ЕВРЕЙСКИЙ СТОН УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛИ

19 февраля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 19 февраля-26 февраля

«Это произошло Бабьим летом в Бабьем яру. Покорно и скорбно двигалась вереница евреев - стариков, с...

«Это произошло Бабьим летом в Бабьем яру. Покорно и скорбно двигалась вереница евреев - стариков, старух и детей - к указанному месту «для последующего переселения на новое место жительства» (так было объявлено в приказе оккупантов). Первая остановка - сложить свои вещи, вторая - верхнюю одежду, третья - снять нижнее белье. Голых, немощных, безвольных, трясущихся их сталкивали на дно глубокого оврага и расстреливали из пулеметов...

За три дня расстреляли около 100 тысяч евреев, а потом, до освобождения столицы Украины в 1943 году, еще 30 тысяч, уже без разбору - евреев, украинцев, русских, поляков...»

Так писал в год пятидесятилетия трагедии философ и искусствовед Карл Кантор. А опубликованы были эти слова в книге-реквиеме, словно озвучившей памятник, созданный известными киевскими живописцами, скульпторами и архитекторами Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко. Его проект был представлен на объявленный местными властями конкурс накануне 25-й годовщины Катастрофы-Холокоста. Возможно, их подвиг на это деяние знаменитый стих Евгения Евтушенко «Над Бабьим яром памятника нет...» Но уже официальное название памятника «Жертвам фашизма в Шевченковском районе г. Киева» говорило о том, что власть не намерена каяться: Бабий яр после войны замыли, на его месте образовался огромный, заросший бурьяном пустырь посреди новостроек. «Да был ли Бабий яр? - вправе спросить нынешнее поколение. - Может, это просто бабьи сказки?»

Скульптурное сооружение, явившееся миру в 1977 году, так же далеко от еврейской трагедии, как и от истинного места массовых расстрелов. «Интерес к конкурсу, - вспоминают Ада и Владимир в своей книге, - даже просто конкурсу! - был искренний, необычайный и со стороны участников конкурса, и самых широких кругов населения, жителей Киева. Трагедия заговорила о себе в полный голос... Все участвующие в конкурсе стремились сказать о своих переживаниях, возникших образах, определениях - каждое событие многослойно, многогранно, сплетено из невероятного количества коллизий, течений, нитей, корней...» Как бы продолжая эту мысль, Карл Кантор пишет: «Нужно было сострадать погибшим и скорбящим о них так искренно и так сильно, как Ада и Володя, чтобы в их украинских сердцах, отзывчивых на боль людей всех рас и народов, зазвучали с такой чистотой еврейские мелодии смирения, муки и печали. Воздвигая высокую стену из могучих каменных блоков, окружающую, обнимающую, охраняющую место погребения расстрелянных, скульпторы как бы возрождают замытый овраг. Вот он снова перед нами - исчезнувший было Бабий яр».

Вечером 28 сентября 1966 года писатель Виктор Некрасов, критик Иван Дзюба, режиссер Рафа Нахманович, правозащитник Гелий Снегирев, хирург Николай Амосов, авиаконструктор Олег Антонов, скульптор Валентин Селибер - всего около 20 человек - подъехали к Бабьему яру. На кирпичной ограде еврейского кладбища висел плакат на русском и еврейском языках с приглашением принять участие в юбилейном митинге памяти 29 сентября 1941 года. С восходом солнца в одиночку и группами по пути Холокоста двинулись люди. К девяти утра на пустыре, где ныне возвышаются телецентр и спорткомплекс, собрались около тысячи человек. Приехали кинодокументалисты. Через полчаса возле них возник Некто. «Кто старший?» - «Я», - ответил Нахманович. - «Удостоверение?» - «А ваше?» Человек раскрыл книжечку, и оператор Тимлин закрыл объектив: на счетчике было 80 метров... Через некоторое время был заложен камень «Здесь будет сооружен...» В 1972 году сооружение началось. Но к конкурсу оно не имело никакого отношения.

Засветится ли шестиконечная звезда в память Судного дня?

Январь 1933 года. К власти в Германии приходят нацисты. И практически сразу же был включен счетчик, который к маю 1945 года зафиксировал уничтожение шести миллионов европейских евреев. Ну а чтобы жертвы были всегда на виду, им предложили носить повязку или нашивку с изображением шестиконечной звезды - «щита Давида». С ней они уходили в гетто и лагеря смерти, в газовые камеры и на массовые расстрелы. Первый из них и был осуществлен на окраине оккупированного Киева. Потом были куда более массовые и технически изощренные лагеря смерти в Освенциме, Треблинке, Дахау... Но Бабий яр был началом Холокоста и уже в силу этого становится его символом.

Газовые камеры, бараки, колючую проволоку лагерей смерти сохранили как вечное напоминание потомкам о злодеяниях фашизма. В Вашингтоне и Иерусалиме создали музеи Холокоста, ставшие местом паломничества не только евреев, но и миллионов людей самых разных национальностей. Бабий яр, если бы он сохранился, мог восприниматься как преисподняя национал-социализма. Того самого, который заговорил в постсоциалистической России устами Макашова и Илюхина, Баркашова и Кондратьева. И познали метастазы этой идеологии не только евреи, но и «лица кавказской национальности» - чеченцы, ингуши, осетины, абхазы. А на далеких Балканах жертвами национал-постсоциализма стали «лица югославской национальности» - сербы, хорваты, боснийцы, косовцы. И огромная их масса гибла и гибнет отнюдь не только на поле боя. Так что судьба еврейского народа сходна с судьбою многих других, но масштаб его трагедии настолько велик, что превращает ее в национальную Катастрофу.

Проживающий ныне в Германии наш земляк, лауреат Государственной премии, руководитель творческих коллективов, создавших в Киеве булгаковский, педагогический и медицинский музеи, Арнольд Крижопольский собрал энтузиастов, которые не только разработали проект памятника-музея Холокоста в Бабьем яру, но и готовы взять на себя все заботы по его сооружению: сбор средств, организацию строительства и т.д. От украинского руководства нужно только выделение соответствующего места в районе Бабьего яра. Разумеется, если Украина готова принять в этом деле более заметное участие - скажем, выполнить нулевой строительный цикл, это еще более ускорит дело.

Что же представляет из себя проект? Архитектурное сооружение имеет вид холма, из которого вырастает шестиконечная звезда. Своим основанием она уходит в землю, где покоятся миллионы погибших, а вершиной устремляется вверх, символизируя возрождение еврейского народа. Спустившись по лестнице, попадаем в музейный дворик. Мощенные камнем стены высотой в два с половиной метра окружают небольшую площадку со всех сторон, как бы изолируя от окружающего мира и напоминая гетто. Так начинался путь неслыханных страданий, который прошли евреи Европы в годы нацизма.

Несколько шагов - и открывается первый зал. Окон нет, жесткая цветовая гамма: черные стены, красные витрины, серый брусчатый пол и серые фотоколлажи на стенах создают атмосферу безысходности. Единственный источник света в музее - витраж в центре потолка в форме шестиконечной звезды. Это светлое пятно олицетворяет надежду на спасение. Но чем дальше идет осмотр, тем меньше доходит света, тем слабее надежда.

Узкая лестница ведет вниз, во второй зал. Те же черные стены, те же красные витрины, но на сей раз фотоколлажи отображают самые страшные события в истории евреев. На нас глядят узники лагерей смерти, которых отправляют на расстрел или в газовые камеры. Свет «щита Давида» сюда почти не попадает, и вместе с ним умирает всякая надежда...

По древней еврейской традиции в память об умершем на сутки зажигают свечу. Поскольку в годы Катастрофы погибали ежедневно, то и огонь должен гореть вечно. Поэтому в центре зала, на черном подиуме, возвышается белая колонна с вечным огнем. Он горит в память о погибших. Если только называть их имена и делать это круглые сутки, то процедура займет более года. Таков страшный итог шестимиллионного геноцида во имя «завоевания жизненного пространства».

Но выбрать достойное место и соорудить музей - это только часть важнейшей задачи. Памятник должен стать местом и символом национального примирения и покаяния. США, первыми построили такого рода музей. Знаменитый американский кинорежиссер Стивен Спилберг, снявший в 1993 году на польско-еврейском материале кинотрагедию «Список Шиндлера», три года не мог приступить к съемкам других фильмов - так он был потрясен материалом, к которому прикоснулся. Затем выделил 85 миллионов долларов для сбора документов по Холокосту, которые будут выставлены в музее-памятнике, предполагаемом к строительству в Германии. Сейчас в стране, где зародился и пришел к власти национал-социализм, чуть ли не в каждой земле есть памятники погибшим евреям, музеи, и в знак покаяния немцы принимают на постоянное жительство и фактическое содержание евреев из бывшего СССР. Попросила прощение за вывоз в лагеря смерти 76 тысяч французских евреев не только католическая церковь Франции: перед еврейским народом покаялся от всего католического мира папа римский.

Сегодня от проживавших в советской Украине более полумиллиона евреев осталась примерно десятая часть. По разным причинам, в том числе хорошо известным и самим украинцам, основная часть еврейской диаспоры эмигрировала в Израиль, США, Германию. Стало быть, сооружение музея-памятника Холокоста не может быть предназначено только для украинских евреев, регулярно приезжающих сюда их соплеменников и других гостей украинской столицы. Он должен стать местом посещения большинства населения страны, но главное - источником продуцирования и реализации программ просветительского характера, которые должны выйти за пределы музея, стать неотъемлемой частью системы отечественного образования.

Нынешние и грядущие поколения граждан Украины должны научиться воспринимать еврейскую трагедию как свою собственную. Ибо эта страшная болезнь человечества может повториться с любым другим народом. Очень хочется, чтобы наша Родина, в которой произошло первое массовое преступление фашистского геноцида, показала пример такого отношения к одному из самых многострадальных этносов, составляющих ее народ. Ведь этот народ за свою тысячелетнюю историю сам многократно платил высокую цену за право называться украинцем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно