ЭКРАННЫЕ ДВОЙНИКИ ЛЕОСА КАРАКСА

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 5 ноября-12 ноября

Можно с уверенностью утверждать, что одним из главных событий прошедшей «Молодости» был приезд в Киев французского режиссера Леоса Каракса и новой звезды европейского кино Гийома Депардье...

Можно с уверенностью утверждать, что одним из главных событий прошедшей «Молодости» был приезд в Киев французского режиссера Леоса Каракса и новой звезды европейского кино Гийома Депардье. Изрядно затасканное слово «культовый» как нельзя лучше подходит и Караксу - режиссеру, которого ни с кем нельзя спутать, ни на кого не похожего, создающего на экране свой причудливый и непонятный мир. Настолько многообразный, что критики поспешили назвать Каракса продолжателем «новой волны» французского кино. Иначе срочно надо было бы придумать новый термин для определения творчества этого режиссера. Кстати, влияние новой волны не отрицает и сам Каракс: «Я одновременно открыл для себя «новую волну» и немое кино. Это случалось, когда мне было лет 16-17. Собственно, под влиянием увиденного я и решил заниматься кино. А фильмам режиссеров новой волны я обязан еще и тем, что понял: можно создавать фильмы не социальные, вне социума, руководствуясь лишь собственными внутренними проблемами».

Свою первую полнометражную картину «Парень встречает девушку» (между прочим черно-белую, как и его любимое немое кино) Леос снял в 23 года, и сразу же пресса назвала его гением. Его номинируют на премию «Сезар» - европейский аналог «Оскара». Но он его не получает. Подобное с фатальной закономерностью будет повторяться после каждого его фильма. «Любовники с Понт-Неф» не получат награду BAFTA в 1991-м. Новый фильм «Пола Х», который Каракс снял после восьми лет молчания, провалится в Канне в 99-м… «Не всегда то, что показывается, может быть увиденным», - признался киевским журналистам Каракс, комментируя провальность всех своих фильмов у себя на родине. Правда, надо заметить, что Леос сам немало стараний прилагает для того, чтобы быть непонятым. Возьмем хотя бы самое простое - его имя и биография.

Леос Каракс - это анаграмма имени Алекса Оскара Дюпона. Противоречивы и сведения о его рождении. Некоторые утверждают, что Алекс родился в 1960, другие, что в 61-м… Одни говорят, что фамилия его Дюпон, другие - Карон. Одни утверждают, что он долгое время страдал от непонятной болезни желудка, которая потом чудом прошла, другие доказывают, что он злоупотреблял наркотиками и чуть не умер. Каждый рассказывает биографию Каракса по-своему, а сам Леос и не пытается внести ясность.

Между тем считается, что главный герой любой его картины - двойник самого режиссера, но это мнение и сам Леос не отрицает. Так каков же он на самом деле? И не стоит удивляться, что буржуазно-благополучная, хоть и искушенная публика Канн не стала в этом разбираться и вынесла свой вердикт. Думаю, на большее понимание Каракс мог бы рассчитывать в Киеве - на фестивале молодых и для молодых, которым бунтарский и сумеречный мир Каракса должен был бы быть ближе. Увы… на «Молодости» в известной степени повторился Канн. На ретроспективе его партии в «Кинопалаце» паломничества не наблюдалось (это мягко говоря). На показе «Полы Х» в Доме кинематографистов зал, правда, был забит, но уже через десять минут просмотра начался активный исход. Те же, кто досмотрел до конца, разделились на два полярных лагеря. Одни раздраженно ругали, другие с придыханием твердили «Гений!». Правда, были и третьи, и, наверное, их большинство, кто, даже многого не понимая в его странном кино, не мог не признать, что Каракс это сильнейший раздражитель, которому удается затронуть самые сокровенные мысли.

На вопрос, для кого вы снимаете свои фильмы, Каракс после долгой паузы ответил: «Я иногда думаю, что для фантомов, или вообще исчезнувших людей. А может, для героев собственных фильмов». А кто же они, его герои?

Дени Лаван, снявшийся в трех первых работах режиссера («Парень встречает девушку», «Дурная кровь» и «Любовники с Понт-Неф»), словно зеркальное отражение самого Каракса: «Алекс (герой Дени Лавана во всех трех фильмах) служил для меня той площадкой, с которой я адресовал те вопросы, которые задавал сам себе».

О чем же его фильмы? Ответ, казалось бы, на поверхности - о любви! Но о любви, которая приводит к саморазрушению героев, начиная с внутреннего, и приводя в итоге к физической смерти. Любовь Каракса - наваждение, болезнь: слепота героев в «Поле Х» и «Любовниках…», суицид в «Парень встречает девушку». Любопытно, что каждая рассказанная им история - во многом история самого режиссера. В прямом смысле. Свой первый фильм, незаконченную короткометражку, - Каракс начал делать лишь для того, чтобы снять в главной роли девушку, в которую был влюблен. А дальше - вся его жизнь, заключенная в снятых фильмах, словно путь от женщины к женщине: Мирей Перье («Парень встречает девушку»), Шюльетт Бинош («Дурная кровь», «Любовники…»). Была любовь и были фильмы. Любовь проходила, и заканчивался определенный этап жизни, уступая место новому кино.

Правда, перед «Палой Х» пауза затянулась на восемь лет. На вопрос, чем она вызвана, Каракс отвечает с обезоруживающей откровенностью: «Это хороший срок, чтобы сходить в ад и вернуться». И если Пьер в исполнении Гийома Депардье - очередной двойник Леоса, то в его жизни, похоже, наступил страшный период. Отголоски его - на экране. На этот раз, чтобы рассказать собственную историю, он использовал роман XIX века Германа Мельвилля «Пьер, или Двусмысленности». Прочитав роман впервые в двадцать лет, Леос понял - это его книга. Обращаясь к ней каждые пять лет, он тем не менее не собирался снимать по этому роману фильм, поскольку по его признанию, чувствовал Пьера, как чувствовал самого себя, но ни того, ни другого не понимал. Понимание пришло вместе с женщиной. «Лет шесть назад, увидев на одном из фестивалей русскую актрису Катю Голубеву, я понял, - рассказывает Каракс, - что нашел Изабель. А уже позже мы познакомились с Гийомом, и я обрел своего Пьера, который, по сути, составлял одно целое с Изабель». И можно добавить - с режиссером.

Герой «Полы Х» писатель Пьер живет в роскошном поместье вместе с матерью-красавицей (Катрин Денев). Они изысканны, утонченны и праздны. А писательский труд Пьера нисколько не мешает ему играть в гольф, общаться с друзьями, и каждое утро ездить к возлюбленной, прелестной девушке, которая в скором времени должна стать его женой. И вдруг его начинает преследовать девушка, самое точное определение для которой - богиня. Он не избегает встреч. Напротив - сам их ищет. И оказывается в сумрачном лесу (первое объяснение Пьера и Изабель действительно происходит в лесной чащобе в сумерках). Девушка представляется его сводной сестрой откуда-то из Восточной Европы, где служил покойный отец Пьера - дипломат. И наш герой, стремящийся защитить от несправедливостей мира Изабель и радующийся возможности вырваться из душащего его благополучного мира, бросает все: дом, мать, привычный круг, возлюбленную. Он опускается все ниже, на самое, что ни на есть дно. Оправданием может служить книга, которую он истово пишет в жутких городских трущобах, где обитают они с Изабель - сестрой, любовницей, музой. В книге он ищет высшую правду. Но - не находит. И чем мучительнее поиски, тем разрушительней это для самого Пьера и окружающих. Тем неизбежнее финал. Для экранных героев он оказался ужасен. Но и для тех, кто рассказывал эту историю, совсем не прост. Катя Голубева наутро после сцены самоубийства проснулась с седыми волосами. «Такой был фильм, - объясняет она. - Так хотел Леос».

А сам Каракс, который не любит пересматривать свои фильмы, сегодня, как он утверждает, много путешествует, набирается впечатлениями и идеями, пытаясь понять, хочет ли он и дальше заниматься кино.

Пока он сказал все, что мог. Но не исключено, что пройдет время и Леос, подобно Пьеру, вновь пустится на поиски высшей правды. Вопреки всему. И любой ценой. Ну а вместе с ним все мы. Независимо от того, хотим этого или нет. Ради этого можно подождать еще восемь лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно