ГЛАЗАМИ ЭВЗЕБИЯ И ФЛОРЕСТАНА

Поделиться
Возвращаясь с очередного концерта, ловишь себя на мысли, что непрерывно анализируешь. Не концерт, а свое к нему отношение, точнее, то странное ощущение несогласия с самим собой, которое вызывает смутное беспокойство...

Возвращаясь с очередного концерта, ловишь себя на мысли, что непрерывно анализируешь. Не концерт, а свое к нему отношение, точнее, то странное ощущение несогласия с самим собой, которое вызывает смутное беспокойство. Ведь сознание раздваивается: одна его часть — «чисто человеческая» — вкушает радость бытия и благодарно раскрывает инстинкт познания мира перед всем необычным и новым. Другая — профессиональная, в которую включаются знания, опыт и эстетические взгляды — упорно указывает на недостатки увиденного и услышанного, и с чувствительностью оголенного нерва беспрерывно ноет.

Утешает одно: в истории уже был подобный случай. Роберт Шуман на поприще музыкальной критики отнюдь не хотел «соединяться» в целостную личность. В каждой статье он «расслаивался» на Флорестана и Эвзебия. Один — страстный, патетический, и уничтожающий; другой — томный, сентиментальный и восхищенный.

Эти два противоположных начала ежечасно в сознании любого музыкального критика комментируют все происходящее. Так, афиша, зазывающая на концерт «Жерардо Люсио Квартет», устраиваемый музыкальным агентством «Театр Джаза», взволновал эмоциональную частицу меня и тут же озадачил мою «оставшуюся» частицу. Возникал вполне логичный вопрос: на концерте будет представлен подлинный джаз или все то, что имеет в основе свинг, — ритмическую пульсацию, оживляющую четырехдольный метр акцентированием слабых долей? Ведь если сто лет назад джаз лишь зарождался как инструментальное переложение негритянских народных и религиозных песен — блюза и спиричуэла, то сегодня джазом называют все, что отдаленно его напоминает. Ладно: европейцы превратили подлинный джаз в би-боп, окрашивая его более привычными классическими гармониями и усиливая мелодическое начало, потому что сложно было воспринимать типично негритянские ритмы. Так ведь сегодня уже и восток с его медитативной культурой стал обрабатывать национальные мугамы в свинговой манере и называть это мугам-джаз. Таким образом, уже почти нет разницы в том, вокальная ли это музыка или инструментальная, со словами или вокализированная.

Внутренние вопросы привели к Дому офицеров, где и был презентован 25 января «Жерардо Люсио Квартет» при поддержке Посольства Федеративной Республики Бразилия в Украине и Генеральной дирекции по обслуживанию иностранных представительств.

Когда на сцене появился негр — Жерардо Люсио, надежда услышать подлинный джаз воскресла. Тем более что музыкант до того, как приехать в Киев, побывал уже во многих городах Европы, выступал для президента Германии Йоханнеса Pay на САММЕР-ФЕСТЕ, а также давал концерт в Южной Африке для короля Зулуландии. В состав его квартета вошли Денис Ябуш, Ян Зиммерман и Фальк Тибо, которые получили образование в Берлинском музыкальном колледже «Ханс Эйслер».

Во время выступления в квартете странным образом оказалось пять человек. Лишь под конец первого отделения публике объяснили, что к Жерардо Люсио в данном концерте присоединился наш соотечественник — киевлянин Александр Береговский.

Инициатором и лидером квартета является Жерардо (вокал, саксофон, гитара, перкуссии), который свободно владеет импровизацией, свинговой манерой, с закрытыми глазами вслушивается в потенциальные возможности пьесы и мимикой выражает ритмические изыски. Однако, несмотря на его негритянское происхождение, в нем не чувствовалось того неповторимого начала, которое до сегодняшнего дня не могут окончательно постичь и воспроизвести в джазе европейцы. Напротив, Жерардо сам «европеизировался», сочетая классический бразильский джаз с боссановой, самбой, элементами поп-музыки и направления би-боп. Он напомнил Мариан Андерсон, которая, получив вокальное образование в консерватории, не отдала предпочтение традиционной вокальной негритянской технике, как Мэхелия Джексон или Систер Розетта Тарп. К тому же программа концерта показалась несколько однообразной — из-за стремления к повышенной виртуозности, сводящей индивидуальную джазовую мелодику к погоне за ритмом, и экстраджазовым поискам.

...Невозможно было не оценить мастерство ансамбля, его темперамент. Галерка подпевала в такт, выскакивала подтанцовывать на сцену, попискивала от экстаза. И вдруг в антракте моя внутренняя дискуссия облеклась в весьма осязаемую форму: внушительная часть публики после первого отделения направилась к гардеробу. Да, взгляд на действительность редко бывает однозначным...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме