«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

24 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 24 сентября-1 октября

Герой-маргинал имеет древние исторические корни. Ограничиваясь восточнославянским литературным ...

Герой-маргинал имеет древние исторические корни. Ограничиваясь восточнославянским литературным ареалом обитания его, можно вспомнить хотя бы двух персонажей - Луку Мудищева и Козьму Пруткова - прямо-таки канонизированные образы народного хамства и безкультурщины.

Герой-хам существовал параллельно с героем-любовником: со всеми печориными, онегиными, князьями мышкиными, являясь сатирическим дополнением к «портрету современника».

В 20-е годы нашего «вольчьего» (по выражению Осипа Мандельштама) века большую роль в генезисе этого образа сыграли А.Аверченко, М.Зощенко, М.Булгаков и Н.Эрдман. В украинской культуре - М.Старицкий, Н.Кулиш и О.Вишня. И если Барков вербализовал маргинальность еще в XVIII веке, то в ХХ столетии, в силу массового характера всех событий (как исторических, так и артефактов), герой-хам перестал быть одиноким в своем маленьком и замкнутом «жлобском мире». Маргиналы всех мастей и социальных прослоек материализовались и заговорили своим удивительным и неповторимым языком. Идея «кухарки у руля государства» произвела на свет небезызвестных полиграфов шариковых и самсонов рыкловых. Как писал Мережковский «хам победиши...»

Телевизионная жизнь маргинала началась где-то в 50-х. Телефарсы 50-60-х лишь обозначили его как объект легкой социальной сатиры. 90-е же, отличаясь редкой либеральностью и всеядностью (девиз «ТВ - зеркало нашей жизни»), эволюционировав в своих телеформах со скоростью звука, резко изменили status quo героя-хама.

Юмор узаконил его, а популярность и некоторая даже привлекательность (!) дала всем сегодняшним швондерам карт-бланш в их «немытые руки».

Хамство в наши дни - синоним оригинальности и популярности в народе (расхожим примером может служить одиозная фигура Владимира Вольфовича, бессмертного телетеатрального Моцарта и Сальери в одном лице).

«Галерея современников» в сегодняшних сатирических телевизионных шоу широко представляет возрождающуюся тенденцию барковщины как неотъемлемой части славянской культуры. Александр Сергеевич Пушкин писал, правда, что «как только у нас наступит демократия, надобно первым делом издать полное собрание сочинений Баркова». Дело, кажется, к тому и идет...

Украинское телевидение на сегодняшний день имеет, пожалуй, единственное преимущество и отличительную черту: шоу и пантомимы, высмеивающие дремучих мудищевых (по принципу «зате пісні в нас гарні»), - разнообразны, многочисленны и талантливы.

Тенденция самокритики всегда была признаком душевного здоровья нации. И вот свершилось: - нечто обнадеживающее. Эпически монументальное «Шоу довгоносикі» и их сиквелла «Полного марабу», «СВ-шоу» с милым и родным «трансвеститом» Андреем Данилком, пантомимы «Маски-шоу» с их фарсовой типажностью. Основной профиль - социальная сатира, но часто с политическим (слабым) налетом.

В контексте современности эти шоу приняли эстафету «санитаров леса» (то бишь общества) из рук сатириков-авторов, которые, к слову, сказать сейчас страдают чрезмерной политичностью и частой безвкусицей (или дух маргинальности коснулся и их?)

Иван Шпикуляк (альтер эго Виктора Андриенко) явил миру себя, и мир стал счастливее: бессмертные афоризмы его стали фактом общественного сознания - в моде было ругательство «yci гидкі потвори», самокритичность в стиле «я - красівий-в шапочке» или «красівий я-в папахе», а также в каждом проснулся режиссер - стало модно самовыражаться методом битья по голове соседа. В общем, роль образа, созданного В.Андриенко, очень положительна. В компании долгоносиков выразительными также являются Генн, Опалев и Гендас - их даже можно было бы квалифицировать как знаки современной телевизионной культуры. Новое прочтение образа доктора Ватсона В.Опалевым без сомнения сделало новый вклад в мировую культуру, выявив в этом милом английском интеллигенте черты отъявленного жмота и придурка одновременно.

Альянс В.Андриенко -

В.Опалев перекочевал и в «Полное марабу» - программу с очень многозначительным намеком на сегодняшнюю ситуацию. «Поражающие своей наглой правдивостью», здесь провозглашаються прописные истины нашей собачьей жизни (но о которых уже скучно говорить в серьезном или грустном тоне).

Еще один национальный символ (почему-то в образе трансвестита: может, это намек?), созданный бывшим студентом «Института им. М.Поплавского» Андреем Данилком. Его бессмертие ему обеспечено: сногсшибательный шарм проводницы «солнечной плацкарты» заполнил еще одну нишу духовной потребности масс в переосмыслении совковой и послесовковой «жизни в железнодорожном транспорте». Верка Сердючка - продолжательница традиций и диалекта Прони Прокоповны (только, понятное дело, она - уже деловая женщина в контексте современности). Самое парадоксальное - многие считают ее реально существующим человеком, настолько произошло точное «попадание в типаж». Обилие талантов и темперамента в пространстве между двумя диванами, безмолвное дополнение в виде «Гели с приветом», повторно использованные чайные пакетики, а также эстетика драных секонд-хэндовских колготок и униформы в блестках создают неповторимую ауру и даже запах плацкартного вагона. Вобщем, полная иллюзия...

Российское же сегодняшнее телевидение более направлено на политическую сатиру. В этом виртуозно трудится небезызвестный Виктор Шендерович. Его «Куклы» и «Итого» уже стали «вехой» в русской культуре, что немаловажно и весьма ценно.

Шендерович как автор идей и сценариев, конечно, профессионал высокого класса. Талантливо работать в области масскульта и смело популяризировать мировую классику - для этого нужна немалая творческая отвага. Чего стоят, например, адаптации шекспировского «Короля Лира», «Апокалипсис не-сегодня» по Ф.Ф.Копполе, «Криминальное чтиво а ля рюсс» по одноименному оригиналу или эпопея «Титаника», облеченная в форму «новогоднего обращения президента к народу». И неважно, что НТВ - прозападный канал. «Куклы» делают свое дело, имеют большой резонанс и даже в какой-то мере стали частью рекламного шоу-бизнеса

Политическая маргинальность у литературных героев В.Шендеровича персонифицирована конкретными реальными политиками - «героями нашего времени». Живые кукольные карикатуры в стиле сатирических плакатов Тулуз-Лотрека созданы пластическим и литературным гротеском авторских концепций. Идея марионеток, конечно, стара как мир, но главное - талантливое исполнение. «Куклы» стали прологом «Политического театра», который явился уже полной знаковой антитезой иронии «кукол». Сатира переросла в театральный пафос, окончательно утвердив свой статус «имиджмейкера» на российском телевидении. Правда, еще Шекспир говорил, что «мир - театр, а люди в нем - актеры...»

Итак, политическая сатира - на севере, социальная - на юге. Жанровая география намекает на наличие адреналина в крови, острого ума, а также относительную важность того или иного объекта насмешек.

Социальный генезис героя-хама продолжается. Он будет расти, развиваться и видоизменяться. Самое главное - вовремя распознать его и... высмеять.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно