«ФОКУСЫ С РАЗОБЛАЧЕНИЕМ», или ДОБЕРУТСЯ ЛИ НАШИ ДО ВЕНЕЦИИ?

Поделиться
Венецианская Биеннале — как много в этом звуке слилось для сердца культурного человека. И неудивительно — существует ли в мире искусства другое столь же притягательное место?..

Венецианская Биеннале — как много в этом звуке слилось для сердца культурного человека. И неудивительно — существует ли в мире искусства другое столь же притягательное место? Биеннале — европейский арт-форум высочайшего представительского уровня. Событие столь грандиозное, что вырастает до глобально-политических масштабов. Как Олимпийские игры или Каннский кинофестиваль. «Выставка достижений» визуального искусства в Джардини ди Кастелло, состоящая из национальных павильонов и огромной общей экспозиции, — почти ровесница века. Она была учреждена в 1895 году и помнит все судьбоносные открытия «золотой поры» модернизма — от авангарда до поп-арта. Последние пару десятилетий, когда великие потрясения основ уже позади, в затишье декаданса конца XX века, Биеннале всего лишь диктует моду (что ж, и эту пыльную работу тоже надо делать) — формулируя актуальные в мире художественные тенденции термином на два года. И составляя табель о рангах — кто есть кто в современном искусстве. К открытию Биеннале все, имеющие в мире искусства какой-то вес — художники и галеристы, кураторы и критики, устремляются в Венецию. Одни — с тем чтобы взять высшую планку успеха, другие — чтобы не пропустить этот момент появления новых звезд на небосклоне.

Из вышесказанного, надеюсь, понятно, что для не избалованных ни международным успехом, ни признанием в своем отечестве представителей украинского искусства магическое словосочетание «Биеннале ди Венеция» звучит завораживающе. Составив компанию масс-медиа на пресс-конференции в Министерстве культуры ( 01.11.00), они ждали вестей с предварительной организационной встречи в Венеции как манны небесной. Итак, неужели впервые в истории, накануне десятилетнего юбилея независимости, Украина осознала важность события (едва ли не последней из всех стран с советским прошлым) и заслужила принять в нем участие?

Уже сделаны первые шаги к цели. Министр культуры Богдан Ступка (для пущей ясности в дальнейшем подчеркнем: согласно ст.2 регламента этого мероприятия, решение о национальной презентации на Венецианской Биеннале может быть принято исключительно на правительственном уровне, чиновниками, облеченными исполнительной властью) 7 сентября послал директору Биеннале Паоло Баратта заявку на участие и получил положительный ответ. Он же назначил комиссаром, ответственным за организационную сторону презентации, своего советника Евгения Карася и утвердил кандидатуру куратора, занимающегося разработкой и воплощением творческой идеи, — директора Центра современного искусства Юрия Онуха. 20 октября комиссар и куратор отбыли в Венецию на рабочую встречу. О происходившем там и намеревались проинформировать собравшихся.

Господин Онух поделился тем, что место для презентации отыскалось чрезвычайно удачное (не имеющие национальных павильонов страны арендуют выставочное пространство). Исходя из этого, следует начинать разрабатывать монументальную — не громоздкую, но значительную идею проекта. Предположительно — проекта одного художника. Таким же образом поступит большинство стран- участников, справедливо рассудивших, что соло автора усилит внятность высказывания. Кто будет этим избранным из избранных, станет известно в декабре.

Диалог с прессой протекал конструктивно, до момента, пока слово не взяла Ольга Мазаева, глава «Нового творческого объединения» художников и… представитель парламента. Что могло бы показаться странной фантазией, так как представлять парламент уполномочены исключительно депутаты. Еще более странно прозвучали обвинения г-жи Мазаевой в адрес г-на Онуха. Оказывается, Юрий Онух не имеет никаких прав отвечать на вопросы в качестве куратора, так как он гражданин Канады, а не Украины. На незаконно узурпированном месте должна находиться она, Ольга Мазаева. В подтверждение своих прав Мазаева извлекла и зачитала письмо от Леся Танюка, главы Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности, адресованное П.Баратта и Г.Зееману, возглавляющему визуальную секцию Биеннале, от 13.10.00 (за неделю до венецианской встречи, когда участие в ней Е.Карася и Ю.Онуха было делом давно решенным в Минкультуры). Сим письмом подтверждалось, что «комитет уполномочивает Мазаеву О.М. принимать участие во встрече представителей и комиссаров Венецианской Биеннале в Италии», а представляемый ею «проект «Интервалы» с автором и куратором В.Раевским принимать участие в 49-й Венецианской Биеннале». К слову, проект «Интервалы» известен своей скандальной историей, о которой чуть позже.

Господин Онух парировал выпад тем, что зачитал еще одно письмо от того же Л.Танюка, датированное 24.10.00, постфактум вносящее в предыдущее послание следующие разъяснения и уточнения: «Куратором украинской презентации на 49-й Биеннале в Венеции был и остается Юрий Онух, уполномоченный на это Министерством культуры Украины. Госпожа Мазаева была уполномочена лишь присутствовать на переговорах для информирования комитета без права вмешиваться в их ход. Проект «Интервалы» был рекомендован мною только как дополнительный…».

Следить за этой дуэлью было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь конфликт интересов пролегает не на уровне кураторов, а на уровне власти: Минкультуры и Верховной Рады. Если говорить по сути, то стоит обратить внимание именно на проблему власти, звенья которой игнорируют друг друга. Безусловно, глава Комитета по вопросам культуры г-н Танюк формально не имел права посылать в Венецию «своих» представителей, вдогонку представителям Минкультуры. Судя по второму письму Танюка, которым он пытается себя оправдать, это в конце концов стало ясным — после скандала, сильно подмочившего репутацию Украины перед лицом европейского культурного сообщества, то бишь, говоря дипломатическим языком, имевшего негативный международный резонанс.

События в Венеции разворачивались по тому же позорному сценарию «разборок» на тему представительства Украины.

Еще до начала встречи организаторов, 17 октября, автор «альтернативного» проекта В.Раевский, активно действующий на всех фронтах, лишь бы устранить «конкурентов», обратился в посольство Украины в Италии со своими претензиями к Е.Карасю и Ю.Онуху. Не имеют, мол, права представлять Украину галеристы, занимающиеся коммерческой деятельностью, и «посредники» от благотворительного фонда Сороса. Отвращение г-на Раевского к коммерции можно не комментировать, это дело вкуса. Но деятельности ЦСИ мы во многом обязаны тем, что у нас есть с чем ехать на Биеннале. Не секрет, что за десятилетие существования актуального искусства на нашей территории власть имущие так и не успели его понять и принять, а тем более выстроить институции, поддерживающие его жизнедеятельность. Официальную поддержку получает другое искусство, по старой привычке верой и правдой служащее новой идеологии, — анахроничные образчики всяких модернизмов и реализмов. Продемонстрировать эту официальную линию на Биеннале — показать, что мы живем позавчерашним днем, не скрывая своего пристрастия к давно утратившему конвертируемость художественному языку.

Кураторству Юрия Онуха вовсе не мешает то, что он является «посредником» между нами и Западом. Куратором международного масштаба в эпоху глобализации быть не зазорно — сегодня наиболее известные представители этой профессии кочуют по миру, реально способствуя человеческому сближению и взаимопониманию. Это во-первых, а во-вторых, с точки зрения «продвинутого» современного этикета вряд ли удобно попрекать г-на Онуха его канадско-польским гражданством. К сравнению, мало кому придет в голову обращать внимание на то, что комиссар визуальной секции Биеннале Г.Зееман является гражданином Швейцарии.

Но возвратимся к венецианскому инциденту. На организационной встрече, на которую каждая страна делегировала одного-двух представителей, Украина побила рекорды заинтересованности вопросом, как потом пришлось растолковывать озадаченной публике, и явилась в составе представителей Минкультуры, «выдвиженцев» от парламента и советника посольства В.Пономарева — на случай необходимости нейтрализации конфликта между оппозиционными сторонами. Вмешательство последнего действительно понадобилось, потому как О.Мазаева, хотя слова ей никто не предоставлял, взяла его сама, с тем чтобы публично разоблачить г-на Онуха…

Зачем мы все это повторяем? Уж, конечно, не затем, чтобы посокрушаться из-за в очередной раз пострадавшего имиджа Украины. Его, как утверждают скептики, уже ничем не испортишь. Волнует только то, что под удар поставлена дальнейшая судьба украинского искусства, когда промелькнула надежда на позитивный сдвиг. Не участвуя в таких международных арт-форумах, как Венецианская Биеннале, Документа, Манифеста, наше искусство никогда не сумеет сопоставить себя с международным контекстом, останется дремуче провинциальным и несоциализированным, не привлечет заинтересованных взглядов и признания нашей самобытности, да и нашего существования в принципе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме