ГИМН ЗВУЧНЫМ ЦИМБАЛАМ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ГИМН ЗВУЧНЫМ ЦИМБАЛАМ

2 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Оказывается, прародители цимбал, такого, казалось бы, не очень распространенного и не очень почитаемого среди сольных музыкальных инструментов, были известны уже около шести тысяч лет назад...

Оказывается, прародители цимбал, такого, казалось бы, не очень распространенного и не очень почитаемого среди сольных музыкальных инструментов, были известны уже около шести тысяч лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (скорее, теоретически напоминающих нынешние цимбалы) найдены на ассирийском барельефе, датированном 3500 лет до н.э. И фортепиано — прямой потомок цимбал, вернее, их разновидности — псалтериума, в котором была клавиатура. У народов Средиземноморья — египтян, евреев, сирийцев, греков, римлян — этот инструмент назывался по-разному: самбуки, псалтерион, барбитон. Именно псалтерион, сопровождавший рецитации хвалебных песен, дал название вечной книге — Псалтырю. В псалме 150 упоминается о «звучных кимвалах, кимвалах громогласных»... Гуслями еще с VI ст. н.э. назывались подобные инструменты на Руси. Гусли-псалтырь изображены на фреске XI ст. в Софии Киевской. Удивительно, но, оказывается, на цимбалах играют во всем мире, только в Иране они называются сантур, в Армении — сантир, Турции — кванун, Грузии — цинцила, Узбекистане — чанг, Киргизии — канун, Монголии — йоквин, Вьетнаме — там-тхап-лук и т.д. Специалисты утверждают, что цимбалы были завезены в Европу с Ближнего Востока в эпоху средневековья, очевидно, во времена крестовых походов. Французский тимпанон (98-струнные цимбалы, созданные в эпоху Людовика XIV) и сегодня используется прежде всего для исполнения музыки эпохи средневековья и ренессанса. В Германии также была создана своя разновидность цимбал — гакбрет. Непосредственным предшественником нынешних концертных цимбал стал инструмент, созданный в Австро-Венгрии Иожефом Шундой. Этот пештский мастер, работая при королевском дворе, не только теоретически обосновал в 1874 году правомерность существования нового вида цимбал, но и освоил их серийный выпуск. О признании в музыкальном мире изобретения Шунды свидетельствует уважительная надпись на фотографии, которую за полгода до смерти прислал мастеру Ференц Лист. Самым признанным цимбалистом первой половины ХХ ст. считается венгр Аладар Рац, с которым сотрудничали Эрнест Ансерме и Игорь Стравинский. Последний под влиянием Раца даже купил себе цимбалы и сделал переводы некоторых своих фортепианных произведений для этого инструмента...

 

Обо всем этом и о многом другом можно было узнать, а также услышать звучание самих цимбал на Шестом всемирном конгрессе цимбалистов, который впервые прошел в Украине во Львове. Сюда съехались около ста участников из 11 стран мира — Китая, Израиля, Швейцарии, Германии, Венгрии, Чехии, Словакии... Украину представляли Киев, Львов, Черновцы, Харьков, Ивано-Франковская, Луцкая и другие области и регионы. Когда на гала-концерте во Львовской филармонии прозвучал «Гимн цимбалистов», написанный специально к этому событию львовским композитором Богданом Котюком, и исполнили его более двадцати цимбалистов из разных стран мира (каждый играл на своем инструменте, имеющем отличие в каких-то технических деталях, оформлении или звучании), — это было впечатляюще. А затем свое исполнительское мастерство на цимбалах показывала каждая страна отдельно — выступая с сольным номером или в сопровождении симфонического оркестра филармонии. Исполнялись произведения композиторов-классиков Листа, Стравинского, Чайковского, Дюбюсси, Лысенко, Бартока и других, а также современных композиторов, пишущих для цимбал, — Анатолия Гайденко, Богдана Котюка, Ларисы Донник, Мирослава Скорика, Евгения Станковича, Александра Козаренко. А вообще в ходе конгресса можно было услышать современный авангард и джаз, искрометный фольклор и музыку барокко, ведь каждая делегация — участник конгресса имела свое отдельное выступление во Львовском дворце искусств. Так что зрители могли услышать не только великолепную мелодичную музыку, но и познакомиться с исполнителями, побольше узнать о цимбалах. Кстати, перед гала-конертом в фойе филармонии представители разных стран выставили свои инструменты и разрешали не только рассмотреть их, но и потрогать, и даже поиграть. Так, китайские цимбалы (квин) напоминали небольшой домик-пагоду, а палочки (в украинской транскрипции «пальцятки») были совсем тоненькими, но издавали нежнейшие и тончайшие звуки. Представитель Израиля, иранец, демонстрировал иранский сантур, имеющий особое звучание. Многие цимбалы различались величиной, весом (некоторые — до ста килограммов), строением и диапазоном звучания, но принцип игры на этих инструментах у всех народов мира практически один и тот же.

Сегодня цимбалы становятся все более распространенным инструментом — не только ансамблевым, но и солирующим. И в этом также немалая заслуга Международной ассоциации цимбалистов, созданной десять лет назад венгерской цимбалистской Викторией Геренцар. Сейчас в ассоциации 108 членов — коллективных и индивидуальных, всего более тысячи человек — музыкантов и теоретиков музыкального искусства, любящих и пропагандирующих цимбалы. Раз в два года члены ассоциации организуют всемирные конгрессы цимбалистов, причем каждый раз в другой стране. Первый конгресс состоялся в Венгрии. Затем были Чехия, Словакия, Белоруссия, Молдова и вот теперь — Украина. «Поднимать» мероприятие на местном уровне помогали не только творческие союзы и общественные организации, но и Львовская облгосадминистрация, проникшись важностью события. А главным организатором с украинской стороны был львовский цимбалист, преподаватель Львовской музыкальной академии, заслуженный деятель искусств Украины, член президиума международной ассоциации цимбалистов Тарас Баран. С сольными концертами он объездил все страны Европы, был на других континентах, поэтому о цимбалах знает не понаслышке. Везде, где может, пропагандирует этот инструмент. И не только практически как музыкант-виртуоз, но и теоретически. Тарас Баран издал несколько книг о цимбалах, в том числе и монографию «Світ цимбалів» на четырех языках (украинском, немецком, английском и французском), где ввел сравнительную терминологию по строению инструмента, предложил новую общую нотозапись и графическое изображение характерных символов, восстановил (по записям Лысенко и Хоткевича) название ударных палочек — «пальцятка» и многие другое. Все это сделано для того, чтобы музыкант-цимбалист из другой страны, взяв украинские ноты, мог их прочитать и сыграть.

Не только Тарас Баран, но и многие другие цимбалисты и теоретики музыки приехали на конгресс не с пустыми руками.

— Обязательный атрибут наших конгрессов, — рассказывает председатель международной ассоциации цимбалистов Виктория Геренцар, — проведение научно-теоретических конференций, на которых мы обсуждаем новую литературу, появившуюся за прошедшие два года, обмениваемся опытом игры на инструменте, участники привозят с собой ноты новых произведений, распространяют их. К сожалению, мы не можем похвастаться достаточным нотным материалом. На нынешней конференции мы, например, узнали, что на немецких цимбалах (гакбрите) появились педали.Чехи тоже привезли новый инструмент, как, впрочем, и венгерская делегация. Наш инструмент стал меньше по размеру, его легче переносить. Цимбалы очень распространены в Венгрии, есть немало традиционных школ. У нас исполняется как фольк (цыганские мелодии), так и классика. Как возникла идея объединения цимбалистов? Я как профессиональный музыкант выступала во многих странах мира и увидела, что и там есть инструменты, очень похожие на мой. Я ничего не знала об этих инструментах, и мне в голову пришла идея пригласить музыкантов- цимбалистов из других стран на встречу в Венгрию, в Будапешт. На этом первом конгрессе решили создать международную ассоциацию, которой в этом году исполнилось десять лет. Сейчас музыканты-цимбалисты получили более широкие возможности принимать участие в международных конкурсах, фестивалях, концертах. В будущем я вижу большие перспективы для цимбал: этот инструмент активно вводится в учебные планы музыкальных школ, училищ, консерваторий, академий.

... Прозвучали последние аккорды на цимбалах. Артисты зачехлили свои довольно объемные инструменты — с ними им нелегко передвигаться на большие расстояния, но музыканты своим цимбалам безраздельно верны. Львов останется в их памяти и сердцах как город, умеющий ценить прекрасное. А друг с другом они попрощались лишь на два года — до следующего конгресса, который состоится в Швейцарии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно