«ГОЛОС»

2 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 2 июля-9 июля

В одном английском ателье начала века висело объявление: «у нас Вы получите фотографию: - как Вы вы...

В одном английском ателье начала века висело объявление:

«у нас Вы получите фотографию:

- как Вы выглядите на самом деле - цена 1 фунт

- как Вы думаете, что выглядите - цена 2 фунта

- как Вы хотели бы выглядеть - цена 3 фунта»

Я не завидую постановщику чрезвычайно интересного фильма, созданного известным украинским кинодокументалистом Александром Ковалем, об известном украинском художнике Иване Марчуке. Тяжкий это труд - говорить о большом таланте при его жизни. Подстерегает угроза стать недругом, не сумев подобрать каких-то красок, и наоборот - преувеличить, поддавшись соблазну личного знакомства. Выйти из этого положения авторы фильма (сценарий написан кинодраматургом А.Москаленко) решили довольно оптимально: вы не найдете в фильме дикторского комментария или авторского текста. Слава Богу, что авторы не провозглашают, как это водится в среде украинской гуманитарной интеллигенции, более-менее значительную личность национальным гением. Авторы пошли путем опосредованным - раскрыть образ художника через его картины, через события и людей, которые его окружают, через официальных лиц, которые дают субъективную оценку человека и творца - Ивана Марчука. А чтобы их комментарии не выглядели однобоко, то слушали и простой люд, заполнявший залы выставок художника во многих городах Украины, и выдающихся людей, которые сами что-то в этом мире сделали.

Фильм не вписывается в узкие рамки жанра, поскольку в нем есть элементы и фильма-портрета, и репортажные съемки, а особенно то, что известный кинодраматург Евгений Габрилович называл «кинематограф мысли». Это скорее всего фильм-раздумье о непростом и талантливом человеке, который имеет свой неповторимый жизненный и художественный мир, имеет свой неповторимый Голос. О «жизненном мире» сказано не случайно, поскольку у него он действительно особый - много ли вы знаете художников, которые бы своему делу посвятили всего себя без остатка, даже жертвуя семейной жизнью. Каждый художник в душе одиночка, но он становится особенно одиноким, когда по каким-то причинам не вписывается в свою среду (как не вписался в 70-е годы насквозь сюрреалистический Марчук в реалистическую живопись страны того времени). Американский исследователь экзистенционализма, профессор Нью-Йоркского университета Уильям Баррет утверждал, что когда теряется вера в законы развития, в общественный прогресс, на поле истории остается «голый человек», который ощущает одиночество и трагичность своего существования: «Человек начал ощущать себя лишним вне общества...» Это относится и к Марчуку, который во времена «застоя» почувствовал себя посторонним.

Драматургия фильма состоит из переплетения (как переплетение художественных стежков - «плентанизм» - в картинах Марчука) сюжетов бытового характера, картин художника, раздумий самого Марчука, сюрреалистических окрестных пейзажей, абстрактно-философской поэзии Уолта Уитмена и Богдана-Игоря Антонича, музыки А.Шнитке, С.Губайдулиной, М.Скорика, В.Губы.

Диапазоны творческих поисков режиссера А.Коваля, который и сам является незаурядной творческой личностью (лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины, народный артист Украины) разносторонни: переплетая ассоциативное с рациональным, он создает образ современного художника, в котором отражаются и традиции прошлых поколений, и наш переходный период социальных сдвигов, и взгляд человека из-за границы, и просто беззащитная душа одинокого мастера, который стоит перед всем миром наедине с кистью. И это делает полотно глубоким и философичным. Воистину, говорят, что самая распространенная форма философских раздумий в современном мире - это кино. На одном из всемирных конгрессов по эстетике в Амстердаме кто-то даже допустил парадоксальную мысль, что Сократ, если бы он был жив сегодня, несомненно заинтересовался бы эстетикой киноискусства.

В фильме художник Иван Марчук предстает виртуозом полотна, и философом, и крестьянином от земли, простым и бесхитростным, и одновременно творцом-ученым, который сам познает этот мир и раскрывает его для других. О таких философах Бергсон говорил: «Во все времена встречаются люди, предназначение которых как бы в том и состоит, чтобы видеть самим и заставить видеть других то, чего естественным образом мы не замечаем. Эти люди - художники».

Принцип и творческую манеру художника И.Марчука кинорежиссер и кинооператор фильма (Владимир Кукоренчук - лауреат Государственной премии им. Т.Г.Шевченко) ощутили и адекватно передали их на экране (Александр Коваль в фильме также выступил в качестве оператора). Режиссер и операторы стремились разгадать возникновение неповторимой творческой манеры Ивана Марчука. В их понимании она теснейшим образом связана с миром природы, который с детства окружал мастера. В классическом выражении - сущность художнического гения именно в том и состоит, чтобы уметь рассмотреть в обыденном необычайное. В сплетении деревьев, трав, растений, наконец, человеческих мыслей, художнический глаз Марчука разглядел основы того «плентанизма», который стал творческой визиткой Ивана Марчука. А постановщики фильма нашли образную основу на экране, отождествленную с марчуковской манерой.

Когда один большой мастер создает портрет другого большого мастера - это дает произведению (в нашем случае фильму) адекватность уровня первого. Талантливому человеку (каким, безусловно, является режиссер-оператор А.Коваль) присуще замечать ту же меру талантливости и в другом неординарном человеке. В этом состоит сущность настоящего таланта - быть искренним в отношении к другим, не бояться заслонения кем-то своей творческой высоты.

Фильм вышел на экраны. Теперь зрителю определять степень величия произведения, где задействованы два великих украинских самородка. А те, кто лично знают героя фильма, смогут понять - какую «фотографию» он получил...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно