ХОЧУ В ТАНЗАНИЮ! ИЛИ В ТОЙ ОБЛАСТИ КИНО ИГОРЯ ЧЕРНИЦКОГО

29 сентября, 1995, 00:00 Распечатать

С актером и режиссером Игорем Черницким мы познакомились на гатчинском фестивале «Литература и кино»...

С актером и режиссером Игорем Черницким мы познакомились на гатчинском фестивале «Литература и кино». Потом у нас сорвалась совместная поездка на кинорынок по вине Черноморского пароходства. Несостоявшийся круиз породил множество грустных телефонных разговоров о дыме Отечества, о судьбах ныне бесправных деятелей искусства, о гримасах сегодняшнего НЭПа и, разумеется, о том, как будем жить дальше. В конце концов, мы решили, что пора встретиться и придать нашим сумбурно-эмоциональным беседам форму интервью. Так мы и сделали. Хотите верьте, хотите — нет, но когда Игорь с присущим ему пылом стал клеймить всю существующую технику за бездушие, мой невинный диктофон — безотказное дотоле орудие производства, взбунтовался и с диким скрежетом прекратил запись. Только после того, как Игорь опустился на колени и попросил прощения у оскорбленного в лучших чувствах диктофона, железный зверь встал на задние лапы и тихо заскулил, то есть включился в работу, простив темпераментного художника за допущенную несправедливость.

— Игорь, ты говорил мне, что сценарий твоего будущего фильма как-то мистически связан с нашей несостоявшейся поездкой.

— Фильм даже будет называться «Мираж» — корабль любви», по произведениям прекрасного латиноамериканского писателя Хулио Кортасара. Этот фильм будет о том, как люди ищут счастья где-то, вдалеке от собственного дома, в каких-то круизах, как мы с тобой. Но предупреждаю тебя, от себя никуда не уплывешь, и любовь надо искать с себе, а не в круизе.

— И все-таки давай еще помечтаем. Каких актеров ты хотел бы снимать в этом фильме?

— Я в очень добрых дружеских отношениях со Светланой Крючковой. Она играла в моем фильме «В той области небес». Еще я хотел бы работать с Ирой Шевчук, у нас даже есть предварительная договоренность. Мне очень нравится как актер Олег Меньшиков, а в главной роли я буду снимать своего студента. Большую роль будет играть Коля Романов, и мне бы очень хотелось, чтобы в этом фильме снималась Аня Михалкова. Из украинских артистов я бы задействовал Олялина, а из твоих любимых ленинградцев — Толю Рудакова. Кроме того, я знаю еще одного хорошего актера — Игоря Черницкого. Но с «Миражом» пока, как ты знаешь, большие сложности, а вот обещают запустить на киностудии Довженко в конце года мою мелодраму с условным названием «Дурнушка». Правда, Мащенко не нравится это название, потому что в переводе на украинский оно получается «Погануля». Это вещь по мотивам произведений Куприна, такой, знаешь, любовный треугольник. Я себе в нем представляю Олега Янковского, Колю Романова и Аню Михалкову.

— Я не случайно задаю тебе вопросы из области желаемого. Ведь, слава Богу, если у тебя есть сегодня какие-то планы и замыслы. К сожалению, большая часть нашей художественной интеллигенции сейчас ничего не может и ничего не хочет.

— А у меня еще и сценарий комедии готов, лежит с начала перестройки, называется по Вертинскому «В бананово-лимонном Сингапуре». А реальные планы связаны с экранизацией нового романа Сергея Есина «Затмение Марса», который был напечатан в журнале «Юность» и получил катаевскую премию. Это — потрясающий диагноз современной Москве и вообще нашему времени. Мне Есин предложил написать сценарий и снять фильм в Москве.

— А ты знаешь, что Есин — одиозная фигура среди московских писателей? И студенты Литинститута его как ректора не очень любят.

— Ну, вы, журналисты, любите вешать ярлыки!

— Я себя журналисткой не считаю...

— Я специально так сказал, чтобы ты это произнесла. А роман Есина мне очень понравился, потому что политика в этой вещи — почва, из которой произрастает трагедия героя. Разрушается страна, разрушается духовное здание и разрушается человек. Очень смелый, откровенный и честный роман — роман-исповедь.

— Теперь давай вернемся из той области небес (прошу прощения, сэр режиссер, за невольную цитату) на грешную землю. Ты успел снять в реальной жизни два фильма: «Ивин А.» и «В той области небес». Как тебе удалось с «Ивиным» поехать на кинофестиваль в Прагу?

— Меня пригласили участвовать даже не в конкурсе, а в панораме мирового кино. Могу скромно сказать, что в этой панораме были также Никита Михалков с «Ургой» и «Утомленными солнцем» и Коппола с «Апокалипсисом наших дней». Сейчас Михалков снимается в Праге, он играет Городничего в «Ревизоре» у какого-то молодого московского режиссера. Представляешь, «Мосфильм» настолько дорогой, что выгоднее снимать в Праге.

— То есть сейчас, чтобы как-то выжить, должно быть совместное кинопроизводство? А для телевидения ты не пытался работать?

— Ну, что ты, на телевидении теперь снимают «Генитал-шоу». Знаешь такую познавательно-развлекательную передачу. У меня есть ощущение, что несчастную барышню на следующем этапе этой милой игры подвесят в общипанном виде над газовой плитой и будут смолить. А чиновников аховое положение нашего кинематографа не волнует. Они говорят, что в Танзании тоже нет своего кино.

— Ты при создавшейся безработице в кино никуда не хочешь уехать?

— Хочу в Танзанию. Если у меня не будет возможности снимать, я уеду хоть на Северный полюс при условии, что меня там будут ждать с моими фильмами и планами. Хотя уезжать мне не хочется, потому что я обожаю Киев. Меня поражает, как в таком талантливом городе происходят такие бездарные вещи. И в этом виноваты те, кому нужно организовывать жизнь художников. Люди искусства уничтожены и брошены. Я представляю их как аристократов, которых лишили всего в одночасье. И поставили в положение обслуги. Если у нас с тобой на книжке деньги стали бумажками, купонами, они же к кому-то перешли, ничто не исчезает бесследно, как ты знаешь.

— Ну да, мы в стране дураков закопали одни денежки, а выкопали их совсем другими. А почему бы в нашем интервью не поговорить еще и о женщинах? Вам, сэр, какие женщины нравятся?

— Мне нравится Светлана Крючкова. А вообще мне нравятся порядочные и надежные женщины.

— Я понимаю, женщина должна быть большой и хорошей, это ты правильно сказал. Но что тебя в ней цепляет?

— Понимаешь, приятно, когда тебя любят. Это все придумано, что счастье — любить, а уж потом быть любимым. Когда тебя любят и прощают недостатки — это уже счастье.

— Ну, на мой взгляд, счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты. А бывает, что в одном человеке есть одно, в другом — другое. И без одного не можешь, и без другого. Как тогда быть?

— Это в вас заговорил художник. Ты как краски подбираешь. Ты что, считаешь, у женщины дом — место, куда она приходит постирать и погладить? А любовь у нее на стороне, в аристократических районах города? Я теперь понимаю, почему нет кино — оно перешло в жизнь. Я пришел к выводу, что лучшая любовь — это любовь в 10 классе, все остальное — счетоводство. И как сказал Экзюпери, мне легче придумать любовь, чем найти ее в жизни.

— А я думаю, что просто люди сейчас страшно устали от катаклизмов, и нужно иметь очень большие душевные силы, чтобы сохранить в себе способность любить. Человек, романтически воспитанный, больше предрасположен к любви. Скажи, а что тебя спасает сегодня, когда правит бал прагматизм?

— Пока дышу — надеюсь. У нас от пристани отошли такие корабли, что мы остались нищими, как Черноморское пароходство. От нас ушли Леонов, Бондарчук, великий Смоктуновский. Фасбиндер к 36 годам снял 30 фильмов, а я в 41 год — два фильма. Но я надеюсь, что у меня будет возможность работать, и именно в Киеве. Есть еще такие энтузиасты, как Жариков с фестивалем «Созвездие», Ира Шевчук — с «Киношоком», Нина Ильина — со «Стожарами», Гатчинский новый фестиваль... Спасти кинематограф они не могут, потому что это должны делать мужи, которые обладают властью... А вон Никита Михалков мог бы сейчас спасти славянское кино, если бы ему дали больше полномочий и возможностей. Это человек, с которым я мечтал бы сотрудничать.

— Ну что ж, я тебе желаю, чтобы мечты твои сбылись и корабль любви не оказался миражом, а кино возродилось не только в той, но и в нашей области небес.

P.S. На II Приднепровском международном кинофестивале духовно близких народов «Белый аист-95» в г.Тирасполе Н.Романов получил приз за лучшую мужскую роль и воплощение образа современного романтического героя в фильме И.Черницкого «В той области небес». А сам И.Черницкий получил приз за лучшую мужскую роль второго плана и удачное совмещение профессии режиссера и актера. Светлана Крючкова получила приз за лучшую женскую роль второго плана в этом же фильме.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно