ХАРЬКОВ. ПЛОЩАДЬ КРАСНОГО МИЛИЦИОНЕРА

9 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 9 июня-16 июня

На площади с этим экзотическим названием расположен один из старейших цирков не только Украины, но и недавнего государства, занимавшего одну шестую часть суши мира...

На площади с этим экзотическим названием расположен один из старейших цирков не только Украины, но и недавнего государства, занимавшего одну шестую часть суши мира. На этой же площади, правда в 1883 году она именовалась Жандармской, был и первый в Харькове стационарный цирковой манеж. Построил его потомственный цирковой артист Альберт Саламонский. Сын наездника действовал с размахом и строил цирки за свои деньги там, где ему хотелось. Например, бывая в Москве, один из его цирков любил посещать писатель А.П.Чехов, восторгавшийся работой клоунов и эксцентриков. К.С.Станиславский — режиссер и теоретик театра — свои впечатления вложил в одну краткую формулу: «А цирк — это самое лучшее место во всем мире». Наверное этого достаточно, чтобы представить того, кто первым заложил фундамент в жизнь циркового искусства в городе Харькове.

За ним не замедлили прибыть конкуренты — братья Годфуа, Никитины. Открыли свой цирк Сур и Муссури в 1913 году, трансформированный ныне в здравствующий театр музыкальной комедии. Фамилии этих именитых людей нынче мало говорят, но это ведь не значит, что их не было.

Прагматичное ретро

На этой же Жандармской площади в 1886 году промышленник-миллионер Грикке и построил то каменное здание, которое еще и ныне находится на площади Красного милиционера. В следующем году ему 110 лет. Много это или мало? Не знаю. Египетские пирамиды стоят уже тысячелетия, но никто не знает, кто был их хозяином. Счастливые. Судьба постройки Грикке более капризна и переменчива. Экспроприация, солидаризация, передача Минкульту Украины и возможен новый пас городу. А ведь давно известно — перегрузки вредны для здоровья. И только гадалка может предсказать, что ждет впереди этот добрый парник для длинного перечня, начинавших под его куполом свой творческий путь. Напомню только, что и наездница Ольга Сур, героиня одноименного рассказа А.Куприна была среди первых. Хорошо, что рукописи не горят. Выступали здесь и театральные труппы М.Кропивницкого, П.Саксаганского, М.Садовского.

Дебютировала в этом цирке и первая дрессировщица львов советского циркового искусства, харьковчанка, дочь профессора ветеринарии Ирина Николаевна Бугримова. Впрочем, ее 85-летний юбилей совсем недавно отмечался в России. 45 лет дрессировщица работала в манеже. Последний выход был во Львове. Символический финал. Во Львове лев Нерон вдруг бросился на Бугримову. «Неожиданный мощный бросок опрокинул меня. Падать в клетке нельзя. Львы сразу, забыв распри между собой, объединяются и атакуют дрессировщика, — написала она в одной из своих книг «На арене и вокруг нее». — Я упала около двери. Нерон вцепился мне в ноги... Мое белое трико стало красным, в сапогах хлюпала кровь. Но я доработала номер. Я должна была восстановить рефлекс спокойствия, пройти по трюкам».

Судьба Бугримовой — девочки из хорошей семьи — в советское время нашедшей себя в цирке, созвучна судьбе другой девочки, тоже из хорошей семьи — «звезды» кино этого же периода Любови Орловой. Артистки, сыгравшей в фильме «Цирк» режиссера Г.Александрова роль воздушной гимнастки. Они и внешне похожи. Марион-Орлова в черном парике, взлетающая в «Полет из пушки под купол цирка» в 1936 году. И темноволосая, еще ищущая себя и свой образ, Бугримова, начинающая свой путь артистки цирка с партнером и первым мужем Буслаевым с «Полета на санях из-под купола цирка». Это было в 1931 году в старом Харьковском цирке.

Переход

Листая тоненький сборник тринадцатилетней давности, посвященный Харьковскому цирку, еще раз убеждаюсь в том, что это город и цирковой элиты. Но...

...Скрипит зеленая железная высокая калитка. Старый двор. В нем архаичные обломки времени — наполовину разобранные или несобранные из-за скудности средств для запчастей автомобили-грузовики. Это необходимый цирковой транспорт в состоянии коллапса. На серой стене, рядом со входом в уютную ветшающую громаду, сооруженную «папашей Грикке» по типу цирка Франкони в Париже, табличка «Украинская дирекция по подготовке цирковых аттракционов и номеров». Уже 20 с лишком лет в старом Харьковском цирке трудятся только над созданием своеобразных произведений циркового искусства.

Прошло и для цирка время громоздкой помпезности, хотя мастерство исполнителей котируется как и прежде. К художественной стороне номера отношение строгое, но исчезла, испарилась, образно говоря, возможность надлежащим образом оформить номер. Костюмы, реквизит стоят баснословные суммы. Государство, которое продолжает выделять дотации и на Украинскую дирекцию, не в состоянии удовлетворить даже скромные запросы артистов, готовящих новые номера. Сами они не настолько состоятельны, чтобы обеспечить себя необходимым реквизитом. Единственное, оставшееся в Украине, хозрасчетное государственно-художественно-производственное предприятие по изготовлению костюмов и реквизита для цирка из-за налогов и прочих «накруток», которыми его наградило государство, в свою очередь отыгрывается на артистах. Замкнутый круг. В сложившейся ситуации с сожалением думаешь: как плохо, что нет ни «папаши Грикке», ни Саламонских. Конечно, их требования и отбор были бы более жесткими, но и с финансами была бы иная ситуация.

За время существования украинского конвейера, как самостоятельной государственной отрасли, в Украинской дирекции по подготовке цирковых номеров и аттракционов не было создано ни одного аттракциона. О чем не раз с сожалением и горечью говорил ее директор Е.Овчаренко. Это очень дорого. Впрочем, похоже на то, что после распада общего циркового Управления «Союзгосцирк» и самая крупная и богатая компания, унаследовавшая имущество и валюту, заработанную вместе со своими бывшими вассалами, не стремится ни создавать, ни содержать аттракционы с животными, в том количестве, как это было. Даже такие потомственные цирковые «звезды», как братья Кио, значительно уменьшили количество контейнеров со своим реквизитом и благополучно работают в Японии.

Откровенно говоря, изменилась и психология артистов, даже тех, кто только начинает и получает возможность в той же Украинской дирекции создать или усовершенствовать номера. Я не говорю уже о том, что живо остаточное атавистическое потребительство — от него сразу не избавишься. Достаточно долго жили по принципу страны бесплатных советов: «Мы пусть и платим тебе мало, но зато обеспечиваем тем-то и тем». Только этот принцип как-то, на мой взгляд, уродливо смешивается с другим — непременным желанием как можно скорее выехать поработать где-нибудь подальше. Конечно, это стремление обуревает не только представителей циркового искусства и, безусловно, в нем есть и позитивное — дать на цирковом рынке знать о существовании Украинского цирка, показать свое мастерство, только далеко не у всех выезжающих оно достаточное, попасть на престижный международный фестиваль циркового искусства, скажем, в Монте-Карло или Вероне. Туда под флагом Украины еще никто не выезжал. Только это не значит, что туда не попадают граждане нашего государства. Более того, они становятся и призерами, но от Росцирка или других московских цирков, содержащих свои труппы. А вот удивить своим мастерством, получить признание у своих же соотечественников «горячее» стремление пропало.

И тем не менее Украинская дирекция по подготовке цирковых номеров и программ делает все от нее зависящее, чтобы цирки Украины наполнялись пристойными номерами и даже групповыми. Так, что можна считать удачей то, что цирковая элита сумела спасти старый цирк от попыток от него избавиться, то есть снести. Впрочем, это было при советской власти. Сейчас, как будто на это творение зодчих XIX века никто не покушается, но и не старается привести его в божеский вид. А время ведь беспощадно. Крыша течет. Манеж, а он, пожалуй, единственный, как память по старым временам, как в цирке говорят, опилочный, всюду уже в цирках опилки заменила резина. Манеж осел и подтекает грунтовыми водами и нет даже элементарной дренажной системы, чтобы постоянно откачивала воду. Поэтому готовить конные номера по причине его аварийного состояния невозможно. А ведь цирковой манеж предназначен прежде всего для лошади. Его диаметр 13 метров, рассчитывался как самое приемлемое расстояние между бегущей под барьером лошадью и стоящего в центре дрессировщика.

Однако для того, чтобы на красивой лошади был красивый и непременно артистичный наездник, ему необходимо дать школу, выучить его. В этой связи вспоминаются слова Бальзака, что никакая балерина не может сравниться изяществом и грацией с хорошей цирковой наездницей.

В украинском цирковом конвейере нет ни гротеск-наездниц, ни сальто-морталисток на лошади, ни парфорс-наездниц и наездников, нет и такого красивого номера, как высшая школа верховой езды. Простите, если вы никогда не слышали, как инспектора манежей объявляют, номера под таким названием. Их нет, но это не значит, что их не создавали мастера циркового искусства. Это Саламонский мог позволить себе содержать конюшню из 120 лошадей. Их-то ведь не только купить нужно, но и содержать.

Ну, а если случится это —

то будет оно сенсацией. Дело в том, что дирекция и старого и нового харьковских цирков долгое время добивались того, чтобы миниатюрную площадь одиозного Красного милиционера переименовать в ул.Бугримовой. У нас вообще не было принято называть даже переулки именами всемирно известных деятелей циркового искусства. И, хотя Армения тут оказалась первой, почтив талант клоуна Леонида Енгибарова, лед, кажется тронулся в Харькове. Именем, делавшем аншлаговые сборы везде, где бы ни появлялась дрессировщица со своими гривастыми и коварными партнерами, харьковчане намерены назвать площадь Урицкого. Неужели этому свершиться и «пламенный революционер», наконец, уступит место артистке цирка, представительнице мира искусств? Впрочем, в Харькове, наверное, как нигде изобилие улиц, проспектов, площадей, хранящих милые сердцам отцов не только города, но и, похоже, Украины имена племени «красных милиционеров». Но не будем судить их за это строго — поменять таблички на длинных проспектах это стоит дорого.

Ах, цирк, цирк! Сколько гонений, на протяжении своего существования он пережил, начиная с тех времен, когда был еще скоморошим. Когда это было? Да около тысячи лет назад. Сколько кризисов пережили его труженики и выжили. Он менялся, струился, но так и не нашлось сил искоренить его самобытное искусство. Плохому он не научит. Не верите? Тогда почему же и сейчас в период очередного «смутного времени» доверяете его миру своих детей?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно