Харуки Мураками, «1Q84». Издательство «Фоліо»

29 апреля, 2010, 14:56 Распечатать

Новый роман «1Q84» Харуки Мураками только формально можно считать аллюзией на «1984» Джорджа Оруэлла....

Новый роман «1Q84» Харуки Мураками только формально можно считать аллюзией на «1984» Джорджа Оруэлла. Да, заменяемая буква «Q» в его цифровом названии означает вопрос (question), которым автор указывает на еще большую, нежели в антиутопии американского классика, неопределенность нашей реальности. Но на этом любые сходства завершаются. И не только потому, что «Большой Брат» который у Оруэлла символизировал тоталитаризм, никак не перекликается с мистическими «карликами» Мураками, которые по сюжету его романа ткут из человеческих страхов «воздушную личинку» будущей общественной «нирваны». Но и потому, что, несмотря на раскупленный в Японии в течение одного дня стартовый тираж «1Q84» и допечатанные еще 960 тыс. копий романа неделю спустя, о литературных преимуществах этого произведения над предыдущим активом Мураками вроде «Кафки на пляже» или «Хроники заводной птицы» говорить пока рановато.

Исходя из более уместных сравнений «1Q84» с ранее написанными произведениями культового японского автора, стоит заметить, что так же, как в до недавних пор последнем по времени «Кафке на пляже», структура его нового романа состоит из двух отдельных историй, которые переплетаются в конце повествования. В свою очередь, в течение продолжительного времени эти не очень-то напряженные истории развиваются в двух параллельных реальностях. Правда, развиваются они чуть заторможено как для европейцев, более мобильных в плане сюжетной моторики.

Впрочем, нельзя забывать, что перед нами произведение автора, относящегося к традиционной японской культуре. И пусть с этой точки зрения романы Харуки Мураками считаются «испорченной» эрзац-продукцией европейского рынка вроде джаза (в «Погоне за овцой» и «Танцуй, танцуй, танцуй») или рок-н-ролла (в «Кафке на пляже»), их модный автор все равно исповедует медитативный стиль повествования, получив в свое время престижную премию Акутагавы. Поэтому в одной из историй романа «1Q84» его герои, проживая в Токио в 1984 году, меланхолично не удивляются мистической обыденщине, продолжающейся на их глазах в религиозных ячейках, а персонажи второй, прозябая в том же Токио, но «непонятно в каком» (1Q84) году, мирно греются под сразу двумя Лунами в небе своих «параллельных» фантазий. Понятно, что когда-то обе версии одной фабулы сойдутся, а их «реальные» герои вроде учителя математики и литературного любителя Тенуо совпадут с «потусторонними» персонажами вроде инструкторши фитнес-клуба и заодно киллерши Аомамэ.

В общем, сюжет нового произведения Мураками хоть и не слишком оригинален, но по крайней мере актуален. Вне всякого сомнения, основная тема «1Q84» крайне болезненна для современного японского общества, в котором появление культа «новых религий» по-прежнему остается на повестке дня. Поэтому не удивительно, что даже криминальная драма, мастерски завернутая в обертку психологического романа, может походить на обычную художественную публицистику.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно