Где живет «оно» — настоящее кино? В пику блокбастерам в столице еще кое-где торжествует арт-хаус

11 июля, 2008, 13:51 Распечатать Выпуск №26, 11 июля-18 июля

Секс и город особо опасен — странные родственники. Большой Стен, Невероятный Халк, Хенкок, Хеллбой, Невеста с того света, Блондинка и Блондинка...

Секс и город особо опасен — странные родственники. Большой Стен, Невероятный Халк, Хенкок, Хеллбой, Невеста с того света, Блондинка и Блондинка. Знакомьтесь с Дейвом и, самое главное, не шутите с Зоханом.

Нет, это не бред сивой кобылы в июльский полдень — это названия фильмов, заполнивших летний прокат в столичных кинотеатрах. Неужели мы обречены только на потребление голливудских «фокусов», склеенных по функциональным режиссерским, актерским отлаженным схемам?

В Киеве между тем существует по меньшей мере семь киноклубов и кинотеатров, которые взвалили на себя хоть и неблагодарный, но благородный труд: нести в народ арт-хаусное, авторское, фестивальное кино.

В киноклубах времен шестидесятников крутили запрещенное кино, противоречащее идеологии коммунизма. Сегодня здесь можно познакомиться с фильмами-жертвами новой идеологии — идеологии потребления.

В 80-е годы был создан киноклуб «Иллюзион». Сегодня он называется «Визуальная лаборатория». Курирует его Станислав Сукненко, человек, влюбленный в кино. Сеансы проходят каждый четверг в Государственном центре театрального искусства им. Леся Курбаса, который стал также приютом для студии современного сценического искусства, Tanzlaboratorium и других проектов. Название «Визуальная лаборатория» предполагает акцент на взаимопроникновении театра и кино, кино и литературы.

Не так давно здесь демонстрировали «Кинороманы: украинские писатели о любимых фильмах». Юрий Андрухович рассказал о «Сломанных цветах» Джима Джармуша, сделав также перевод и озвучку фильма. Оксана Забужко поделилась впечатлениями о «Бочке с порохом» Горана Паскалевича, Андрей Курков — о фильме Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде». Для каждого писателя определенный фильм совпадал с переломным моментом в жизни, мог стать основой для романа. На основе проекта вышла книга, доступная и сейчас.

«Я люблю кино. У меня есть работа — я работаю на телевидении, но киноклуб — это мое хобби», — говорит главный ведущий. Станислав иногда сам делает переводы фильмов, дублируя иностранную речь во время сеанса. Сеансы проходят в уютной, камерной атмосфере — начинаются и заканчиваются обсуждением увиденного. В силу летнего сезона в зале не более тридцати человек. «Первые пятнадцать минут стоит смотреть напряженно и внимательно… Только, ради бога, не спрашивайте потом, о чем был фильм, мое сердце этого не выдержит», — шутит ведущий.

«Я стараюсь находить фильмы, малоизвестные публике», — говорит Станислав. Здесь демонстрировали ретроспективу Брессона, Феллини, Кислевского, современное венгерское, немецкое, китайское, французское, румынское кино. Сейчас, к примеру, в «Визуальной лаборатории» крутят подборку, посвященную замечательному польскому актеру Збигневу Цибульскому. Это фильмы Анджея Вайды «Пепел и алмаз» (1958), «Все на продажу» (1969), Войцеха Хаса — «Как быть любимой» (1963), «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1965) и «Поезд»(1959) Ежи Кавалеровича.

Какие-то фильмы Станиславу присылают из-за границы, с некоторых сам делает копии. Единственное, что немного расстраивает организатора киноклуба, — отсутствие возможности демонстрировать ленты на кинопленке.

Однако такой возможностью может похвастаться другой оплот киноманов — киноклуб «Ракурс». Он был создан в 1977 году, а возобновил работу в 2003-м. Это один из старейших киноклубов Киева. Поселился он в кинотеатре им. Чапаева, на Львовской площади. Его куратором стала Надежда Андреевна Трубайчук. Уже более 18 лет она является директором, душой и хозяйкой «Ракурса» и самого кинотеатра им. Чапаева. Кинотеатр существует невероятно давно — он был открыт еще до революции, в 1913-м. До 1937 года назывался «Лира». Вернуть прежнее название ему пока не удосужились, да и чем плох Чапаев?

Зрители выбирают, что смотреть, и Надежда Андреевна едет на киностудию им. Довженко, где берет напрокат кинопленки из коллекции. Киноклуб демонстрировал подборки Киры Муратовой, Франсуа Озона, Ингмара Бергмана, французскую ретроспективу 30-х
годов. За зиму, например, показали всего Андрея Тарковского. Собрание киноманов проходит каждый вторник, в самом же кинотеатре планово демонстрируют картины для детей: «Алые паруса», «Синяя птица», «Огонь, вода и… медные трубы», «Приключения пингвиненка Лоло».

В таких киноклубах, как «Визуальная лаборатория» и «Ракурс», собирается публика всех возрастов и профессий — от студентов до пенсионеров.

Существуют и университетские киноклубы: при КПИ, КНУ им. Тараса Шевченка. Здесь публика состоит в большинстве своем из студентов, которые путем обсуждений и голосований составляют программу просмотров. Крутят все тех же легендарных классиков кинематографа, иногда культовые картины современного украинского и зарубежного кино. Киноклуб при КПИ, к примеру, в мае устраивал показы украинских короткометражек, встречи с режиссерами.

Особняком среди них стоит киноклуб при НаУКМА. Организацией и подбором фильмов занимается Ольга Брюховецкая. В Киево-Могилянском киноклубе наиболее продуманная и структурированная программа. Каждые два-три дня проходят показы кинолент. Посещаемость — высокая, часто студенты сидят на полу, но все равно приходят. Клуб воплощает несколько проектов: фильмы категории «Д», «Україна ХХ століття в документальному кіно», «Історія українського кіно»(«Камінний хрест», «Звенигора», «Земля», «Пропала грамота»), «Сакральна географія» (Аговалам, Тибет, Мекка), «Польський кіноклуб», «Білоруська весна». Демонстрируются и серии фильмов Сергея Эйзенштейна, Израиля Гольдштейна, Кена Лоуча.

Отдельного внимания заслуживает акция «Фильмы категории «Д». Сделав своим прообразом «Би-муви» Копполы, могилянцы решили демонстрировать старые украинские фильмы, что пылятся на полках киностудии им. Довженко. Киноманы уверяют, что такая история украинского кино может оказаться и привлекательной, и справедливой.

Стоит отметить, что общей чертой для всех киноклубов является цена просмотра — насладиться мировыми шедеврами можно, заплатив менее 10 гривен за сеанс, а то и вообще бесплатно.

«Кинопанорама» — один из немногих серьезных кинотеатров, прокат которого заполнен интеллектуальным кино. В начале весны Наталья Соболева, директор кинотеатра, начала тесно сотрудничать с «Артхаус Трафик», детищем Дениса Иванова. Так что теперь стараниями этого тандема украинский зритель имеет возможность знакомиться с такими кинолентами, как «Летний дождь» Антонио Бандераса, «Молодость без молодости» Френсиса Форда Копполы, «Беспокойная Ана» Хулио Медема.

«Украинский кинематограф стоит у нас в первых рядах. В каждой цивилизованной стране должно быть свое кино. Мы показываем также очень маленькие страны», — признается Наталья Станиславовна. Она подчеркивает, что стоит перенимать опыт Бельгии, Сербии, Хорватии. «Концепция наша: только пленка, только язык оригинала. Ведь у хорошего режиссера любой звук (форточка, например, хлопнула) уже несет какой-то образ, серьезную смысловую нагрузку. Дубляж же перекрывает звуковую ткань. Поэтому, чтобы сохранить восприятие картины, нужен полностью оригинальный звук».

В октябре «Кинопанорама» откроет свои двери для фестиваля «Молодость».

Не по наполнению, но по форме выделяются «Кинодром» и старушка-«Орбита». «Кинодром» предлагает просмотр тех же «Халков» прямо с водительского кресла. «Орбита» продолжает функционировать как кинотеатр, показывающий стереофильмы для детей.

И хотя большинство перечисленных выше собраний киноманов в ближайшее время уйдут на летние каникулы, уже в августе можно будет надеть старомодный костюм, захватить небольшой термос с чаем и устроить себе экскурс в бесконечные камерные миры гениальных режиссеров и бархатных кресел. Поймать за хвост время, не закованное еще в лед и пластик современности штампов и шеренг.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно