Грузия как она есть

15 апреля, 2005, 00:00 Распечатать

Пару лет назад, побывав на концерте Национального грузинского балета Сухишвили, я поразилась — мужчины танцуют на пальцах, и это замечательно красиво, а вовсе не смешно...

Пару лет назад, побывав на концерте Национального грузинского балета Сухишвили, я поразилась — мужчины танцуют на пальцах, и это замечательно красиво, а вовсе не смешно. Хотя и танцоры Валерия Михайловского с его гротескным балетом передвигаются на пуантах, но это — нечто совершенно особенное. С грузинским размахом и неподражаемым азартом.

Приезд грузинского балета в Киев в этом году — не случайность, а, хотелось бы надеяться, зарождающаяся добрая традиция. Никакими дорогущими костюмами и живым звуком не раскачать такой солидный, как по размерам и по состоятельности публики, зал, как во Дворце «Украина». Но снова убедилась — грузинскому коллективу такое удалось без труда.

Они танцуют фольклор, и после этого не последует никаких оправдывающихся «но». Бережно сохраненный, где-то подмеченный или старательно воссозданный, очищенный от временного и «одетый» в современное восприятие грузинский балет совершенно не похож ни на что виденное прежде. Здесь каждый жест имеет огромное значение, каждый поворот головы что-то значит, а руки разговаривают между собой, с партнерами по танцу, со зрителем. Меня, например, особенно восхитили даже не грациозные красавицы с выразительными бровями и идеальными линиями, которые скользили по полу словно чайки по водной глади. Нет, особенно потрясают мужские танцы — сильные, взрывные, темпераментные. Все разные, непохожие, но объединенные главным — истинно мужской силой. Которой так мало сегодня на сцене, не говоря уже об эстраде, запруженной женоподобными мальчиками.

Балет Сухишвили — одно из грузинских чудес, который поражает воображение своим мастерством и истинно грузинским долголетием горца. Руководит сегодня коллективом третья династия танцоров, а подрастающие молодые кадры тренируются в школе при ансамбле, плавно переходя в основной состав по мере творческого и физического созревания. Да и в украинскую столицу дружный балет приехал немалой группой — 60 танцоров и оркестр народных инструментов впридачу. Впрочем, последние хоть на сцене и на заднем плане, но именно их заводные ритмы надолго проникают в вашу кровь и заставлют двигаться быстрее. Кстати, еще одно уникальное свойство балета Сухишвили — после свидания с ним еще долго хочется напевать и пританцовывать, проверено на собственном опыте.

Невзирая на то, что коллектив на гастроли выезжает постоянно, их программы не стоят на месте — они динамично развиваются, добавляются новые танцы, новые оригинальные постановки. Сейчас программами старейшего ансамбля занимается Илико Сухишвили-младший, внук основателей Национального балета Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Илико-младший сам танцевал в ансамбле, хотя первоначально думал заняться чем-то иным — уж слишком велика была ответственность на потомке легендарных бабушки и дедушки. Сегодня Илико уже не танцует, но признается, что работы хватает и без ежедневных тренировок — именно от него зависит, насколько свежими и неповторимыми будут выглядеть артисты балета Сухишвили на ведущих мировых сценах. С ними действительно не соскучишься — независимо от того, видите ли вы их впервые или же идете на концерт в предвкушении энергетического и эстетического наслаждения. И кажется — если бы танцоры внезапно соскочили со сцены в зал, то и он бы заплясал под напевные грузинские мелодии. Впрочем, как и у тонких грузинских вин, балет Сухишвили имеет особенное послевкусие — легкой грусти от расставания и ощущения, что так и не удалось разгадать его секретов до конца.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно