ХАРЬКОВСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ ВИТАЛИЯ ГУБАРЕНКО

Поделиться
Жалоба и триумф. Голгофа судьбы каждого сколько-нибудь крупного таланта и торжественное погребение, которое сигнализирует о настигающем художника посмертном признании...

Жалоба и триумф. Голгофа судьбы каждого сколько-нибудь крупного таланта и торжественное погребение, которое сигнализирует о настигающем художника посмертном признании. Таким виделся путь творца автору симфонической поэмы «Тассо» Ференцу Листу, на собственном опыте постигавшему трагическое одиночество подлинного творца даже в тех случаях, когда жизнь его казалась современникам вполне благополучной и как будто бы не давала повода для жалоб. Нелегко складываются взаимоотношения возмужавших птенцов, выпорхнувших из гнезд в большой мир, широко расправив крылья, с их отчим кровом и домом. «Может ли что хорошее быть из Назарета?» — слышал за своей спиной Христос. И не мог совершать чудес в городе своего детства. В истории остались имена городов, которые изгоняли прославленных земляков, а позднее ставили им монументы. Уезжая в последний раз из России, покинув ненавистный Петербург, Михаил Глинка остановился на границе, чтобы произнести горькие слова обиды и обвинений в адрес столь жестокой к своему гению родины, предпочитавшей восхищаться иноземными знаменитостями и не замечать отечественных талантов. Так было и есть, ибо нет пророка в своем отечестве.

Харьковчанин по рождению и воспитанию, представитель харьковской композиторской школы Виталий Губаренко последние пятнадцать лет своей жизни провел в Киеве. В течение всех этих лет его музыка очень редко звучала в родном городе. А между тем именно здесь он дебютировал с крупным вокально-симфоническим произведением на концертной эстраде, когда был еще студентом третьего курса Харьковской консерватории. С той поры симфонический оркестр Харьковской областной филармонии стал родным для него коллективом, игравшим премьеры многих его сочинений, которые затем входили в репертуар оркестров Киева, Донецка, Симферополя, Одессы, звучали во многих городах бывшего Советского Союза. На долгие годы сохранялась дружба и творческое общение с дирижерами, возглавлявшими в разные периоды харьковский оркестр. Не однажды за долгую творческую жизнь именно с этим оркестром проводились монографические авторские концерты Виталия Губаренко. Последний состоялся шесть лет назад. За пультом тогда стоял бывший харьковчанин, талантливый молодой дирижер Игорь Палкин, сотрудничеством с которым композитор очень дорожил, доверив именно ему первое исполнение в Киеве, а затем в Харькове монооперы «Одиночество» для тенора с оркестром на тексты писем Проспера Мериме.

Несмотря на отличный состав солистов и достаточно высокий уровень исполнения, последняя прижизненная встреча композитора с Харьковом принесла ему еще одно горькое разочарование, как бывало не раз и в прежние времена. Губаренко всегда отличался независимым нравом и прямотой суждений, начальству угождать не умел и не стремился, да и сам никогда не числился в композиторах-начальниках. Ради творчества рано оставил удачно начатую педагогическую деятельность. Слишком многое в его судьбе шло помимо Харькова. Так, родной город с большим опозданием и только на короткое время признал в своем земляке крупного оперного композитора, да и признал ли всерьез? В то время как успешный оперный дебют Губаренко одновременно состоялся в Киеве, Одессе и Новосибирске, только три из тринадцати его опер впоследствии прозвучали на сцене Харьковского театра оперы и балета им. М.Лысенко, еще две были поставлены студенческим коллективом оперной студии, не имевшей ни своего помещения, ни постоянного репертуара. А после того как Харьков обрел наконец долго строившееся новое здание оперного театра, произведения Губаренко вовсе исчезли с афиш. У композитора сложилось впечатление — и не без оснований, — что родной город слишком быстро и охотно вычеркнул его из своей памяти. Ведь все, создававшееся с 1986 года, обходилось здесь стороной, и даже юбилейный авторский концерт в связи с 60-летием со дня рождения, в котором были предложены неизвестные харьковчанам произведения, не собрал достаточного количества публики.

И вот теперь, через 44 года после дебюта студента-третьекурсника, — концерт памяти композитора, творчество которого как бы открывалось в этот вечер заново. В исполнении симфонического оркестра Харьковской областной филармонии под управлением Игоря Палкина прозвучала неизвестная харьковчанам симфония-балет «Зеленые святки» — масштабное симфоническое полотно с яркими сочными образами, пронизанное динамикой, сочетающее поэзию и юмор, написанные широким мазком жанровые картины и тонкую звукопись фантастических эпизодов. Оркестр сыграл симфонию с истинной увлеченностью. Дирижер четко выстроил многоплановую форму, рельефно выделил контрасты, ни на миг не ослабив присущую музыке энергию и волевой напор.

Иные стороны дарования композитора раскрылись в двух миниатюрах для солирующих духовых инструментов в сопровождении струнного оркестра. Адажио для гобоя прозвучало в исполнении Виктории Кареловой и оркестра под управлением Игоря Палкина как светлая лирическая зарисовка, пронизанная настроением томной неги, столь соответствующим особенностям тембра солирующего инструмента. Большой успех выпал на долю другого молодого музыканта — Сергея Третякова, с блеском и подлинным артистизмом исполнившего Арию для кларнета в сопровождении струнных. Так как главное слово принадлежало в концерте молодым исполнителям, в нем как бы передавалась эстафета от поколения шестидесятников, к которому относился Виталий Губаренко, к новой генерации. Важным связующим звеном в этой перекличке поколений безусловно был талантливый молодой дирижер Игорь Палкин, который непосредственно общался с композитором и в процессе этого общения вырабатывал собственный подход к исполнению его музыки.

Продолжением той же темы стало второе отделение концерта, в котором юная, но уже хорошо известная своими конкурсными победами пианистка из Симферополя Мария Ким с зажигательным темпераментом и какой-то бурлящей, всесокрушающей энергией исполнила в сопровождении харьковского оркестра под управлением Игоря Палкина Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова. Безмерно широкие границы музыки сопрягают прошлое и современность, искусство бессмертного итальянского виртуоза Паганини, творчество русского гения Рахманинова, музыкальный мир украинского творца Виталия Губаренко, талант и мастерство молодых музыкантов, перед которыми распахнул двери ХХI век.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме