ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ НЕ СТЕСНЯЛИСЬ СЛЕЗ…

17 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 17 ноября-24 ноября

Александр РОЖЕН Еще недавно было почти аксиомой — что-то бесповоротно трагическое произошло с б...

Александр РОЖЕН

Еще недавно было почти аксиомой — что-то бесповоротно трагическое произошло с блистательной украинской школой документалистики: былые непримиримо острые кинопублицисты совершенно очевидно не могут поспеть за быстро изменяющимся миром; научпоповцы жуют унылую жвачку и тоже выпали из нынешнего времени; представители поэтического кино где-то заблудились и никак не могут выйти из чащи. Наверное, и дальше прогнозы оставались бы мрачными, если бы не фильмы, которые во все возрастающем количестве делает киностудия «Контакт» (продюсер — Лариса Роднянская). Вот уже второй сезон, как едва ли не каждая картина этой студии становится событием. Задолго до просмотра нового фильма «Переведи меня через майдан» (режиссер М.Мамедов, киностудия «Контакт») мне позвонили сразу несколько знакомых и сообщили, чтобы непременно пришел в Дом кино на показ. Фильм представили коротко: «Бомба!»

Тема берет за живое: герой фильма — инвалид от рождения, воспитанник Цюрупинского детского дома-интерната Алексей Журавко. Надо ли говорить о тяжелой судьбе инвалидов в нашей стране? Они и в лучшие времена были на обочине жизни, а сейчас, когда даже здоровым людям нелегко заработать себе на кусок хлеба, инвалидной судьбе не позавидуешь. Она вдвойне несправедлива к инвалидам с детства, обреченным нести этот тяжелый крест с рождения. Неудивительно, что для большинства воспитанников приютов-интернатов отсюда прямой путь в… дом престарелых. То есть жизнь оканчивается не начавшись — в то время как для их сверстников наступает светлая пора студенчества, любви, юношеских приключений, для инвалидов от рождения она замыкается на обществе отошедших на покой стариков…

По-видимому, такая же судьба ждала и Алексея Журавко, если бы с детских лет он не проявил удивительных черт предпринимателя. Начал с малого: занимался, казалось бы, несусветной, с точки зрения нашей былой морали, чушью и твердо помнил только об одном: надо пробиться, необходимо вопреки всему вырваться из заколдованного безнадежного круга, в который упорно толкала его судьба. Зарабатывать не стеснялся ни на чем: собирал бутылки, вторсырье, продавал даже… голубиный помет из интернатской голубятни.

Возможно, прояви он такую страсть к деньгам в обычной школе, ему бы не сдобровать: навалились бы всем миром — комсомолом, педсоветами, родительскими собраниями — и вырвали бы «жало капитализма» у отдельно взятого ученика. Но он учился в необычной школе-интернате. Здесь пресс социального конформизма не был так иссушающе беспощаден. Воспитательницы пожурили строптивого воспитанника и оставили в покое — чем бы дитя не тешилось…

Алексей к окончанию пребывания в школе-интернате ухитрился уже накопить весьма приличные средства. К этому времени подоспели рыночные перемены в обществе. То, что недавно жестоко преследовалось, теперь стало (пусть на словах) поощряться. Алексею накопленных средств хватило, чтобы открыть ларек, затем два, три. Вскоре он уже владел собственным магазином. Неизвестно, как развивалась бы судьба юного бизнесмена и куда она занесла бы его, если бы в торговую точку не зашла одна из бывших воспитательниц. Увидев преуспевающего воспитанника, она расплакалась, рассказала, что приют почти вымирает — денег на содержание воспитанников не дают, зарплату работникам не платят два года. В душе закипело возмущение — на что уходят налоги в этом государстве! Алексей Журавко демонстративно начал выплачивать налоги, оформляя это документально… родному приюту.

Благодаря цюрупинскому Робин Гуду приют ожил. Дети получили питание, игрушки. Воспитательницы — зарплату. Алексей — немалые неприятности от налоговой службы за самоуправное вмешательство в святая святых государства. Однако фильм не об экономике, честных налогоплательщиках и других вызывающих споры в нашем обществе вещах. Фильм о способности человека выжить в жестоком мире, когда все против него.

О том, что нет таких бастионов, которые не может взять этот человек, говорит и опыт личной жизни — у него обаятельная красавица-жена, замечательная семья. Выступавшие после просмотра зрители говорили об одном: если этот человек наперекор всем житейским тяготам смог выстоять и достичь благополучия, нам грешно жаловаться на судьбу, грешно ныть и видеть мир лишь в черном свете…

Неисповедимы пути искусства — Мурат Мамедов ухитрился из беспросветной «чернухи» добыть заряд чистейшего оптимизма. Все говорили о личном подвиге героя фильма. Слов нет — это так, но нельзя сбрасывать со счетов и магическую силу искусства. Ведь от этой темы по причине безнадежности материала отказались многие. Мурат Мамедов взялся за нее и заставил зрителей заглянуть себе в душу, оценить мелочи жизни по гамбургскому счету и понять великую радость жизни, силу добра и значение воли в судьбе человека. Призабытое слово «катарсис» посетило в день просмотра сидящих в зале Дома кино.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно