Европейские перспективы: стена и мосты

Поделиться
Неделя европейского кино и дискуссий «Европейские перспективы: Гудбай, СССР» прошла в столичном кинотеатре «Жовтень»...

Неделя европейского кино и дискуссий «Европейские перспективы: Гудбай, СССР» прошла в столичном кинотеатре «Жовтень». Всего было представлено шесть картин. Само событие приурочено к 20-летию со дня падения Берлинской стены.

Год 1989-й. Переломный не только для Европы, но и для всего мира. 9 ноября — падение Берлинской стены, положившее начало объединению Германии, миграции немцев из ГДР в ФРГ, а также конец противостояния супердержав в холодной войне.

Для многих немцев стихийные протесты, завершившиеся разрушением стены в 1989-м, были торжеством демократии. Сотни тысяч восточных немцев тогда устремились к Берлинской стене. Встречать гостей с Востока вышли жители Западного Берлина.

Ощущение счастья и братства смыло государственные барьеры и преграды. Для Украины эти события — предвестник неминуемых изменений, которые произошли уже через два года, в 1991-м.

EUNIC — объединение национальных культурных институтов Евросоюза в Украине: Австрийский культурный форум в Киеве, Британский совет, Гёте-Институт в Украине, Итальянский культурный институт, Польский институт в Киеве и Французский культурный центр. На протяжении недели одна из этих организаций представляла фильм своей страны с последующей дискуссией, во главе которой — приглашенный гость.

Австрийский культурный форум в Киеве показал драму «Ребенок из туннеля» (1990-й, реж. Эргард Ридльшпергер).

Действие происходит в 1969-м на севере Австрии. Рядом граница Чехословакии. По ту сторону разгромлена Пражская весна и уже возводятся новые заграждения. 13-летняя девочка, после тяжелого потрясения не разговаривающая, находит подземный туннель, соединяющий две страны. Затем начинает общаться с землемером, ответственным за то, где именно будет проходить забор. Она уговаривает его проложить забор чуть выше туннеля… Он недоверчиво спрашивает: «А что хорошего есть у вас, чего нет у нас?»

К этой ленте можно отнестись как к фильму-метафоре. Девочка до встречи с землемером не разговаривает. Границы — это безмолвие. Преодолев границу, тут же и обретаешь речь.

На дискуссию в Украину пожаловал доктор Пауль Шульмайстер, известный журналист из Вены. В этом году вышла его книга «Переломные времена. Революция в ретроспективе».

Доктору Шульмайстеру надо было приехать в Украину, чтобы посмотреть этот фильм, — данную ленту он не видел на родине.

— Сегодня фильм сняли бы по-другому, — говорит Шульмайстер. — 1989-й год был чудом. Но чудом не религиозного характера, а тем, что можно объяснить. Берлинская стена была заграждением не физического характера, а преградой между двумя системами — идеологической системой и миром свободным. После тех событий 20-летней давности в Европу пришла боязнь роста криминалитета. Ведь старую Европу буквально тогда заполонили эмигранты из соцлагеря.

Австрийский журналист, оказывается, имел непосредственное отношение к тем событиям. 4 ноября 1989-го он, наряду с полумиллионом человек, принимал участие в большой демонстрации в Восточном Берлине. Люди требовали свободы слова, свободы прессы, свержения диктатуры.

— Впервые в жизни я увидел, как из огромной толпы перепуганных людей вдруг вырисовалась уверенная демонстрация, которая трезво выступала за свои права. Это необыкновенная метаморфоза. А уже 9 ноября 1989-го по Венскому ТВ я вел шоу. Пришло много гостей. В полночь появились кадры из Берлина, где люди танцевали на руинах стены.

Хотя уже сегодня, по мнению Пауля Шульмайстера, в той же Австрии наблюдаются и иные тенденции. «Самовлюбленная» Европа мало интересуется тем, что происходит в других странах. За два десятка лет идеализм испарился полностью…

В программе фестиваля «Гудбай, СССР» — фильм от Французского культурного центра «От стены до стены — Берлин — Сеута» (реж. Патрик Жан), единственная документальная лента данного форума.

Это фильм-дорога, который приглашает в путешествие через четыре границы: от старой Берлинской стены до нового заграждения — закрытого анклава Сеута на африканском побережье. Он воссоздает картину смешанного, мультикультурного, разнообразного социума, который существует, невзирая на традиции самодостаточной и закрытой Европы. Здесь цыгане, болгары, марокканцы, кенийцы, алжирцы…

Несмотря на стереотипы, этот фильм демонстрирует небывалый оптимизм, связанный с эмигрантами. Хотя эти люди живут вдали от своих детей, вдали от родины, часто в специальном социальном жилье (эти районы чем-то похожи на нашу Троещину).

На протяжении ленты то и дело возникает тема «стены». Да, Берлинская стена рухнула. Но за эти двадцать лет выросли уже другие стены! Стены социального и национального неравенства.

Эти мирные мужчины и женщины всеми силами хотят стать европейцами. Один из героев фильма говорит: «Отец у меня марокканец, а мать — алжирка, но я — француз». Эмигранты уверены, что приезд в Европу — это обретение «рая» на земле. Но это не так. Отсюда — депрессия. «Да, вы белые, а мы черные, ну и что?» — говорит на границе Марокко с Испанией черный эмигрант-нелегал. Закрытый анклав Сеута отделяет Марокко от Евросоюза укрепленной линией заграждений, включающей в себя бетонную стену и вспаханную полосу с целым рядом систем защиты. Возвращение в родную страну для этого человека — очевидная нищета. Поэтому он во что бы то ни стало хочет за эту «стену», чтобы там увидеть уже новые «стены»…

Картина, представленная Польским институтом в Киеве, называется «Туда и Назад» (2001, реж. Войцех Вуйчик). Лента получила не одну награду, в том числе и на кинофестивале в Торонто (2002) — за «показ исторически важной темы сквозь призму морально-этических ценностей»…

1965-й, Польша, врач Анджей Гофман, отсидев в тюрьме, возвращается к работе в больнице. Однажды к нему попадает пациент, которого доктор знал еще со времен подполья. Анджей должен помочь ему, ведь по ту сторону границы того ждут любимая жена и дочь. Но как обойтись без денег? Приятели решают ограбить банк…

Фильм — пример талантливого кинематографа. Можно сказать, что это одновременно и элитарная, и массовая лента. К тому же в главной роли Януш Гайос — танкист Ян Кос экипажа танка «Рыжий» из картины «Четыре танкиста и собака».

Гость нашего фестиваля, польский кинокритик Анджей Вернер с восторгом смотрел на кинобилет, радуясь, что там написано «Гудбай, СССР!». При этом он слегка пожурил организаторов, мол, данный фестиваль нельзя соотнести с названием кинотеатра. Ему тут же предложили абстрагироваться и считать «жовтень» прекрасным осенним месяцем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме