Фонды и люди. Почему в развитии музейной отрасли Украина занимает последнее место в Европе? - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Фонды и люди. Почему в развитии музейной отрасли Украина занимает последнее место в Европе?

6 июня, 2008, 13:07 Распечатать

Музейное дело — не из легких. Особенно сейчас, когда постоянный дефицит средств и бешеные суммы летят на избирательные кампании...

Музейное дело — не из легких. Особенно сейчас, когда постоянный дефицит средств и бешеные суммы летят на избирательные кампании. Для музеев — любого профиля — обычно не хватает времени, средств, рук, светлых голов. Впрочем, некоторые светлые головы во Львове не так давно собрались за круглым столом поговорить, поспорить — и, возможно, найти путь для оживления жизни этой отрасли. Довольно интересные мысли высказали Борис Возницкий, Роман Лубкивский, Богдан Чайковский и другие.

Сразу отмечу, что круглый стол часто напоминает игру в одни ворота, поскольку к разговору привлечены не все заинтересованные лица. А речь шла о важном — необходимости как можно быстрее интегрировать 55 львовских музеев в европейское пространство, внедрить в музейное дело информационные технологии, создать научно-образовательные центры для подготовки музейных работников и тому подобном.

Президент ангажирован в дело «Арсенала»?

Интересно было слушать директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого. Он рассказал о своем участии в одной из ассамблей IСOM, 30 лет назад, когда в присутствии 220 музейщиков со всего мира объявляли Всемирный день музеев. Также Борис Григорьевич поделился воспоминаниями о «Ночи музеев в Варшаве». Очереди, говорит, были огромные — до двух километров. Более того, под музеями стояли старые машины, которые развозили людей по Варшаве, а музейное действо сопровождалось концертами.

По твердому убеждению пана Возницкого, львовские музеи, вне сомнения, — на передовых позициях в Украине. Но понемногу начинают отставать. По сравнению, например, с Днепропетровском, Луцком и Ровно. Тормозит же развитие музейного дела, по мнению Бориса Григорьевича, прежде всего недостаточное финансирование. Сокрушался Герой Украины и по поводу того, что до сих пор нет во Львове музеев техники, освободительной борьбы, литературы и театра.

— Когда было последнее совещание по культуре в Киеве, выступал президент. Он просил глав областных администраций больше внимания уделять развитию музейного дела, создавать новые музеи, — говорит Возницкий. — Мы же по развитию музейной отрасли занимаем последнее место в Европе! Например, в Швейцарии музеев втрое больше, чем в Украине. Наш президент затеял большой музей в «Мистецькому Арсеналі». Должен подчеркнуть: ни в одной стране Европы нет такого президента-музейщика. Даже Путин понял, что воспитание российского патриота — это музеи. На музеи у них пошло около 40 млн. евро. У нас в Украине, очевидно, хуже с деньгами, но на «Арсенал» президент смог выделить в прошлом году 70 млн. гривен (жалко, что не евро!), а в этом году — 140 млн. Тем не менее дело продвигается очень туго. Есть группа директоров музеев, которые хотят что-то сделать. Поскольку это будет музей Украины, ее истории за двадцать тысяч лет — от каменной могилы до сегодняшнего дня. Человек, посетив этот музей, должен выйти из него патриотом, сознавая, что такое Украина».

Не разделяет мнение Бориса Возницкого относительно президента-музейщика председатель Львовской ассоциации музеев и галерей Зиновий Мазурик.

— Президент, к сожалению, ангажирован в дело «Арсенала», — считает пан Мазурик. — Поэтому и возникает много проблем. Со львовскими музеями в частности. Вкладывать столько средств в «Арсенал», не имеющий ни одного предмета в музейных фондах, в то время как столько музеев пребывает в ужасных условиях...

Мазурик видит корень зла в отсутствии — на уровне государства — музейной политики. И добавляет: главная задача музеев — создавать атмосферу причастности к истории, ощущение укорененности в свой край.

— Сегодня модно быть патриотом Украины. Но важно быть и патриотом родного города. А это почему-то немодно и невыгодно! Говорю, в частности, о львовском Музее техники. Идет борьба за недвижимость. Бизнес сегодня агрессивен, поэтому музеям нужна защита — и юридическая, и корпоративная. Мы обращаемся к городской власти, которая не реагирует на обращение Ассоциации музеев и галерей, игнорирует наши замечания».

Зачем Львову Захер-Мазох?

Председатель комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Роман Лубкивский в свою очередь многого «не понимает»:

— О нашем волшебном Львове много говорят во время выборов. А после них забывают, что говорили и обещали. Я не понимаю, почему так легко создается кафе (или забегаловка?), посвященное Захер-Мазоху (недавно в центре Львова на ул. Сербской открыли кафе имени Захер-Мазоха. У входа в «Мазох-кав’ярню» установлен 170-сантиметровый памятник писателю, а интерьер заведения пронизан атмосферой его произведений: на стенах развешены наручники, плети и цепи, которые посетители могут испытать. — Т.К.). Кое-кто идет туда специально, чтобы опустить руку в карман Захер-Мазоху... Для Львова он не является весомой фигурой, поскольку в нашу культуру особого вклада не внес. Более того, он достойный сын шефа полиции, преследовавшей «Руську трійцю» и Шашкевича, отец Мазоха запрещал «Русалку Дністровую». Очевидно, здесь имеет место откровенная корысть. Я также не понимаю, почему успешно функционирует забегаловка «Криївка»?! Все, что связано с этим словом, — вещи болезненные, тревожные («Пароль?!» — таким угрожающе-шуточным вопросом останавливает посетителей в подъезде дома №14, что на площади Рынок, стража… с пулеметом. Могут задать и провокационный вопрос: «Москалі чи комуністи є?» В «законспирированный» ресторанчик-музей под красноречивым названием «Криївка». — Т.К.). Не понимаю, почему во Львове, который мы хотим видеть многокультурным, приоритетным, есть «батярские» торжества? Это же были воришки, хулиганчики, и они — отнюдь не главные в истории нашего города. И я не хочу жить в Галиции или Галычине, как часто нас называют. Я хочу жить в украинском Львове, уважать свою культуру и других народов. КУЛЬТУРУ! Теперь о Музее техники. Мы с Ростиславом Братунем, Эммануилом Мысько и Борисом Возницким отвоевали это помещение много лет назад. С огромным трудом, поскольку доблестные чекисты хотели его разрушить и поставить там памятник Железному Феликсу. То же самое касается и Музея освободительной борьбы. Его до сих пор нет. И неизвестно, когда будет! Разве можно так тупо относиться к такой красивой идее! Я даже не исключаю, что это место в центре Львова давно уже кому-то продали. Также не могу понять, почему до сих пор не решен вопрос о наименовании улицы Гончара — человека страждущего, очень много сделавшего для Украины, заложника тоталитарной системы. Львовщина заслужила новых музеев, в том числе юмора, археологии, лемковской культуры, сакральной резьбы по камню... В конце концов, я не знаю, от кого это зависит! Давайте бороться!»

Власть снова взялась за бульдозер?

О недоразумении между историческим музеем (отделами которого являются пока не созданные музей освободительной борьбы и музей техники) и городской властью «ЗН» рассказал директор Львовского исторического музея Богдан Чайковский:

— Есть проблема отношений городской власти с музеями вообще и с Историческим музеем в частности. На примере нашего музея я могу доказать, что такая проблема существует. Исторический музей подчинен области. Власти города считают, что мы должны быть под опекой только области. Бог с ними. Пусть не помогают. Но пусть и не мешают делать дело! Наш музей — это лицо Львова. У нас за год бывает около 400 тысяч посетителей, и им, простите, до лампочки, какого мы подчинения. И я удивляюсь, что городская власть относится к нам как к чужим. Рассмотрим, например, ситуацию с Дворцом Бандинелли, где мы открыли Музей исторических драгоценностей. Город еще при Любомире Буняке потратил на его реставрацию 10 млн. гривен. А теперь нужно 600—800 тысяч, чтобы привести в порядок гидроизоляцию, поскольку здание уничтожает грибок. Но городская власть, в собственности которой находится это здание, не находит соответствующих средств. Также это касается жемчужины ренессансной архитектуры —Чорної кам’яниці, что на площади Рынок, 4. С нее падает аттик, мы своими силами связываем его какой-то проволокой, а город никак не найдет денег на ремонт. Теперь относительно Музея освободительной борьбы. На его реконструкцию на 2008 год в городской бюджет не заложено ни копейки. В прошлом году город вместо того, чтобы дать разрешение на освоение средств из областного бюджета, перечислил 850 тыс. гривен на УКБ города, сделав его генеральным заказчиком. И уже полгода роботы не ведутся. А мы планировали уже в ноябре открыть музей! Нам обещают средства из субвенции. Но можно ли на них надеяться? Министр региональной политики Василий Куйбида на наши запросы отвечает, что городская власть должна была бы заложить в бюджет хоть какие-то средства. Что делать реставраторам и строителям? За что покупать материалы? Сейчас на объекте из 28 людей, которые там работали, остались два рабочих. И они скорее охраняют стены, чем что-то делают. Уже постепенно забрали оттуда строительные механизмы. Разве это специалисты работают в нашей городской власти? Или, может, они сознательно так поступают? Также власть по-злодейски разрушает бульдозерами помещения, где мы планировали создать реставрационный центр Исторического музея. Из-за того, что у нас якобы нет надлежащих документов на это здание. И напоследок: нам предложили расторгнуть договор на аренду помещений в бывшем трампарке, где мы планируем открыть Музей техники. Основанием для этого стало якобы невыполнение музеем договорных обязательств. Где же мораль? И эта власть заявляет, что руководствуется в работе европейскими принципами. Городская власть грабит учреждения культуры!»

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Садовый, городской голова Львова:

— Мы все радовались, когда Историческому музею передали в аренду помещение депо «Львовэлектротранса» для создания музея. Но, к величайшему сожалению, музей эти помещения сдал в субаренду — там продают подержанные автомобили. Назвать это музейной деятельностью нельзя. Поэтому коммунальное предприятие инициирует расторжение договора. Мы будем создавать Музей техники самостоятельно. Теперь относительно Музея освободительной борьбы. Дата рождения идеи — 1991 год. В 2004-м сессия городского совета приняла решение о размещении его на ул. Лысенко, 23. В прошлом году пошли первые средства на создание этого музея. В нынешнем году городской совет планирует выделить на этот музей 2 млн. 820 тыс. Деньги (в общем их должно быть 30 млн. в виде субвенций) мы должны получить от Министерства региональной политики. Ждали их еще в начале года. Но до сих пор ни копейки из государственного бюджета не получили. Как только получим, направим на реконструкцию Музея освободительной борьбы, создание которого является для нас приоритетным. Если говорить о Дворце Бандинелли, то люди в свое время получили высокие государственные награды за реконструкцию этого помещения. К величайшему сожалению, ремонт был выполнен не очень удачно. Поэтому мы и заказали «Западпроектреставрации» экспертизу. Средств жалеть не будем, поскольку это историческое здание. И сделаем все, чтобы его спасти. Однако торопиться не будем: все нужно делать взвешенно.

Что касается других помещений Исторического музея, где якобы должны были создавать реставрационный центр, то музей сдал их в субаренду предприятию, изготавливающему оконные рамы. У нас, когда говорят о музее, в воображении сразу появляется храм культуры. Но здания очень часто сдают в субаренду под другие виды деятельности. Меня это, и как гражданина, и как городского голову, возмущает. Я готов поддержать все инициативы музея, ведь музеи нашему городу очень нужны. Тем не менее Исторический музей на активное сотрудничество не идет, закрываясь в собственной системе, а это — подчинение областного управления культуры. И мы не находим с ними взаимопонимания. Я буду и в дальнейшем стремиться к сотрудничеству с Историческим музеем, но хотелось бы, чтобы и музей не нарушал действующего законодательства».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно