ГИТАРЫ МНОГОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА

2 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 2 апреля-9 апреля

Тридцатилетие творческой деятельности гитариста Валерия Петренко было отмечено двумя событиями:...

Тридцатилетие творческой деятельности гитариста Валерия Петренко было отмечено двумя событиями: указом Президента о присуждении звания народного артиста Украины и юбилейным концертом в зале Киевской филармонии, в самом любимом зале гитариста, по его признанию. 26 марта состоялся концерт Валерия Петренко в Киевском Доме ученых.

1973 год. Первый сольный концерт Валерия Петренко в Колонном зале Национальной филармонии. Цветы, море цветов, овации, зал аплодирует стоя, артиста не отпускают со сцены - так 25 лет назад он буквально ворвался в музыкальную жизнь Киева и сразу завоевал сердца поклонников искусства классической гитары. Вспоминает гитарист Владимир Манилов: «В те годы мы ориентировались в основном на западных гитаристов, таких, как Сеговия, их уровень казался недосягаемым. И вдруг среди нас, в Украине, появился музыкант, поразивший всех своим талантом и виртуозностью. Мы увидели, что такое - возможно! Интересно, что после этого невиданно пополнились классы гитары в музыкальных школах».

Валерий Петренко работает в Киевской филармонии с 1969 года. До этого учился у выдающегося гитариста Иванова-Крамского в музыкальном училище при Московской консерватории, потом во Львовской государственной консерватории. Что вместили в себя творческие 30 лет? Объездил весь бывший Союз от Калининграда до Сахалина, гастролировал в Греции, Югославии, Италии, Франции, Бельгии, Норвегии, Чили, Никарагуа, Португалии, Испании и других странах. Переиграл весь мировой гитарный репертуар. Аккомпанировал Огневому, Гуляеву, Соловьяненко, Кондратюку. Был первым исполнителем многих произведений в СНГ, например «Концерта Аранхуэса» для гитары с оркестром испанского композитора Родриго. Записал пластинку на уровне мировых стандартов. Заслуженный артист Украины с 1987 года. Современные композиторы пишут специально для Валерия, так, Анатолий Шевченко посвятил ему свою «Карпатскую рапсодию». Сам сочиняет и делает много переложений для гитары. Создал свой театр - первый в мире Театр гитары. Отметим, что сегодня он первый в истории Украины гитарист, получивший звание народного артиста.

Валерий Петренко играет великую музыку. Тот, первый, концерт открывала Чакона Баха. Известно, что когда легендарный Сеговия в 1935 году впервые исполнил свою гитарную транскрипцию Чаконы, некоторые консервативно настроенные критики восприняли это не только как нарушение установившихся традиций, но и как оскорбление памяти великого музыканта. Сегодня Чакона входит в репертуар гитаристов всего мира, а сам Петренко вспоминает, что Олег Крыса после концерта сказал ему: «По-моему, Чакона звучит на гитаре лучше, чем на скрипке». (Кстати, по словам Паганини, гитара - второй по трудности инструмент после скрипки.) И еще - как-то раз специалисты организовали анонимное прослушивание Чаконы в исполнении самых известных гитаристов - исполнение Валерия Петренко было признано лучшим.

- Валерий, в вашей новой программе много произведений, написанных не для гитары: Вторая венгерская рапсодия Листа, «Лунная соната» Бетховена, ноктюрн «Разлука» Глинки.

- Да, мне хотелось сделать сюрприз. И раньше бывали сюрпризы, например однажды подготовил программу «Танцы»: старинные и современные, баллады, сарабанды, вальсы, танго, фокстроты, даже цыганочку. Была программа с целым отделением этюдов: виртуозных, как «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги (пьеса широко известна, но не все знают, что это - этюд-тремоло), и простых, но очень мелодичных, в простоте которых есть особое очарование. Играл «Времена года» Чайковского, весь альбом, который раньше на гитаре не исполнялся. Сейчас я включил в программу большую часть переложений. Люблю музыку, которая выходит за рамки одного инструмента. Пабло Казальс считал, что если какое-то произведение интересует всех музыкантов, пусть они все его и играют. Мне хочется показать гитару в разных аспектах, красочность, богатство ее палитры, которая, по-моему, даже богаче, чем у фортепьяно. Иногда можно услышать мнение, что гитара - слабый инструмент. Какой инструмент, в каких руках и в каком зале!

Палитра праздника гитары искрится и сверкает, когда Петренко на сцене. Стройность классических гармоний и живая непредсказуемость импровизаций джазовых пьес (в дуэте с Владимиром Маниловым), стремительные латиноамериканские ритмы и зажигательная мелодика фламенко - каждый концерт предстает звучащей радугой, соединяющей времена и континенты. С недавнего времени в репертуар вошел триптих романсов «Дремлют плакучие ивы. Ночь светла. Ехали цыгане» памяти Орехова, исполняется совместно с дуэтом «Анфлей» (гитаристы Михаил Флейтман и Вячеслав Антонийчук). В прошлом году в Москве умер замечательный русский советский гитарист Сергей Орехов, семиструнник, «последний из могикан». В России семиструнная гитара была одно время широко распространена, из выдающихся исполнителей прошлого века особенно известен Михаил Высотский, у которого Лермонтов брал уроки и посвятил ему стихотворение:

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

А еще Валерий создал свой театр, своеобразное театрализованное действо, позволяющее увидеть аллеманду, жигу, гавот, бурре - целое ожерелье придворных танцев под бархатное пение гитары. Звучит Бах, юноши и девушки в старинных одеждах со свечами в руках исполняют величественную сарабанду...

- Как появился Театр гитары Валерия Петренко?

- Однажды мне показалось, что сольный концерт гитариста в том виде, в каком существует, себя в каком-то смысле исчерпал. Появилась мечта - сделать маленький гитарный спектакль, в котором под музыку Баха профессиональные артисты исполняют старинные танцы. Так родился Театр гитары, с 1997 года прошло уже три концерта. Я приглашаю солистов Национальной оперы и Киевской филармонии. Хочу вводить в мой театр элементы фламенко. Знаете, что сказал Пако де Лусия? «Фламенко - искусство, которое не поддается имитации». Действительно, некоторые пробовали играть эту музыку на фортепиано - невозможно. Мечтаю пригласить испанского танцора, сделать с ним концерт на хорошей площадке.

- Валерий, вы пишете песни и исполняете их. Расскажите об этой стороне вашего творчества, менее известной широкой публике.

- Да, это у меня такое «профессиональное хобби». В детстве я был репертуарным сборником всех песен, которые пели в народе. А в 14 лет сам написал песню, спел ее на улице, подошли ребята и говорят: «Хорошая песня, дай переписать». Это - «Мадагаскар», которая стала очень популярной, ее считали народной и пели по всему Союзу. Вот недавно вышла книга, где написано: «Найден неизвестный автор песни «Мадагаскар» - и моя фамилия. Серьезная классическая музыка пришла позже. Я собирался быть актером, учился в театральной студии в Днепропетровске при Дворце студентов, пел, танцевал, мы даже хотели создать свой ТЮЗ, но потом взял гитару и так влюбился в нее, что занялся только гитарой. А с бардами был такой случай. В Киев приехал Дольский, нас познакомили, и после концерта мы вместе пошли в Клуб авторской песни. А у них существует традиция: все сидят за столом, каждый поет одну песню, только одну, и передает гитару соседу. Когда дошла очередь до меня, я исполнил свою песню, посвященную Высоцкому. И тогда председатель, нарушив обычай, предложил мне спеть еще, и все согласились.

- Что представляет собой искусство классической гитары в Украине сегодня?

- Начнем с того, что мировое искусство классической гитары за время своего существования - примерно 200 лет - переживало спады и подъемы, которые не связаны с политикой, экономикой. Идет волна, пик увлечения, потом гитару «забывают», потом снова вспыхивает массовый интерес. Первая половина XIX столетия - первый золотой век гитары, который сменился с 40-50-х годов резким спадом из-за выхода на сцену фортепьяно, затем вновь невиданный взлет, возрождение, вызванное творчеством Тарреги и Сеговии. Сейчас во всем мире наблюдается некоторый спад, связанный с появлением электрогитары - а это совершенно другой инструмент.

Следующий аспект - отношение нашего государства и публики к камерному искусству. Я считаю, что о высоком уровне культуры в стране можно говорить, если на высоте - именно камерное искусство. У нас до такого положения еще очень далеко - посмотрите, что сейчас проникает на сцену. Ну, а профессиональные гитаристы играют, композиторы пишут музыку. Еще во времена существования Союза Украина первая стала проводить ежегодные фестивали гитарной музыки, на которых были представлены все виды и жанры этого искусства. Такие фестивали состоялись в Донецке - на уровне филармонии, с симфоническим оркестром, в Симферополе, Днепропетровске, Полтаве, Харькове. Последний прошел в Киеве в 1997 году. И всегда украинцы были на высоте. Сейчас у нас есть целая плеяда молодых талантливых гитаристов, которых публика не знает, например, Александр Ренгач, лауреат 12 международных конкурсов. Кстати, Украина славится не только музыкантами. Есть в Чернигове замечательный мастер Николай Ещенко, который делает гитары, раньше Москва продавала его инструменты в Европе. На его инструменте я играю.

Когда я спросила Валерия, как его принимают за рубежом, он, улыбаясь, сказал:

- Вопрос традиционный, а я всегда слышу в нем - зачем ты едешь в Испанию, если там и так все играют на гитарах. Но, если серьезно, Баха играть тяжело всем, даже его соотечественникам-немцам...

И в Испании, стране с вековыми традициями гитарного искусства, и во Франции, имеющей своих прославленных исполнителей, и в Италии, где люди рождаются тонкими ценителями настоящей музыки, - везде Валерия Петренко принимают восторженно, причем не раз ему предлагали остаться, пожить, поработать, переждать наши трудные времена.

- Почему не остались?

- Люблю свою Украину.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно