, в этом сможет убедиться. Возможно, ее встретят и не такими уж громкими аплодисментами, но вот когда она будет уходить со сцены, я абсолютно уверен, что будут овации! Самое главное — ее отношение к молодым, очень добросердечное. Я уж и сам начинаю к молодым относиться неплохо, хотя и ругаюсь иногда…

— А за что ругаете чаще?

— Хочется, чтоб они работали хорошо.

— Тогда уж в продолжение молодых, но успешных… Ожидаются ли в ближайшее время на сцене Малого новые работы режиссера Сергея Женовача, ученика Петра Фоменко? Когда лет пять назад смотрел его «Горе от ума» в вашем театре, сразу возникло ощущение — вот оно, молодое вино в старых мехах; и как искусно он выстроил бенефисы мастерам в своем спектакле, даже молодежь (Чацкий, Софья) оттенил…

— Новые постановки Сергея Женовача будут обязательно. В прошлом году он выпустил курс в ГИТИСе. Сейчас занят созданием своего театра. По этой причине он и не может бросить пока свой молодой коллектив. А у нас он поставил три спектакля — «Горе от ума», «Мнимый больной», «Правда — хорошо, а счастье — лучше» — и все они имели успех. На следующий год планируем его новую работу. Но вот какую именно, пока говорить не буду.

«Разве плохо, когда чтут классику и авторское слово?»

Юрий Соломин в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума»
Юрий Соломин в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума»
— В настоящее время вы работаете над «Властью тьмы» Толстого. Почему выбор пал именно на это произведение, хотя, в принципе, у него есть сценическая история в Малом? Но, возможно, есть и ассоциации с нынешней «властью тьмы» — как в нравственном, так и в социальном аспекте?

— Знаете, мне бы не хотелось говорить о том, что лично думаю по поводу этого произведения. Для меня важнее то, что получится в итоге. Пока у нас «застольный период» работы. А «тьма»… Так она же на поверхности! Меня, например, мучает вопрос, почему Толстой написал свою самую сильную сцену — убийство ребенка — в двух вариантах? Он написал, а мы должны теперь разбираться!

— А вас не обижают колкости в некоторых рецензиях, когда говорят о «ретроградности» Малого, даже о музейности? Насколько чутко реагируете на критику вообще? Хотя ваш театр, кстати, один из немногих на постсоветском пространстве, который обходят неизбежные закулисные дрязги (во всяком случае, в СМИ об этом ни слова), как удается этого достичь?

— А я отвечу, «как достичь»… Именно потому это получается, что мы несколько ретроградны. Да, мы соблюдаем традиции — традиции русской театральной школы и еще тех десяти заповедей, на которых основана и русская, и украинская культура. Украина — христианская страна, и это будет понятно. Возможно, не все и не всегда у нас получается… Возможно… Но что такое «ретроград»? Тот, кто хочет делать все по старинке. Но ведь понятие «ретро» само по себе и модно, и звонко. И на Западе сегодня обожают создавать римейки классических произведений. Можно сказать, не ретро, а римейк. Но все равно это — проверенное временем старое, а, значит, качественное. А значит, — лучшее! Когда мне иногда говорят о «музейности» Малого, я, как правило, отвечаю: а что такого недостойного в музеях? Разве нам не нравится Третьяковка или Пушкинский? И разве плохо, что театр может быть посещаемым и востребованным «музеем театральной культуры»? Разве плохо, когда чтят классику, авторское слово и не измываются над текстами Гоголя, Чехова, Островского? Малый существует 250 лет. Точнее, не существует, а живет. А если живет, то какие разговоры о ретроградности?

— В общем, вас не обижает и не раздражает, что Малый не в фарватере театральной моды?

— Те, кто не могут написать о театре по-настоящему и от души — об актерских работах, о режиссуре, — те, как правило, занимаются какими-то интригами, поднимая себя за счет кого-то… Дескать, я ничего не боюсь сказать об этом известном артисте или театре! Помню, один из таких напечатал когда-то в СМИ, когда я еще был министром культуры, мол, я бы посоветовал министру Соломину написать заявление об уходе потому-то и потому… А я тогда сказал: а почему я буду его слушать? Разве я стал министром здравоохранения? Я стал министром культуры, в которой кое-что понимаю. Я — педагог со стажем, я — режиссер, актер, у меня есть немалый опыт. И оказалось, что я прав. И потом, с тех пор как я возглавляю Малый театр, он ведь не упал, а стабилизировался. Но кому-то я и не нравлюсь, поскольку в глаза могу сказать: «Родной, иди-ка ты почитай что-нибудь, поскольку ничего в этом не соображаешь…» Вот мы говорим о традициях, ретроградстве… А ведь важно помнить, что традиция — это сохранение всего того хорошего, что было раньше у конкретного государства, у большого народа, у отдельной семьи. Что в этом плохого?

«Репертуарный театр нужно сохранять, а не подвергать его «переделам»

— Некоторое время назад вы резко высказались против театральных реформ. И вроде вас поддержал в этом вопросе лично Путин. Не изменилась ли ваша точка зрения на эту тему сегодня? Может, все же нужно в театральном хозяйстве что-то менять, реформировать?

— Действительно, не так давно возник вопрос о театральной реформе. Но тогда в Союзе театральных деятелей я задал вопрос: «Покажите мне человека, который первым сказал, что театральная реформа сегодня нужна?» Мне так и не смогли назвать этого человека. Союз театральных деятелей тогда, кстати, тоже впервые об этом услышал. А режиссеры, художественные руководители? С ними по этому вопросу вообще никто не советовался — нужна реформа или нет. Поэтому по сей день нет человека, который первый это придумал. Он где-то скрывается сейчас… Нужно объявлять всесоюзный розыск… Когда праздновали 250-летие российского театра и когда на этих торжествах был президент, этот же вопрос опять возник. Я понял, что у Путина нет отрицательного отношения к моей позиции. Он меня внимательно выслушал, и его слова абсолютно совпадали с моими мыслями. Так что мы на этот счет спокойны. Пока все тихо… Правда, это уже был второй «заход» с подобной реформой… Первый возник несколько лет назад, когда Николай Губенко был председателем комиссии по культуре в Думе. Тогда он спас положение, собрав художественных руководителей. Мы доказали: никому это не нужно — театр нужно сохранять, а не разрушать, не подвергать его какому-то «переделу»… Особенно сейчас, когда засилие масскульта.

Ведь что самое интересное: сами творческие коллективы никакой реформы не просят! Они просят хотя бы не мешать, а реформа, может, и нужна была бы, если идеи исходили снизу, изнутри. А когда сверху навязывают — извините, это мы проходили.

— О вашей гастрольной карте… Есть ли некий принцип, или, возможно, тайный умысел именно такой верстки киевских гастролей? Какой из привозимых в Украину спектаклей, на ваш взгляд, в большей степени нынче визитка Малого?

— Довольно трудно ответить на этот вопрос. Поскольку непросто говорить, что эти спектакли лучшие… Что ж тогда получается — все остальное у нас худшее? Визитная карточка Малого — всегда Александр Островский, Александр Грибоедов, Николай Гоголь. Почему решили открывать гастроли «Ревизором»? Потому что это премьера, она недавно была сыграна в Москве. И открываем гастроли Гоголем еще и потому что он имеет непосредственное отношение к Украине. И мы не специально так делали, все выстроилось само собой. Второй спектакль — «Горе от ума», о котором мы уже говорили, так этой постановкой мы открываем каждый свой новый сезон в Москве — откроем и в этом году 7 октября. И «почему» — я думаю это расшифровывать не нужно. Потому что классика. «Горе от ума» впервые появилось на сцене Малого театра в 1836 году, с тех пор великая пьеса периодически появляется в нашем репертуаре. Далее «Волки и овцы» и «На всякого мудреца…», это Островский, а Малый, как известно, «дом Островского». Не могли обойтись и без западной драматургии, поэтому в афише — «Тайны Мадридского двора» — это тоже наша визитка, плюс в спектакле играет Вячеслав Езепов — народный артист России и Украины, чей творческий путь тесно связан с киевским Театром имени Леси Украинки.

Репертуар

Киевские гастроли Малого театра проходят при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ — на сцене Национального театра русской драмы имени Леси Украинки. 11, 12 сентября — «Ревизор» Н.Гоголя; 13, 15-го — «Горе от ума» А.Грибоедова; 14, 16-го — «Волки и овцы»; 18, 19-го — «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба, Э.Легувье; 17, 20-го — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно