Элен Матис: «ТАНЦЕВАТЬ ДЛЯ МЕНЯ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ!»

14 июня, 1996, 00:00 Распечатать

Элен Матис: «Танцевать для меня - значит жить!В школьном театре Киевского государственного хореографического училища шел открытый урок современного танца...

Элен Матис: «Танцевать для меня - значит жить!В школьном театре Киевского государственного хореографического училища шел открытый урок современного танца. Невысокая хрупкая женщина, которая его проводила, казалась на сцене утонченно-аккуратной,предельно собранной и целеустремленной, все ее существо излучало энергию.

«А сейчас вы увидите хореографическую миниатюру под названием «Пульсация»,- объявила она. - Пульсация сердца, полного очарования и эмоций, двух основных проявлений человеческой сути».

Четыре минуты танца - и бездна откровения...

Элен Матис влюблена в Танец. Вся ее жизнь так или иначе соприкасалась и соприкасается с танцем.

«Я была совсем маленькой, когда мама впервые повела меня в Монреале в театр. На меня тогда это произвело огромное впечатление. Дома меня все время тянуло пританцовывать, и у мамы возникла мысль отдать меня учиться. Два года я занималась в балетной студии. Это были занятия по классическому танцу, которые проводила бывшая балерина Монреальского театра».

В восемь лет Элен поступила в профессиональную балетную школу и окончила ее в двадцать. Параллельно сдав необходимые экзамены, она закончила гимназию и получила степень бакалавра по специальности историк изобразительных искусств...

Своим первым педагогом танца модерн Элен Матис считает Элеонору Аштон, которая в свое время обучалась в легендарной американской танцевальной школе, организованной в Лос-Анджелесе в 1915 году. Ее организаторы - основоположники американского танца модерн - Рут Сен-Дени (1877-1968) и Тед Шоун (1891-1972). Школа «ДЕНИШОУН», или, как ее еще называют, школа свободного танца, прославилась далеко за пределами Америки своими талантливыми воспитанниками, известными сейчас всему миру. Это - Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман...

К своим педагогам Элен причисляет также и Питера Бонхама, ведущего солиста Монреальского балета. Классический танцовщик серьезно заинтересовался эстетикой танца модерн и в 1966 году основал в Оттаве труппу, известную теперь под названием «Гранд Балет Канады». Метод Питера Бонхама был основан на технике танца Мерса Каннингема, крупнейшего представителя современного американского танца модерн. Элен посещала уроки и репетиции П.Бонхама на протяжении 15 лет.

«Благодаря особой структуре уроков, направленной на выработку движения, танцовщики его труппы демонстрировали на сцене поразительную свободу и раскованность тела. Плавный и непринужденный стиль танца открыл для меня истинную радость. Ощущение счастья возникает всегда, когда происходит всплеск творческой энергии, которая остается замкнутой в повседневной жизни. Когда же накопившаяся энергия, принадлежащая только тебе, найдя выход, вырывается наружу, - танец становится энергетическим и эмоциональным регенератором. Я осмелюсь сказать, что жить для меня - значит танцевать, а танцевать - значит жить. И в этом истинная радость бытия!..»

Так сложилось, что стать танцовщицей - а именно к этому стремилась Элен - так и не удалось. Жизнь поставила ее перед выбором: семья или карьера. Она выбрала семью.

В Украину Элен попала волею обстоятельств. Ее муж в течение нескольких лет был послом Канады в Украине. Однажды Элен встретилась в концерте с Сергеем Бондуром, заслуженным артистом Украины, ведущим солистом Детского музыкального театра. Встречи, как известно, случайными не бывают. Он пригласил ее на репетицию, познакомил с труппой.

«И началась волшебная сказка! - вспоминает мадам Матис. - Моя жизнь наполнилась благодаря причастности к театру...»

Очень скоро Элен стала желанным гостем и участливым другом балетного коллектива Детского театра. Многие проблемы, а их у театра предостаточно, с ее помощью были решены: обновлены костюмы и частично - декорации, регулярно стали появляться афиши. Театру была оказана реальная материальная помощью, артисты почувствовали себя «под крылом»...

Пришло время, и у Элен Матис появились новые друзья - воспитанники Киевского государственного хореографического училища. Директор и художественный руководитель старейшей в Украине профессиональной балетной школы, народная артистка Украины Татьяна Таякина тепло встретила гостью, познакомила с педагогами и предложила Элен провести в школе несколько уроков танца модерн.

Надо отметить, что знакомство с эстетикой современного танца постепенно становится в КГХУ своеобразной традицией. Несколько лет назад серию уроков и репетиций проводила Гения Снегурович, танцовщица и балетмейстер из Швейцарии. Незадолго до этого педагог-хореограф училища Ирина Якимова на базе своего класса подготовила открытый урок, основанный на эстетике танца модерн, изученного ею в Мозамбике. И вот очередная встреча...

«Современный танец - это совсем другой мир... - считает Элен Матис. - И надо было умело проложить мостик от классики к модерну, чтобы ученикам легче было войти в этот не совсем привычный для них мир, так как в училище нечасто приходится соприкасаться с эстетикой современного танца и многое для них было внове. Однако серьезная подготовка по классике, которой славится Киевское училище, дало возможность ребятам довольно быстро совершить этот переход...

С волнением вспоминаю все этапы работы с моими юными друзьями. Сколько было и забот, и тревог - и успехов!.. А когда мне дали еще и возможность попробовать себя в качестве балетмейстера, я восприняла это как большую честь.

Я благодарна моим коллегам за то, что они доверили мне судьбы детей и помогли решиться на первую самостоятельную постановку. Это был мой дебют!..»

Не только поддержка и доверие коллег помогли Элен Матис состояться как педагогу и заявить о себе как о самобытном балетмейстере. В основе всего лежала бесконечная щедрость ее души, желание быть интересной и полезной людям.

За короткий срок Элен Матис создала семь хореографических сочинений, среди которых хочется выделить поэтический дуэт «Игры» на музыку Лео Бровера, впервые исполненный на I Международном конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, «Элегию» на музыку Андрэ Ганьона и хореографическую миниатюру «Интроспекция» - сольный номер для Сергея Бондура на музыку Мориса Равеля.

Сейчас Элен Матис в Киеве нет. Но в ближайшее время она намерена приехать и начать работать над новыми постановками - ведь впереди II Международный конкурс имени Сержа Лифаря.

Элен Матис в Киеве ждут. Здесь ее помнят и любят.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно