ГАСТРОЛИ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: ПЛЕН КРАСОТЫ

Поделиться
23, 24 ноября в Национальной опере Украины в честь своего 10-летия кондитерская компания «АВК» предст...
Ирма Ниорадзе. «Шехеразада»
Михаил Фокин

23, 24 ноября в Национальной опере Украины в честь своего 10-летия кондитерская компания «АВК» представляет Санкт-Петербургский Мариинский театр с тремя одноактными балетами Михаила Фокина из золотой коллекции мировой хореографии — «Шопениана», «Жар-птица», «Шехеразада» в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы Украины под руководством дирижера из Санкт-Петербурга, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств Украины Бориса Грузина. Гастроли организованы благодаря содействию Посольства Российской Федерации в Украине, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, Специального представителя Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Черномырдина.

«Танец — это полевой цветок. Его создала природа. …культура процветает обычно там, где сама природа щедра. Потому-то я думаю: если танец в самой природе нации, то балет дает невиданно прекрасные цветения». Эти слова первого хореографа «Русских сезонов» Сергея Дягилева в равной степени можно отнести как к Киеву, который дал миру двух гениев хореографии — Вацлава Нижинского и Сергея Лифаря, так и к гастролерам — труппе Мариинского театра, давшей балетному миру блистательных и таких разных — Матильду Кшесинскую, Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину, Михаила Фокина, Анну Павлову, Марину Семенову, Галину Уланову, Константина Сергеева, Вахтанга Чабукиани, Наталью Дудинскую, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева, Алексея Ермолаева, Наталью Макарову, Аллу Осипенко, Аллу Шелест, Ирину Колпакову.

Уже второй раз киевляне получают уникальную возможность увидеть шедевры мирового хореографического искусства в исполнении одной из лучших балетных трупп мира. Зимой это были три шедевра Джорджа Баланчина, объединенные в балет «Драгоценности», теперь перед нами три лучших балета Михаила Фокина — романтическая «Шопениана», эротичная «Шехеразада», пленительная «Жар-птица».

Балет «Шопениана» («Сильфиды») не имеет определенного сюжета. Фокин как бы оживляет мир мимолетных видений, возникающих в воображении юноши, переносит его в царство романтических грез. Но этот балет не стилизация, но «романтическая греза». Это мечта Фокина о романтическом балете, его поэзия, его грусть. Это дуэт двух пленников романтического балета. Образ недоступной сильфиды влечет обоих — Крылатую Надежду и Мечтательного Юношу. Это танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического. В этом танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка. Но как поэтичен, как прелестен и увлекателен был этот дуэт в воздухе!

Плен красоты — постоянный фокинский мотив, универсальная тема, объединяющая и «Шопениану», и «Шехеразаду», где юноша — раб красоты, одурманенный, изнеженный и пылкий невольник, каким его создал первый исполнитель этой партии Вацлав Нижинский. И, конечно же, Жар-птица — сама плененная красота, которую освобождает миру Иван-Царевич. Но Фокин отрицал старые балетные сказки, чтобы создать на их месте свои, в которых искал не победы добра над злом, но яростного импрессионизма жеста и чувства. Для него в искусстве не было золушек, и балетмейстер отказал классике в первенстве, поставив ее в один ряд с другими пластическими феноменами. Не потому ли, по очень точному наблюдению балетного критика Вадима Гаевского, «Шехеразада» — «балетный, экзотический вариант темы, которая будет искушать Лукино Висконти, которой он придаст кинематографическую изобразительность и которую введет в социальный контекст».

Все это буйство эмоций, переходов от «скромной» «Шопенианы» к сладострастной «Шехеразаде» и фантастической «Жар-птице» Киев увидит в интерпретации лучших танцовщиков Мариинки, которых специально для украинских гастролей собирали со всего мира: народного артиста России, лауреата международного конкурса Фаруха Рузиматова, заслуженного артиста России, лауреата международного конкурса, солиста New York City Ballet, Principal dancer лондонского Royal Ballet, главного приглашенного солиста «Ла Скала» и Bayerische Staatsoper Игоря Зеленского, лауреатов международных конкурсов Диану Вишневу, Жанну Аюпову, Ирму Ниорадзе, Даниила Корсунцева, Юлию Махалину.

По наблюдениям же The Independent, «когда директор Kirov-балета Махар Вазиев везет своих лучших танцовщиков, это не просто рассчитанный рекламный жест. Мы действительно увидим танец высшего качества — как у звезд первой величины, так и у подающих надежды молодых артистов. Как показывает общий исполнительский стандарт солистов и кордебалета, Кировский продолжает традицию педантичного обучения от поколения к поколению. Здесь считают само собой разумеющимся такой уровень техники, которого даже ведущие солисты в западных труппах достигают с трудом».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме