«Гімн демократичної молоді» и другие торжественные песни нового сезона

26 августа, 2011, 13:30 Распечатать

Многие киевские театры открывают свои репертуарные «закрома» уже в сентябре.

Массированная пропаганда грядущей осенней телевизионной премьерной кампании (так и улыбаются «мартышки» со всех столбов!) даже чудом уцелевшего «интеллигента» может отвернуть от мысли, что в нашей стране могут существовать и другие «премьеры»… Например, театральные!

А почему бы и нет?

В новом столичном сезоне, который скоро стартует, театры обра­щают взоры к творчеству Сергея Жадана, Уильяма Шекспира, Федора Достоевского, Франсуазы Саган. Но этим же приличным людям подложат и одну загадочную «Жирную свинью» (такая премьера по пьесе Нила Лабута тоже предвидится).

А ведь мало кто знает, что когда-то, еще в дореволюционной империи, в которую входила Украина, насчитывалось более четырехсот специализированных изданий, освещающих вопросы театральной жизни! Да, 400… Вы не ослепли, а я не сошел с ума.

Уже в постреволюционный период (до Сталина) печатных органов с изгибами витиеватой театральной мысли было около пятисот! То есть разнообразные издания — «Театральный курьер Жмеринки» или «Сценическая жизнь Заполярья», к примеру — как могли, так и отражали перипетии театральных будней и праздников.

Чуть позже, как известно, «отец народов» подобный разгуляй вольнолюбивого критического движения «систематизировал». Оставив на довольствии несколько — зато крупных — теат­ральных печатных организмов.

…Преамбула выше — не просто краткий исторический экскурс. А трагическое напоминание: в современной олигархической Украине уничтожено ВСЕ, что хоть как-нибудь могло писать и чирикать о театре: профессионально, «специализированно» (не считая отдельных отделов культуры в отдельных изданиях).

За двадцать лет проехались не одним катком по «критическим» умам. И доказали очевидное: хозяевам нынешней жизни малоинтересно не только что-либо, связанное с «высоким»… Так как «рост» в этом случае для них вообще не имеет значения. А и с искусством вообще. Это же когда-то, на рубеже предшествующих благословенных веков, властелины непонятной нам жизни, например сиятельный князь Волконский, могли умно, профессионально, взахлеб расписывать свои впечатления от гастролей неподражаемой Сары Бернар. И блистательно писал!

…Но все идет по кругу. А значит все идет к концу. И, очевидно, в одном узкоспециализированном вопросе «конец» подкрался заметно. Сначала
Василий Вовкун, а потом и его антагонисты окончательно доконали медийные «отростки», бюджетом страны предусмотренные — для хроникальной систематизации художественной жизни уже от всего «независимой» Украины. Пропало все! И «Украинский театр» с веселыми картинками. И некоторые газеты о прекрасном — без оглядок на верстку.

И не появится ничего.

Так что будем довольствоваться Интернетом. Или отдельными всплесками профессионального интереса к театру — в редких изданиях — накануне сезона.

***

Итак, многие киевские теат­ры открывают свои репертуарные «закрома» уже в сентябре. Национальный театр имени И.Франко выходит «на орбиту» восьмого. И сразу с хитом — «Кайдашева сім’я» (с Натальей Сумской в главной роли). В конце месяца обещают показать долгожданную премьеру. «Гімн демократичної молоді» по мотивам Сергея Жадана. Боевой автор пройдет такое же боевое театральное крещение на главной драмсцене страны. Спектакль выпускает режиссер Юрий Одинокий. Для него эта премьера довольно симптоматична. После недавних неоднозначных работ у франковцев эту, новую, поджидаем с особым пристрастием. Удастся ли Одинокому найти сценический эквивалент для заметно несценической прозы Жадана? Вот в чем вопрос. В спектакле занята, в основном, франковская молодежь (в одной из главных ролей — Дмитрий Рыбалевский). В случае успеха актуального спектакля демократическая молодежь столицы будет петь свой «гимн» непосредственно в театре.

Еще одна премьера от франковцев — предположительно в ноябре. «Рояль в траве» Франсуазы Саган: адресная аудитория — женщины постбальзаковского возраста (и, разумеется, не только они). В этом спектакле на сцену театра вернется Лариса Хоролец (в 70-е активно здесь выступавшая в пьесах А.Коломийца, в «Украденном счастье» И.Франко, а затем побывавшая в должности министра культуры Украины, руководителя «Украинского дома»). Ближе к Новому году театр обещает «Золушку». Мюзикл, созданный Викторией Васалатий, прославившейся на этой же сцене своей «Эдит Пиаф» (режиссер спектакля — Петр Ильченко).

В первой декаде октября, как уже сообщалось в ZN.UA, ожидаются большие торжества на сцене франковцев, посвященные юбилею худрука Богдана Ступки. Его юбилейный «джазовый» вечер, а затем (если все сложится) — украино-российская премьера «Вишневый сад» (где он сыграет Фирса). В дальнейших планах театра — обращение к творчеству И.Франко, А.Чехова, А.Стринд­берга.

«Четыре причины выйти замуж» (Театр драмы и комедии)

Академический Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра открывает сезон 9 октяб­ря недавней премьерой режиссера Андрея Критенко — «Четыре причины выйти замуж». А уже через две недели премьера для детей — «Пассажир в чемодане» Ульриха Хуба (режиссер Тамара Трунова). Чуть позже режиссер Андрей Билоус представит «Месяц в деревне» И.Тургенева (в спектакле заняты А.Тритенко, В.Тамусяк). А режиссер А.Лисовец поставит «Село Степанчиково» («Фома Опис­кин») Ф.Достоевского, в главной роли — Лев Сомов. Приступит к репетициям «Войцека» и режиссер Дмитрий Богомазов.

Национальный театр имени Леси Украинки откроет сезон 1 октября спектаклем «В плену страстей» («Каменный властелин»), где в главных ролях Наталья Доля и Виктор Сарайкин. На ближайшее будущее театр анонсирует пьесу Альдо Николаи «Прощальное танго» с Анной Варпаховской (20, 22 октября). В работе также — «Мера за меру» У.Шекспира (режиссер Л.Остропольский), «Жирная свинья» Н.Лабута (режиссер О.Гаврилюк).

Национальная опера Украины открывается 10 сентяб­ря «Ярославом Мудрым» (опера Г.Майбороды). На новый сезон коллектив наметил масштабную постановку оперного шедевра Джузеппе Верди — «Дон Карлос», произведения, представляющего неповторимые возможности раскрыть вокальные и драматические данные лучшим голосам этой труппы.

Театр на Подоле «выходит в эфир» 15 сентября. В этот день покажут недавнюю премьеру — «На дне» по пьесе Горького в режиссуре Виталия Малахова. Горьковский сюжет, кстати, нынче невероятно популярен в мире. К нему все чаще обращаются и на театральном Западе, и на Востоке. Так как и сама жизнь на разбеге XXI века все больше походит на «дно», когда-то объемно изображенное «буревестником» (свою версию «На дне» обещал, кстати, и Влад Троицкий в «Дахе»). Премьера нового сезона на Подоле — чувствительная комедия о любви «Трио ми бемоль» по пьесе Эрика Ромера: постановка Игоря Славинского, художник Валентин Козьменко-Делинде, в главных ролях Анна Андреева и Михаил Крышталь. В планах также обращение к драматургии Александра Володина.

Театр на Печерске в новом здании на улице Немировича-Данченко также представит премьеру — Push up («Под давлением») по довольно популярной сегодня в мире пьесе Роланда Шиммельпфеннинга. Эту вещь играют в Гамбурге, Париже, Риме, Вене, Нью-Йорке. В предисловии театра к этому спектаклю значится: «Это история о взаимодействии между бизнесом и личной жизнью. Днем — работа и амбиции, а вечером — мечты и сомнения, одиночество и жажда любви». Жажда любви и интриг в еще одной премьерной истории, которую разыграют на Печерске… Знаменитые эпистолярные «Опасные связи» по мотивам Шодерло де Лакло, к которым обратился художник и режиссер Сергей Маслобойщиков, пригласив в проект актрис Аллу Сергийко и Екатерину Кистень.

Киевский Молодой театр откроется 16 сентября — «Четвертой сестрой» в постановке С.Моисеева. В перспективе в Молодом — «Человек и вечность» А.Курейчика, «Афинские вечера» П.Гладилина, «Любовные письма к Сталину» Х.Мёрга. На этой же сцене обещают провести новый театральный фестиваль «Дім химер», как бы отголосок Гоголь-феста.

Знаменитый «Киев Модерн Балет» 24-го покажет «Кармен ТВ», а 29-го — два одноактных балета: «Двое на качелях» и In pivo veritas. Последнюю работу создатели называют «слабоалкогольным зрелищем», очевидно потому, что в основе — ирландские народные мотивы. А вообще интересный подход: каким быть грядущему театральному сезону — творчески «хмельным» или художественно «слабоалкогольным»? Тут уж, как говорится, у кого какая «норма»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно