ГАРМОНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ТРИПТИХА — ЛЮДИ, ВРЕМЯ, ФЕСТИВАЛЬ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ БУДАПЕШТА - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ГАРМОНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ТРИПТИХА — ЛЮДИ, ВРЕМЯ, ФЕСТИВАЛЬ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ БУДАПЕШТА

9 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Легким, почти мгновенным передвижением из одной географической точки в другую сегодня уже никого не удивишь...

Из коллекции Музея современного искусства — Г.Сигард «В компании со сторожем»
Цепной мост
Дворец Венгерского государственного оперного театра
Из коллекции Музея современного искусства — Г.Сигард «В компании со сторожем»

Легким, почти мгновенным передвижением из одной географической точки в другую сегодня уже никого не удивишь. С одной стороны, техника позволяет делать это комфортно и без особых временных потерь, с другой — политика, построенная на взаимопонимании через узнавание. Да и при желании познать себя посредством знакомства с ближними и дальними соседями — самый жесткий визовый режим не помеха. А уж когда сами хозяева приглашают к знакомству, нужно быть предельно ленивым и нелюбопытным, чтобы не откликнуться.

Дворец Венгерского государственного оперного театра

Светлая мысль собрать журналистов из разных стран и не просто познакомить их со страной, а сделать это во время проходящего здесь, в Венгрии, уже десятого Осеннего фестиваля современного искусства пришла в головы руководителей Национального бюро по туризму Венгрии. Надо сказать, что и перед менеджерами компании — Надин Кендереши и Эрикой Репаши — стояла непростая задача. Нужно было не только четко продумать и организовать программу, органично объединяющую историю и современность, сделать быт комфортным, а завтраки, ланчи и ужины разнообразными. Программа эта призвана была объединить людей с разным менталитетом в команду, влюбленную в Венгрию. Ведь именно эти пятнадцать человек из Франции и Голландии, Австрии и Америки, Испании и Израиля, Румынии и Польши, России и Украины впоследствии будут знакомить свих соотечественников с тем, что увидели и узнали. Все это люди, которых знает читатель и доверяет им.

Цепной мост

Легкокрылый лайнер компании «MALEV» покинул плачущий осенним дождем аэропорт «Борисполь» и через полтора часа легко приземлился, показав с птичьего полета красавец-Бедапешт, разделенный искрящейся лентой Дуная (сделал он это так виртуозно, что пассажиры в салоне зааплодировали мастерству командира), в теплой, насквозь пронизанной солнцем столице Венгрии. И — началась сказка золотой будапештской осени — теплой, красивой и ласковой.

Знакомство с городом

Если вы урбанист, любящий природу — обязательно побывайте в Будапеште. Этот роскошный город, разделенный на две части рекой, хоть и имеет, как каждый метрополис, тенденцию к разрастанию, соединяет в себе кварталы жилых домов, построенные в стиле неоренессенса, дворцы в стиле венгерской сецессии с густой примесью классицизма, — похож на огромный, вечнозеленый ландшафтный парк. Много зелени на улицах, стенах и окнах домов, площади украшены цветами, в интерьерах обязательные комнатные растения.

Чтобы древнюю, хранящую в своих камнях многовековую историю Буду — место паломничества туристов ( кстати, одна из версий происхождения этого названия — от украинского слова «будинок») — соединить с более юным, деловым, раскинувшимся на равнине Пештом, в середине ХІХ века был построен мост. С этого творения Адама Кларка и сейчас начинается знакомство с венгерской столицей. И хотя он был разрушен в 1945 году, но восстановлен в точности по проектам старого моста. Его по-прежнему хранят величественные львы работы Яноша Маршалко. И с одной, и с другой стороны от моста открывается столь красивый вид на город, что я и мои коллеги, дабы запечатлеть его, не жалели пленки. Поощряя наш восторг, гиды не уставали останавливаться у смотровой площадки ни в солнечный день, ни ясным, переливающимся огнями вечером.

Старинный, тоже восстановленный фуникулер, постепенно расширяя панораму лежащего на противоположном берегу Пешта, взнесет вас на гору Геллерт, и мимо старых купеческих домов на улице Тарнок вы непременно пройдете на площадь Сентхаромшаг к церкви Матяша. Это традиционное место венчания королевских семей и сегодня благословляет многие супружеские пары на долгую счастливую жизнь, здесь же проходят праздничные службы и изысканные концерты классической церковной музыки. Рядом с храмом — Рыбацкий бастион, построенный по проекту Фридеша Шулека — воздушный микс неоготики и неоромантизма. Он получил свое название от рыбацкого цеха, защищавшего эту часть крепостной стены от врагов. Поверьте, вид с его галерей и балконов умопомрачительно неповторим. По старым улочкам Буды можно бродить бесконечно, любуясь их затейливой архитектурой, заходя в церкви и музеи, покупая в бесчисленных магазинчиках и лавочках сувениры, а если устанете, можно отдохнуть в кафе или ресторане, которых здесь великое множество — там вас с удовольствием угостят очень вкусной, сытной и вполне доступной по цене венгерской едой, угощая так же хлебосольно, как это любят делать в нашей стране.

Венгры, пережившие, как и все мы, социалистический рай, живут не просто, но не теряют присутствия духа, не жалуются. Они веселы, открыты и очень много работают в святом убеждении, что блага не упадут на голову сидящему в бездельном ожидании. Я много общалась с людьми и ни разу не слышала жалоб и нытья. Во всяком случае, между иностранными туристами, посещающими музеи и исторические места, и своими соотечественниками они не проводят ценовую демаркационную черту, как это принято сейчас в Украине.

В деловом Пеште, где без надрыва проходит и выстраивается повседневный быт и будущее благосостояние. тоже есть места, которые просто необходимо хотя бы посмотреть — музеи, самая большая в Европе синагога (добавлю от себя — одна из самых красивых), рядом с ней очень интересный памятник венгерским евреям-мученикам, пешеходная улица Ваци, Площадь Героев, ансамбль которой, безусловно, не давал покоя создателям монумента Независимости на нашей одноименной площади, Оперный театр и конечно же Центральный маркетхолл, который тоже является памятником архитектуры. Здесь весь деловой и праздный Будапешт «отоваривается», заготавливая провизию на рабочую неделю, одновременно отдыхая семьями на втором этаже в многочисленных кафе и «фаст фудах». Цены — более чем доступны. Здесь даже есть где и на кого оставить детей на время вашего шопинга.

Не только я — весь наш многонациональный журналистский десант безоговорочно влюблены в этот прекрасный, праздничный и трудолюбивый город, рассказывать о котором можно бесконечно. Тем более что наши высокопрофессиональные гиды — Энико Гаско и Анна Поппер сделали все, чтобы поделиться с нами своей любовью к Будапешту. Но лучше — побывайте там сами, не пожалеете.

Осенний фестиваль — история и современность

Фестивалями разного толка сегодня никого не поразишь, они проводятся повсеместно, посвященны театру и кино, фольклору и танцам, изобразительному искусству и пиву с колбасой и т.д. В основе многих из них лежат великолепные идеи, погибшие под гнетом финансово-организационных проблем. Поэтому зримое и воплощенное фестивальное действо особенно ценно и по количеству узнаваемой новой информации, и с точки зрения обмена опытом.

Самые крупные венгерские фестивали — весенний и осенний. Первый из них старше и опытнее, будет проходить уже в двадцать первый раз с 16 марта по 1 апреля 2002 года. Это классический парад мировых достижений в области театра, музыки, балета, изобразительного искусства. Сюда съедутся ведущие музыканты со всего мира: Гидон Кремер с ансамблем «Камерата Балтика» и пианист из Италии Альдо Сикколинни, симфонические коллективы из Вены и Штутгарта, венгерский ансамбль перкуссионистов «Амадинда», многие другие. Пройдет ряд балетных вечеров, а в Будапеште очень интересная хореографическая школа, в основе которой — классическая вагановская из Санкт-Петербурга. В репертуаре Будапештского балета спектакли на симфонические произведения Брамса и Чайковского, творческие поиски в соединении симфонической музыки и классического балета могут быть интересны не только специалистам, но и любителям этого жанра искусства. Музыкальные театры в ряде феерических постановок отметят столетие со дня рождения Имре Кальмана, которого любит, знает и поет весь мир. Пройдут выставки лучших коллекций классического и современного искусства, фотографий. В общем, есть что посмотреть и послушать.

В разговоре с многолетним директором Весеннего фестиваля госпожой Софией Зимани я с восторгом, замешанным на удивлении, узнала, что программа уже полностью готова, выпущен каталог, постоянно пополняется интернетовский фестивальный сайт, по которому, кстати, можно с серьезными скидками заранее заказать билеты на интересующие вас мероприятия. Уверенность в будущем дает прочная финансовая основа фестиваля, которая зиждется на государственной поддержке. В этом заинтересованы Министерство экономики и Министерство культуры. Спонсоры, как и у нас — дело нелегкое, в Венгрии тоже отсутствует закон, поощряющий меценатов, но крупные компании считают участие в таком мероприятии делом благородного престижа. Ну и реклама, конечно, но это уже на втором месте.

Осенний фестиваль проходил сейчас в десятый раз. Начиная знакомство широких кругов соотечественников и гостей страны с современным искусством, устроители в 1992 году даже не подозревали, какой интерес это вызовет у публики и какой широкий резонанс получит. Уже само по себе похвально, что эта серия программ заняла свою очень важную нишу. Она открывает возможность презентаций новых направлений в искусстве. И тоже со всех концов мира слетаются в Будапешт участники, не только способствуя популяризации нового искусства, но и вдохновляясь возможностью общения друг с другом. Считается, что потребителями нового искусства, в основном, является молодежь, венгерский опыт полностью опровергает это — среди зрителей самые различные возрастные категории. Что же касается финансовой поддержки, то на первом месте, опять же, государственные структуры — Министерство культуры и мэрия Будапешта. Конечно, если вы хотите развивать туристический бизнес, который не является предметом «долгих денег», будьте добры вкладывать в него. За последние десять лет только в Будапеште и его окрестностях построены 23 гостиницы, способные принять туристов на уровне мировых стандартов.

Мы посетили множество выставок, концертов и спектаклей, и все они были по-своему интересны и самобытны. Музей одного из основоположников современного дизайна Виктора Вазарели в Обуде и выставка «MADI на плоскости и в пространстве» — современные поиски в области движения, абстракции, измерений и открытый. Умопомрачительный концерт в одном из красивейших оперных театров мира с участием Национального симфонического оркестра под виртуозным управлением Эрвина Лукаса, который сложнейшие партитуры III симфонии И.Брамса и Рихарда Штрауса дирижировал наизусть. Оркестр хорошего европейского уровня. Очень проникновенно звучали сцены из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, музыки традиционно считающейся сложной для вокалистов, в исполнении солистов Будапештской оперы. О каждом из фестивальных событий можно говорить как о состоявшемся культурном событии, лучше, правда, все это увидеть, но я остановлюсь подробно на тех моментах программы, которые меня особенно поразили.

Выставка «MADI» проходила в небольшой галерее, расположенной в одной из квартир старого будапештского дома невдалеке от Московской площади. Квартира просто арендуется под галерею, никто не переводил ее из жилого фонда в нежилой, соответственно, плата на среднем уровне аренды жилой площади. Эксперименты с современным искусством, которое еще не является и в Венгрии хитовым товаром на рынке, руководство может себе позволить, получая прибыль от постоянно проводимых ими антикварных аукционов. За этот же счет поддерживаются и воспитываются совсем юные художники, которых для творческой работы вывозят в летний лагерь, а потом устраивают выставку их произведений. Правда, на любителя, все, что висит в галерее — продается. Такая программа, на мой взгляд, это уже не бизнес, а мировоззрение.

Фольклорный вечер «Брашовский вокзал» — абсолютно новый и очень продуктивный взгляд на то, что мы привычно называем «шароварщиной». По задумке постановщиков (сценография — Эдит Зеке, хореография — Ференц Сара, постановщик — Ласло Диосеги, продюсер — Золтан Сато) вокзал представлен как «санпропусник» большого города, пропускающий через себя культуру и бескультурье разрушенного социализма, равно как и фольклор центральной Европы. Здесь можно увидеть мультикультурное чудо Трансильвании — саксоны на пути в Чегесвас, евреи, путешествующие в Буковину, армяне, и даже турки в ожидании бухарестского экспресса. Не говоря уж о цыганах, проводящих большую часть своей жизни на вокзалах. Вот и живет вокзал своей собственной жизнью благодаря людям, ждущим своих поездов в воспоминаниях о старых вещах. Получилось представление, не похожее на обычную театральную постановку, это живое действие, в котором все могут принять участие. Что с удовольствием и делала многочисленная публика.

И, наконец, потрясший не только мое воображение Центр современного искусства, расположенный в самом сердце города, опять же в старом здании, которое, опять же, государство ему передало. Молодая, грамотная, небольшая команда, работая не за страх, а за совесть, поддерживаемая мэрией и Министерством культуры, куда ежегодно подаются программы, получая на них гранды, сделала этот Дом колыбелью современного творчества и лабораторией творческой молодежи. Полностью перестроенный внутри, он превратился одновременно в театральный зал на 350 мест, скромно оформленный, но великолепно механизированный, лабораторию видео-арта, выставочный зал, кафе-клуб и ресторан, где одновременно есть сцена для представлений в области арт-данса. Во время фестиваля, например, в театральном зале были представлены болгарский спектакль «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову и «Бильярд» театра Cinema Group Тадеуша Кантора из Польши. И я подумала, раз уж наша творческая молодежь лишена своей подобной лаборатории, то, может, стоит создать специальные студенческие туры для знакомства с работой венгерских коллег?.. Как говорится в известной киносказке Меньшова: «Давайте дружить домами».

Вместо эпилога

История — вещь длинная и коварная, особенно если каждый раз писать ее заново. Именно тенденция уважать свое, даже нелюбимое прошлое, приятно удивила меня в Венгрии. В недалеком пригороде Будапешта создан Парк современной скульптуры. Конструктивно похожий на ГУЛАГ — высоченная стена красного кирпича с тяжелыми черными воротами, — за этой стеной собраны все памятники социалистического периода. Не снесены, не переплавлены, не раздавлены бульдозером. Тем более что среди их создателей были не только конъюнктурщики, но действительно талантливые творцы. Заплати денежки и проходи в недавнее прошлое. Здесь, и только здесь купи сувенир того времени, выпей стаканчик коктейля «Молотов» и иди себе на территорию. Хочешь ностальгировать — положи цветочки к любому памятнику, нет — походи, посмотри и пожелай себе и своим соплеменникам, чтобы это никогда больше не повторилось.

Вот такие венгерские осенние мотивы, которые могут стать серьезной информацией к размышлению как о путях развития туризма, так и об отношении к себе и окружающим, сложила эта удивительная поездка.

Спасибо тебе, Венгрия, за гармоничный осенний аккорд, за новых друзей, за уют «Хилтона», за профессиональный уровень и человеческое обаяние команды, которая показала нам тебя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно