HOMO LUDENS ...В ДУЭТЕ

20 июня, 2003, 00:00 Распечатать

В этот вечер, казалось, сочетаются совершенно несовместимые вещи. На стенах висели православные иконы, и в то же время звучала еврейская «Молитва» Эрнеста Блоха, дополненная светской музыкой...

В этот вечер, казалось, сочетаются совершенно несовместимые вещи. На стенах висели православные иконы, и в то же время звучала еврейская «Молитва» Эрнеста Блоха, дополненная светской музыкой. Издавал эти звуки дуэт «Астория», в котором также сочеталось «полярное»: классическая, почти древняя виолончель и достаточно новый инструмент, который принято считать народным — клавишный аккордеон. Слышался звон Лаврских колоколов. Публика, среди которой оказались лица духовного сана, восприняла все в неразрывном единстве. И думалось о том, что еще некоторое время назад все это было бы невозможно. Если в средневековье музыканты и лицедеи преследовались церковью и считались грешниками, то в советские времена изгоем стала церковь. И только сегодня, пытаясь познать мир во всех его проявлениях, мы задумываемся о том, что музыку, пожалуй, справедливо называют искусством божественным.

По сути, именно религия и музыка убеждают человека в том, что даже над временем возможно властвовать. В лице Христа и Его Воскресения мы верим в Вечность, в возможность возродиться, в Чудо преодолеть оцепенение смерти. Музыкальному искусству точно так же присуща власть над самым неуловимым — временем. Музыка существует во временном развертывании и одновременно влияет на его законы. А еще позволяет в настоящем сочетать прошлое и будущее.

Именно по такому принципу прошла презентация первого компакт-диска дуэта «Астория» (презентация для широкого круга слушателей состоится девятого июня в Колонном зале Национальной филармонии Украины). Лауреаты Международных конкурсов, заслуженные артистки Украины Анна Нужа (виолончель) и Евгения Черказова (аккордеон) составили программу компакта, охватив разные временные и национальные стили. За час слушатели «проживут» более трехсот лет. А начнется общение с приятного знакомства (или приятного воспоминания — для более искушенных), ибо речь идет о творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Невольно вспоминается знаменитая фраза булгаковского Воланда: «Говорил же я Канту за завтраком...». Иностранцу с разноцветными глазами мало кто верил. Что же касается музыкантов, то их общению с композитором, умершим несколько столетий назад, пожалуй, поверят. Да и как не поверить хотя бы дуэту «Астория», если всего за час они не только общаются со многими знаменитостями, но и знакомят с ними своих слушателей. Итак, после Баха мы переносимся с Анной Нужей и Евгенией Черказовой в Швейцарию, слушая фрагменты из «Еврейской жизни» Эрнеста Блоха; потом — азартно шагаем под «Венский марш» Фрица Крейслера и предаемся страсти во время исполнения аргентинского танго нашего современника — Астора Пьяцоллы.

Слушая компакт-диск дуэта «Астория», понимаешь, что не только путешествуешь по хронологическому срезу разных эпох, но и поддаешься стилю исполнения, в котором дуэт виртуозно оперирует категорией музыкального времени. Особенно ярко это продемонстрировала интерпретация произведения Фрица Крейслера «Синкопы» (напомним, что синкопа — это смещение ритмически опорного звука с сильной доли на слабую). Нарушение заложенной композитором временной закономерности в ритме усиливалось непринужденным обращением с темпом. Произведение стало живым, непредсказуемым, пламенно-азартным. Слушатель то вливался в поток звуков, то сопротивлялся ему, что напоминало некую «игру» исполнителей с аудиторией. Недаром, наверное, Йохан Хёйзинга в его работе «Ноmo Ludens» («Человек играющий») доказывает, что базис культуры лежит в игре, ведь игра старше и первичнее.

С Игрой (и в прямом, и в переносном смысле), пожалуй, была связана и сама идея создать первый в Украине дуэт, сочетающий виолончель и аккордеон. Этот дуэт представляет удивительное тембральное единство, специфические возможности своих инструментов, а также их средствами — красочность целого оркестра. В «Пасторали» И. С. Баха До-минор мы словно слышим струнный квинтет и могущественные аккорды органа; в «Испанской народной сюите» М. де Фалья звуки виолончели вдруг «перевоплощаются» в пиццикато гитар, столь популярных в солнечной Испании, а в «Сачидао» Сулхана Цинцадзе (в переводе с грузинского «сачидао» — спортивные состязания на лошадях) аккордеон выступает в роли ударных инструментов.

Безусловно, немаловажную роль в таком богатом выражении тембров играет и то, что А. Нужа и Е. Черказова собственноручно делают переложения и исполнительские редакции, ведь для такого состава не существует репертуара. Однако в этом случае исключена зависимость от конкретных авторов, стилей и эпох, что и продемонстрировал первый компакт-диск «Астории».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно