Эхо джазового сезона

29 мая, 2009, 12:34 Распечатать

«Джазовая весна» в столице отцвела вместе с сиренью и каштанами. Музыкальная жизнь продолжается, несмотря на то, что финансовый кризис ударил по культуре в разных странах мира...

«Джазовая весна» в столице отцвела вместе с сиренью и каштанами. Музыкальная жизнь продолжается, несмотря на то, что финансовый кризис ударил по культуре в разных странах мира. Так, например, американская компания Festival Productions вынуждена была в этом сезоне отменить серию джазовых фестивалей (в частности, крупнейшие в Нью-Йорке, Ньюпорте, а также проекты в Чикаго, Майами и других городах). Предполагается, что полноценное возобновление финансирования американского джаза корпорацией JVC произойдет уже в 2010 году. Но, несмотря на проблемы, 16 июня в Нью-Йорке состоится церемония награждения лучших джазовых музыкантов по версии JJA (Ассоциации джазовых журналистов).

В мае донецкий фестиваль ДоДж провел в Киеве насыщенный вечер в Театре оперетты и заключительный концерт в Международном центре культуры и искусств (Октябрьский дво­рец). До этого в оперетте состоялся конкурс, на котором большинство призов завоевали молодые киевские джазмены. Как говорится, дома и стены помогают. На мой вкус, наиболее интересными оказались серебряные призеры — это польский коллектив, обладающий высокой культурой и тонкостью стиля, а также одесский дуэт пианистки-композитора Роксаны Смирновой и певицы Тамары Лукашовой. У этих исполнительниц яркая авторская позиция, мощный исполнительский фундамент. Киевляне показали скорее общекомандный результат. Они завоевали первую и третью премии и победили в таких номинациях, как «лучший вокалист», «лучший саксофонист». Хотелось бы, чтобы ДоДж быстрее прошел этап становления, поскольку все международные конкурсы уже отказались от практики участия в них учеников членов жюри (чего пока не избежал ДоДж).

В рамках проекта запомнилось молодое трио под руководством креативного киевского пианиста Алексея Боголюбова. Музыканты представили общий лирический тон, тонкость и ясность мыслей, ритмов и тембров, отличный ансамбль.

Их сменил польский квартет Soundchek. Содержание, культура – отличительные особенности польских артистов, играющих в стилистике европейского лейбла ЕСМ. Они умеют играть выразительно «тихо». Слушать не только каждый себя, но и весь ансамбль в целом, разумно манипулируя динамикой, тембром, выдавая напористые кульминации, выстраивать форму.

Третьим участником был вокалист Борис Саволделли, которого называют «итальянским Бобби Макферрином». Концерт в МЦКИ оказался малоджазовым, хотя весьма драйвовым и ярким. ДоДж привез американскую группу THE AL MCKAY ALLSTARS — трибьют-группу супергиганта — THE EARTH, WIND AND FIRE (EWF, «Земля, ветер, огонь»), в котором в те годы работало двое участников из приехавшей команды. В незаполненном МЦКИ (билеты стоили до 1500 грн.) публика ладоней не жалела. Американцы звучали напористо, чисто. Трое крепких и подвижных вокалистов — Тим Овенс, Девир Даккет и Клод Вудс — на авансцене весьма живо, эротично и синхронно пританцовывали.

Они добросовестно подражали вокалу лидера EWF, тенора-альтино Филиппа Бейли. Четверо духовиков (две трубы, тромбон и альт-саксофон) вставляли плотные аккордовые «пачки». Ритм-секция (два клавишника, бас-гитарист, два ударника и лидер-гитарист Эл MакКей) работала слаженно. На лицах зрителей сияли улыбки — в зале находились горячие поклонники EWF. Многие из них танцевали, подобно чеховским «спинозам», радостно выделывая кренделя ногами. Так что шоу удалось.

В мае два джазовых проекта представил продюсерский центр Jazz In Kiev. В зале столичной консерватории выступал квартет Metro: трое американцев — гитарист Чак Лоэб, год назад уже игравший в Киеве, клавишник и композитор Митч Форман (оба — основатели группы) и бас-гитарист Мелвин Дэвис. Четвертым был хорошо известный у нас польский барабанщик и продюсер Кшиштоф Завадский. В основном звучали композиции из последнего альбома Express. В двадцатиминутной «увертюре» музыканты выразили масштабность, умение развивать и выстраивать форму, свежесть контрастов. Тембры разнообразил клавишник М.Форман, имитировавший то звучание французского аккордеона, то сопрано-саксофона, то органа «Хаммонд». Хотелось бы также отметить техничность и поливариативность гитарных приемов пользующегося педалью-семплером Ч.Лоэба, постоянно находившегося «в центре интриги». Красавец-басист играл ненавязчиво, культурно, местами вкрапляя мягкий и завораживающе приятный блюзовый вокал. Понравилась авторская музыка, достаточно разностилевая и свежая пьеса Херби Хенкока Cantaloupe Island. А закончили дуэтом клавиш и гитары на тему битловской песни Yesterday, интерпретаций которой сотни. Эта была одной из лучших. Впечатление: абсолютная выверенность, изящество, мастерство.

Спустя неделю там же Jazz In Kiev представил минский инструментальный проект Apple Tea, который мне доводилось слышать в столице и на фестивале в Коктебеле. После концерта ансамбль уехал в Луцк, чтобы продолжить промо-тур в поддержку нового альбома Apple Tea V. К сожалению, зал и на американцах, и на минчанах тоже оказался полупустым, хотя оба концерта удались.

Концерт белорусов впечатлил с первых нот. Автор почти всех композиций бас-гитарист Игорь Сацевич — безусловно, очень оригинальный композитор. Не могу сказать, что Apple Tea осуществляет стилевой прорыв — группа скорее использует многие достижения современного джаза и академической музыки. И делает это по-своему оригинально. В составе Apple Tea — мощные духовики Игорь Лютый (альт- и сопрано-саксофон) и Павел Аракелян (тенор-саксофон, флейта), которых поддерживает отличная ритм-секция, состоящая из клавишника Конс­тантина Горячего, гитариста Ми­хаила Филипени, бас-гитариста Игоря Сацевича и барабанщика Александра Сапеги. Очевидно, что музыканты слушают не только джаз, но и более «серьезную» музыку, хорошо знают народную песню, умеют думать и чувствовать, подготовлены технически и эмоционально. Не хватало элементов шоу — отделки деталей, лоска. Впрочем, их компенсировали яркость и разнообразие материала, музыкальность, открытость.

Из саксонского города Плау­эн прибыл детский ансамбль Futur под руководством эмигрировавшего 12 лет назад в Германию легендарного криворожского джазового педагога Александра Гебеля. Немецкие подростки поразили высочайшим исполнительским уровнем, недетской самостоятельностью и настоящей музыкальной культурой. Хорошо выглядели их киевские побратимы — участники детского оркестра Little Band Academia из Академии искусств на Оболони, которым руководит бывший криворожец, а теперь киевлянин Виктор Басюк.

Запомнился лирический, романтичный концерт в Доме архитектора, посвященный памяти выдающегося украинского педагога Владимира Молоткова при участии киевско-берлинских гитаристов Алексея Крупского и Алек­сея Вагнера и французского пианиста Тибо Фалька. Отлично выступил литовский дуэт Пят­раса Вишняускаса (сопрано-саксофонист) и Эгидиюса Бужи­са (рояль) в Колонном зале им. Н.Лысенко. Вишняускас — известный музыкант, владеющий всеми джазовыми стилями (от классики до этно- и авангардного джаза). В этот раз он играл джазовые стандарты традиционно, но все же по-своему оригинально. Культура — основная черта этого профессионала мирового уровня. Тем временем продолжается цикл выступлений бас-гитариста Игоря Закуса (издательство «Темпора» «Jazz-коло»): благодаря доступным ценам и интересным участникам он всегда собирает полный зал Украинского дома. Впрочем, сезон завершается, и скоро киевский джаз уйдет на каникулы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно