ГОЛЛИВУДСКАЯ РУЛЕТКА

7 октября, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 7 октября-14 октября

Все знают, что из нескольких тысяч новых сценариев продюссеры каждый пятый год покупают несколько сотен, а ставят - несколько десятков...

Все знают, что из нескольких тысяч новых сценариев продюссеры каждый пятый год покупают несколько сотен, а ставят - несколько десятков. При этом покупатели, разумеется, руководствуются какими-то правилами, прецедентами и законами рынка. Но из нескольких десятков фильмов, впускаемых каждый год, заметные прибыли приносят всего несколько, а блокбастеров - гигантских кассовых успехов - оказывается и того меньше. Потому что при выборе сценария для постановки кассового фильма невозможно учесть тот неопределенный и невычисленный элемент удачи, который всегда присутствует в успехе. Не зря в Голливуде стал таким популярным афоризм Форреста Гампа: «Жизнь - как коробка конфет-ассорти: никогда не знаешь, что внутри».

Из-за того, что к летнему выпуску в прокат готовилось слишком много фильмов и конкуренция была устрашающей, многие студии отложили выпуск новых картин на осень, и лето оказалось гораздо более вялым, чем нам обещали. Тем не менее, доходы от продажи билетов побили прошлогодний рекорд (2 млрд.), восемь летних выпусков, как ожидается, принесут своим создателям больше ста миллионов (еще один рекорд), а «Форрест Гамп» и «Король-лев» войдут в десятку самых кассовых фильмов в истории кино.

Конечно, были и катастрофы, например, «Уайатт Эрп». Но вот какими уроками лета-94, в общем и целом, будут теперь руководствоваться голливудские продюссеры при отборе новых сценариев.

Урок «Форреста Гампа»: правила существуют для того, чтобы их нарушать. «Форрест Гамп» стал самым неожиданным блокбастером за много лет. Его герой - слабоумный, злодеев нет, сюжет размазан, но он обогнал все фильмы, аккуратно выстроенные по формуле, и стал крупным кандидатом на «Оскара». Голливудцы с удовольствием понаставили бы еще таких фильмов, если бы только кто-нибудь смог вычислить, что значит «таких», и в чем секрет «Форреста Гампа». Пока они грозятся обращать больше внимания на «неожиданный и причудливый материал».

Урок «Уайатта Эрпа»: никакая звезда не спасет слабую роль. Самый заметный провал прошедшего лета - очередное возвращение Голливуда в кораль O.K., - наглядно показывает, что получается, когда суперзвезды увлекаются неудачными идеями. «Уайатт Эрп», далеко опереженный гораздо более увлекательным «Тумстоуном», вестерном на ту же тему и с теми же персонажами, укрепил и мнение, возникшее в прошлом году после провала фильма «Идеальный мир»: публика хочет видеть Кевина Костнера в безоговорочно положительных ролях, а не в ролях сложных антигероев.

К сожалению, голливудская политика строится не на удовлетворении творческих потребностей актеров в разнообразии ролей, а на удовлетворении потребностей публики в предсказуемом сочетании суперзвезды и замысла фильма. Не то чтобы зрители были категорически против неожиданностей, но никто в Голливуде до сих нор не вычислил оптимальную степень неожиданности, отсюда - провалы.

Урок «Обожаю неприятности»: не надо выдавать фильм за то, чем он не является. Фильм «Обожаю неприятности» нарывался на неприятности сразу, главным образом, как считают голливудцы, из-за неудачного сочетания звезд. Как грубо выразился один специалист по сбыту, «я не знаю никого, кто хотел бы видеть Ника Нолте и Джулию Роберте в одной постели». Но неприятности усилились еще и оттого, что фильм рекламировался так: чтобы угодить как можно более широкой аудитории, его преподносили как политический триллер и,
одновременно, как старомодную комедию отношений. Из-за этого зрители восприняли его как ни то, ни се. Неудачная реклама погубила и комедию «Человек Ренессанса» - сентиментальный фильм об учителе и учениках, который был подан публике как агитация за службу в армии, и фильм «Путь ковбоя», с плакатов которого сверкал наготой актер Вуди Харрельсон: большинство зрителей уже знают, что когда реклама фокусируется на наготе, это означает, что фильму больше нечем похвастаться.

Урок «Скорости»: приключенческие фильмы должны нравиться и женщинам. Понравившись зрителям обоего пола, «Скорость» проскочила мимо которой обычно останавливаются стандартные приключенческие фильмы для мужчин. Ни в «Скорости», ни в «Истинной лжи» дело не было в количестве мертвых тел и способов убийства, но в обоих был занимательный сюжет и романтические героини - боевые подруги, с которыми современным женщинам легче
отождествиться, чем с бесхарактерными красотками, которые только путаются под ногами и их все время надо спасать.

Урок «Маски»: эффектные комбинированные съемки никому
еще не вредили. Современная компьютерная техника может придать фильму
совершенно уникальный вид и эффект, не возводя его в бюджет в десятую степень. Должным образом прорекламированные, эти эффекты привлекут толпы любопытных, как ярмарочный балаган, независимо от того, есть ли в фильме сюжет и заслуживает ли он внимания.

Урок «Клиента»: книжные бестселлеры порождают киноблокбастеры. Автор романов «Фирма» и «Досье «Пеликан» Джон Гришам стал чуть ли не большей звездой, чем звезды поставленных по этим романам фильмов. Его книги раскупаются в таких количествах, что зрители приходят посмотреть фильм из-за него, а не из-за звезд. Во всяком случае, так считается в Голливуде. Хотя ни один из трех фильмов по его романам пока не был поставлен со скромным бюджетом и второсортными актерами: так что трудно сказать наверняка.

Урок «Полицейского из Беверли-Хиллс 3»: время многосерийных комедий
прошло. Публика действительно хочет одного и того же, но в разных вариантах. Третья серия «Индианы Джонса», например, понравилась потому, что она отличалась от первых двух хотя бы добавлением интересного персонажа - отца главного героя - и их взаимоотношений. Но провалы этого лета - «Полицейский из Беверли-Хиллс 3», «Городские штучки» - произошли потому, что были ленивым и халтурным повтором того, что уже сработало один раз.

Урок «Флинстоунов»: воспоминания о детстве хорошо продаются. Крупнобюджетная кинопеределка старого телешоу заинтриговала самую желанную демографическую прослойку кинозрителей: взрослых работающих людей, которым по карману билеты в кино. Они с детства помнят мультфильм «Флинстоуны», и им интересно было посмотреть, что из него сделает Стивен Спилберг, и показать это своим детям.

«Маленькие негодяи», хотя и уходят вглубь 40-х годов, знакомы многим взрослым по телевизионным повторам, на которых они выросли в 60-х.

«Маверик» привлек зрителей участием звезд и опять-таки теплыми воспоминаниями о телешоу 50-х годов. Только когда студия «Юниверсал» забралась в 30-е годы, возродив к жизни радиоспектакль «Тень» (The Shadow), их никто не понял и не оценил, кроме нескольких старике. Так что в ближайшее время Голливуд завалит нас киновариантами старых телешоу, которые уже находятся в работе.

Урок «Короля-льва»: детские фильмы должны нравиться детям... Первый диснеевский мультфильм с 1986 года, выпущенный летом (в отличие от рождественского сезона), уступает по кассовости только «Форресту Гампу». Почему? Потому что диснеевцы умеют рекламировать фильм так, чтобы его захотели посмотреть и дети, и взрослые.

Фильмы, реклама которых привлекала родителей, - «Лэсси» (Lassi), «Черная красавица» (Black Beauty) - совершенно не заинтересовали детей.

Кроме того, главный герой «Короля-льва» - львенок-мальчик. Возможно, это и несправедливо, но это факт: девочки охотно смотрят фильмы «для мальчиков», но мальчиков совершенно не интересуют фильмы, в которых фигурируют девочки, например «Черная красавица» и «Андре».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно