ГРИПП ИСКУССТВУ НЕ ПОМЕХА

4 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 4 февраля-11 февраля

Людьми, которые придумали этот необычный конкурс и сумели воплотить столь неординарную идею в жизнь, двигала любовь...

Людьми, которые придумали этот необычный конкурс и сумели воплотить столь неординарную идею в жизнь, двигала любовь. Они любили свою работу, которая никогда не превращалась в службу, но при всех обстоятельствах оставалась служением. Они любили свой город Харьков, в котором росли и учились, верили в талантливость живущих здесь людей, как верили и в то, что духовною жаждой харьковчане томимы отнюдь не в меньшей мере, чем жители самых знаменитых центров культуры. Они знали, что должны пробуждать эту жажду в юных поколениях, сегодня лишенных многого из того, что озаряло их собственные детство и юность. Наконец, ими двигало восхищение личностью и творчеством их земляка, еще несколько лет назад бывшего с ними рядом, щедро одарявшего окружающих своим талантом, являвшего пример высшей интеллигентности, душевного благородства и подвижничества.

А начало всему было положено еще девять лет назад, когда пианистка Татьяна Веркина — дочь известного физика, академика Бориса Иеремеевича Веркина, имя которого носит сегодня созданный им Харьковский физико-технический институт низких температур, — дерзнула создать в родном городе престижный международный музыкальный фестиваль, получивший название «Харьковские ассамблеи». Среди немногих энтузиастов, сразу поддержавших ее начинание словом и делом, был композитор Марк Карминский. Ни один из прошедших на сегодняшний день семи фестивалей не обошелся без его произведений. Его участие трудно было переоценить и во многих других отношениях. Так, украшением фестивальных буклетов стали написанные им очерки о Шуберте, Мендельсоне, Шумане. За ходом последнего фестиваля, состоявшегося при его жизни, он продолжал внимательно следить, будучи не в силах подняться с постели. Огорченная множеством неурядиц, обычно сопровождающих подобные многотрудные акции, натыкаясь не стену равнодушия в среде власть имущих, Татьяна Борисовна позвонила больному композитору, просившему сообщать все фестивальные новости. Слова поддержки, услышанные ею из уст этого уже умирающего человека, она не забудет никогда.

Директор «Харьковских ассамблей», профессор Харьковского института искусств Татьяна Бо- рисовна Веркина была одной из тех, кто решил воздать дань памяти композитору Марку Карминскому, организовав в год 70-летия со дня его рождения конкурс юных пианистов его имени. А главным инициатором этой акции сама она называет талантливого музыканта и организатора музыкальной жизни города — Тамару Михайловну Самоварову, которая в течение долгого времени заведовала методическим кабинетом при городском управлении культуры, курирующим работу районных музыкальных школ.

Все наши престижные состязания юных музыкальных талантов, обретающие международный статус, отличаются особой элитарностью. Шанс выступить в них и добиться успеха имеют лишь дети, рано начинающие заниматься музыкой на высокопрофессиональной основе и, как правило, числящиеся в вундеркиндах. Поэтому так необходимы конкурсы более демократические и массовые, хотя и не снижающие достаточно высокую планку профессиональных требований к их участникам. Ведь в массовом порядке наши дети учатся музыке именно в так называемых районных школах. Сегодня здесь педагогам работается так же трудно, как и во всех сферах нашего образования. Труднее стало родителям выкраивать средства из семейного бюджета на обучение детей музыке, иными стали сами дети, изменился общественный статус учителя музыки — и это при том, что уровень профессиональной подготовки таких педагогов значительно возрос, почти все они — люди с высшим музыкальным образованием.

В харьковском конкурсе памяти Марка Карминского, явившимся «дочерним» ответвлением «Харьковских ассамблей» 1999 года, приняли участие семьдесят юных пианистов, представлявших большую часть музыкальных школ города и области. Одна из конкурсанток, кстати, завоевшая в средней группе третье место, приехала из Луганска. Конкурсанты были разделены на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. Состязание проходило в два тура. В программе первого исполнялись три произведения классического репертуара — этюд, соната и пьеса. Во втором туре звучала музыка Марка Карминского. В разнообразном по жанрам творчестве композитора произведениям для детей принадлежит особое место. Его любовь к детям была поистине безгранична. Он всегда считал, что писать для них нужно всерьез, не делая скидку на возраст, но учитывая особенности детской психологии. Это должна быть музыка, способная вызвать непосредственный эмоциональный отклик, задеть скрытые струны восприимчивой детской души, увлечь детскую фантазию. Карминский написал много прекрасных детских песен. Фестиваль, в котором в течение целой недели детские коллективы из разных школ состязались, исполняя его хоры, состоялся в Харькове в 1993 году. И вот теперь перед нами прошла целая галерея ярких музыкальных образов в исполнении юных пианистов. Некоторые из пьес имели программные заголовки: «Веселый трубач», «Бродячий фургон», «Грустная кошка», «Поход игрушек», «Мы играем во дворе». В других оживали известные танцевальные ритмы — «Павана», «Менуэт», «Кантри-вальс», «Вальс цветов», «Обезумевший вальс». Исполнялись и циклы миниатюр, требующие более тонкого вслушивания в изменчивую фактуру, гибкого переключения от задушевной песенной кантилены к стремительному бегу, праздничной суете, внезапному зарождению новых ощущений и охватывающих душу незнакомых переживаний. Это циклы небольших пьес с романтическими названиями «Новелетты», «Акварели», а также каждый раз по-новому организованные «Партиты», которые охотно играют не только юные, но и взрослые музыканты.

Жюри конкурса под председательством Т.Веркиной не только присудило призовые места лучшим участникам каждой из трех возрастных групп, но и отметило особыми дипломами лучших исполнителей произведений Марка Карминского. Этой чести удостоились среди младших Мариам Дадашьян и Екатерина Замлелая, а также обладатели двух первых призовых мест в средней группе Иван Беловицкий и Анна Мамина. Среди старших также совпали имена тех, кто получил призовые места и был награжден дипломом за лучшее исполнение музыки Карминского. Ими стали разделившие первое место Мария Усиченко и Виктор Ткачук.

Проведению столь значительной художественной акции чуть было не помешал грипп. Из-за объявленного карантина не состоялось торжественное открытие состязания юных талантов. Был отложен и заключительный праздник с вручением дипломов и денежных премий и с концертом лауреатов. Материальные вознаграждения, хотя и скромные, но будут получены благодаря помощи еще одной харьковской организации — «Фонда поддержки юных дарований», в свое время возникшего по инициативе народного депутата, бывшего харьковского мэра Евгения Кушнарева, которого здесь тепло вспоминают как патрона и мецената серьезного академического искусства.

Многие из прозвучавших на конкурсе произведений Марка Карминского существуют только в рукописях, а те, что были изданы, также успели стать библиографической редкостью. Отсутствие нот не позволило представить всю панораму фортепианного творчества композитора, предназначенного для юных музыкантов. Можно не сомневаться, что даже в нынешних условиях, когда музыка современных композиторов в Украине фактически перестала издаваться, сборник фортепианных пьес Карминского непременно будет издан.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно