ЭКЗИСТЕНЦИЯ РОКА

29 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 29 сентября-6 октября

Слыхали ль вы «Ще не вмерла Україна» в рок-обработке? Именно с нее начался в культурном центре НТУУ «КПИ» трехдневный фестиваль «Рок- экзистенция»...

Слыхали ль вы «Ще не вмерла Україна» в рок-обработке?

Именно с нее начался в культурном центре НТУУ «КПИ» трехдневный фестиваль «Рок- экзистенция». Большая часть публики слушала роково-адаптированный гимн стоя. Это, по мнению одного из присутствовавших, свидетельствует о том, что публика собралась «национально сознательная». Исполнители гимна (группа «Щастя») не стали, впрочем, рисковать и проверять сознательность аудитории на прочность. Они поступили проще — вежливо попросили присутствующих освободиться из кресельного заточения.

Недалеко от меня с унылым видом сидела, на первый взгляд, совершенно случайно попавшая на роковый концерт женщина постбальзаковского возраста. Оказалось — мама участницы «Рок- экзистенции». Она тоскливо, безразлично и привычно ожидала выхода своего чада (как и раньше ожидала ее — годами в коридорах художественной, музыкальной, хореографической школ, отмежевавшись панцирем равнодушия от всего окружающего). Когда же юная рокерша осчастливила зал своим появлением, мамашиной радости не было предела. Она готова была ринуться к сцене и присоединиться к всеобщему «рубилову».

Интересный симптом, не правда ли? «Чем бы дитя не тешилось» — с одной стороны; «а может, именно этот путь принесет славу (известность, популярность, деньги)» — с другой. Но успокойтесь, дорогая мамаша: рок сегодня — дело не особенно прибыльное. Особенно украинский. Впрочем, каков он?

За три дня фестиваля на сцене столичного зала побывало более двадцати украинских групп. Такая концентрация национальной продукции — редкость приятная и обнадеживающая.

Из первых же выступлений стало ясно, что украинский рок активно феминизируется. Большую часть выступавших команд возглавляли девушки. В первом, «разогревательном», фестивальном концерте засветились десять еще молодых и (пока) малоизвестных групп. Наиболее яркими выглядели «Сбей пепелs» (Херсон), «Nameless» (Тернополь), «Далеко» (Киев) и уже достаточно популярные «Фактично самі».

Программа второго дня пестрела знакомыми названиями — «Вий», «Армада», «Лос Динамос», «The Вйо» — всего семь, по статусу более маститых, но по эмоциональной температуре выступлений уступавших молодым и раскомплексованным.

Закрывали «Экзистенцию» «дедушки» украинского рока — «Мандри», «Мотор‘ролла», «Мертвий півень», «Кому вниз».

Итак, панорама пестрая — как по географическим, так и по половозрастным признакам. Все вместе взятое, это претендует на

Рок сегодня

«Рок-экзистенция-2000» показала состояние украинской рок-музыки на сегодняшний день. Состояние, прямо скажу, малоудовлетворительное: с грустью можно констатировать размывание, вымывание и выветривание признаков рока — порой до такой степени, что и назвать-то группу роковой затруднительно.

Саунд преобладающего большинства выступавших до обидного банален: запев вокалиста, балладно-повествовательный, в средненизком регистре и неискаженном тембре, поддержанный ударными, басом и аккомпанирующей гитарой. В припеве же — взрыв драйва — голос-вопль (вокалистка «Далеко» использовала мегафон), визжание соло- и рычание ритм-гитар, пропущенное через всевозможные «примочки», тремолирующий бас и упругое звучание ударных. Именно таким был саунд групп «Щастя», «Nameless», «Далеко», «Друга ріка», «Жандармы», «Королівські зайці» с Лесей Герасимчук, «Мертвий півень»...

И не стыдно, девушки, пробавляться осетринкой второй свежести? Ведь аффектную пару «шепот сердца — крик души» эксплуатировал во времена оны еще Муслим Магомаев! (Кстати, тоже идя по чужим следам.)

Но были на «Экзистенции» и приятные нововведения — использование принципиально нерокового инструментария, естественно, впрочем, входящего в стили и саунд-группы. Таким был солирующий тромбон у «Сбей пепелs», достойно выполнявший функции соло-гитары. Его глиссандо, подвывания и нетемперированные переходы (плюс виртуозная техника) явно выигрывали на общем фоне. А вот целая духовая секция(!) в составе «Лос Динамос» воспринималась не более чем экзот, примета диксиленда, чужого и неорганичного.

Многие из участников фестиваля широко использовали фольклорный инструментарий, оправдывая рекламный призыв

«Вживайте українське»

А что есть «українське» в роковом контексте? Вопрос крайне сложный и, по-видимому, не до конца проясненный и для участников, и для организаторов «Экзистенции». Простейший ответ, лежащий на поверхности и являющийся одним из критериев отбора — национальная сознательность (читай: украиноязычность). В противном случае группа не имеет шансов выйти на столичную публику. Подчас к этому исходному качеству добавлялось что-нибудь еще, и особая «украинскость» моделировалась использованием колесной лиры и дрымбы (группа «Вий»). Вывод из сказанного прост: порой достаточно экзотического тембра ископаемого музыкального инструмента — и им вполне искупается усредненно-европейская псевдосредневековая балладность в духе музыки к рыцарским фильмам (думаю, на следующих «Экзистенциях» подобных экспериментов станет больше, ведь принцип использования и эксплуатации чужих находок, обеспечивающих успех, распространил свое влияние и на роковые сферы).

К «национально сознательным» (читай — фольклорным) относятся и «Фактично самі». На общем альтернативно-индустриальном фоне рельефно выделяются народная манера исполнения и выразительные «гукания», чем-то напоминающие «русалок» Кати Chilly.

Любопытно отметить, что оба гитариста группы держат инструменты на правую сторону. Как не вспомнить знаменитого левшу из ливерпульской четверки! Полу Маккартни, правда, вряд ли приходилось делиться своей аппаратурой и инструментами с другими группами. «Фактично самі» для себя эту проблему решили кардинально просто — они научились дергать за струны левой рукой, чтобы другие рокеры не попрошайничали. В этом смысле они уж точно «фактически одни».

Народно-танцевальные ритмические формулы и фольклорные мелодические обороты преобладали в саунде групп «Мандри» и «Актус», частично «Крихітки Цахес». Кстати, поразительно сходство тембров голоса вокалистки «Крихітки» и российской «звезды» Земфиры. Похожи даже музыкальный материал и саунд. Если бы «крошка» еще и пела по-русски — тогда и невзыскательный слушатель усомнился бы в оригинальности происходящего (а именно оригинальность является еще одним критерием отбора на «Рок-экзистенцию»).

Из сказанного логично заключить, что для самих устроителей фестиваля понятие «рок украинский» сегодня тождественно понятию «украиноязычный». Этот этап становления национального стиля, рельефно проявившийся еще на «Рок-экзистенции-97», благополучно длится по сей день. Видно, качественные интонационные изменения отечественного рока произойдут не скоро. Тем более что нередки случаи «забредания» на рок-фестивали случайных звучаний: электронные барабаны, отбивающие техно-рэповые ритмоформулы (в настоящем роке барабаны исключительно живые!), рэповая манера проговаривания текста, дикси-составы, поп-музыка «The Вйо».

Видимо, любая группа, поющая на украинском языке и хорошо владеющая инструментами, имеет сегодня шансы попасть как на «Рок-экзистенцию», так и на «Сонячні кларнети».

Остается надеяться, что не за горами то время, когда механическое наследование российских и иных зарубежных популярных образцов сменится преобладанием признаков украинского саунда (того, который сейчас рождается— тяжело, в муках, методом проб и ошибок, по капельке накапливая своеобычность). Остается верить, что придет то время, когда использование колесной лиры и дрымбы как украинско-малороссийского штампа сменится проникновением народно-песенного пласта в музыкальную рок-ткань. Только тогда украинский рок будет узнаваемым. Как британский, например, освященный традициями «Битлз». Или как андеграунд советских восьмидесятых. Тогда, наконец, прозябание украинского рока и сменится его полнокровной экзистенцией.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно