ДЖЕНТЛЬМЕНЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ УДАЧИ

9 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 9 июля-16 июля

15 июня с.г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм»...

15 июня с.г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм». Так официально называется международный акт защиты очень важного вида интеллектуальной собственности. Важного - потому что, рожденный неодолимым ходом научно-технического прогресса, он за короткое время стал атрибутом широкомасштабной производственной, менеджерской деятельности работников целой сферы промышленности, весомо и зримо (куда уж дальше?) вошел в наши жизнь, быт, досуг.

Принятие парламентом страны Закона о присоединении к Женевской (1971 года) конвенции, как еще называется фонограммная хартия, - акт вроде бы рядовой, будничный с точки зрения работы ВР. Вероятно, поэтому он не привлек к себе пристального внимания общественности. Закон как закон - таких принимаются десятки. Но с точки зрения интересов производителей фонограмм, с точки зрения потребителей, с точки зрения реального охвата культурных, духовных интересов граждан нашей страны названный закон в известном смысле является революционным.

В связи с присоединением к Конвенции чувствую необходимость высказать соображения работника, имеющего определенное касательство к сфере охраны объектов интеллектуальной собственности. Особенно учитывая, что положение в названной сфере отнюдь не блестящее.

О предмете

Фонограмма, как научно расшифровывают сие понятие специалисты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), есть сообщение для всеобщего сведения исполнения и означает передачу для публики любым средством, кроме эфирного вещания, звуков данного исполнения либо звуков или отображения звуков, записанных на любом из носителей. Скажем проще. Термин «фонограмма» является синонимом слова «звукозапись». Но при этом имеется существенный смысловой нюанс, который не должен ускользать от нашего внимания. Термин «фонограмма» нельзя путать с термином «экземпляр фонограммы» - копией фонограммы на материальном носителе.

Улавливаете разницу? Кое-кто из лукавцев, обуреваемых соображениями отнюдь не бескорыстными, как бы не замечает ее. Но мы с вами эту самую разницу четко отмечаем и фиксируем.

Так вот производителем фонограмм признается любое физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и, следовательно, ответственность за первую звуковую запись исполнений или иных звуков. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (статья 32) устанавливает критерии для предоставления охраны прав производителей фонограмм. Указывается, что такая охрана предоставляется, если:

1) производитель является гражданином Украины или юридическим лицом с официальным местонахождением на территории Украины;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Украины или опубликована на территории Укрины в течение 30 дней со дня ее первой публикации в другом государстве;

3) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.

Женевская фонографическая конвенция предусматривает обязанность каждого государства - члена Конвенции - охранять интересы производителя фонограмм, являющегося гражданином другого государства. Воспроизводства дубликатов быть не должно. Не должно быть и ввоза дубликатов, если целью ввоза является распространение фонограмм для всеобщего сведения. Ныне к Конвенции присоединились и неукоснительно соблюдают ее требования свыше 50 государств мира.

Как на фоне сказанного выглядит Украина?

В области музыкального бизнеса, который изучен у нас более подробно, чем остальные, в стране относительно умеренное количество компаний, тиражирующих главным образом пиратские аудиокассеты. За год их выпускается и реализуется около 48 миллионов экземпляров. По украинскому репертуару доля пиратской продукции составляет 30 процентов, по российскому - 95, по репертуару других зарубежных стран - 98 процентов. Здесь в качестве иллюстрации считали бы уместным привести некоторые неофициальные данные.

Об общих объемах и характере выпускаемой продукции с точки зрения законности использования произведений можно судить по таблице 1.

В денежном выражении (в млн. долларов США) картина выглядит следующим образом (см.таблицу 2).

Нужно учитывать и такой момент. Помимо аудиокассет на музыкальном рынке Украины за год реализуется около 8 миллионов штук компакт-дисков. Какой здесь процент пиратства? Такой же как и по аудиокассетам (с отдельными незначительными отклонениями). Минимальная цена пиратского компакт-диска составляет 7,5 гривни (примерно 2 доллара США). Значит, пираты дополнительно ежегодно получают примерно 24 миллиона долларов США.

Вступив в Женевскую фонограммную конвенцию, Украинское государство не просто дополнительно приняло на себя некие общие обязательства в плане поддержки благой идеи охраны. Оно через институты исполнительной власти должно практически обеспечить защиту объектов авторского права и смежных прав от посягательств теневиков-пиратов. Аппетиты последних надлежит уменьшить, а товарные обороты - существенно сократить. Но дело не только в этом.

Принятый закон позволит Украине выполнить еще одно важное обязательство по интеграции в Европейский союз в области авторского права и смежных прав. Тем самым шире приоткроется дверь во Всемирную торговую организацию, в некоторые другие мировые структуры. Активнее будет вестись работа с созданной более 60 лет назад Международной федерацией производителей фонограмм (IFPI). Мы должны обеспечить новое качество ведения дел в области охраны интеллектуальной собственности у себя дома, на своем рынке. Просто ли это?

Годы благих пожеланий

Совершенно очевидно, что теневики-пираты, используя золотую жилу подпольного фонограммного бизнеса, не только лишают государство многомиллионных сумм невзысканных налогов и, следовательно, бюджетных ассигнований на развитие культуры, не только насаждают китч, утверждают дурной вкус, сбывают потребителю некачественную продукцию, но и, помимо всего прочего, лишают автора - создателя произведения - законного права на получение вознаграждения. Даже символического.

О заработках, то есть о гонорарах, авторов сужу не со стороны, а по каждодневному опыту работы в претерпевающем ныне реорганизацию Государственном агентстве Украины по авторским и смежным правам (ГААСП). Из 30 с лишним тысяч тех, кого мы обслуживаем - для кого собираем, распределяем и кому выплачиваем гонорар, лишь несколько десятков человек получают в месяц в среднем около 100 гривен. На долю остальных приходятся суммы в полном смысле слова мизерные. Ныне подавляющее большинство авторов получают в агентстве 200-300 гривен в год. А ведь гонорар - это зарплата творческого работника, основной источник его существования.

Еще несколько лет назад была высказана идея создания в Украине такого межведомственного органа, который бы обеспечивал координацию работы, связанной с обузданием пиратства. Исходили из того, что согласованно, сообща, дополняя друг друга, должны действовать все виды власти - законодательная, исполнительная, судебная.

Позволю себе привести строки из проекта документа о создании межведомственного координационного органа по вопросам правомерного использования объектов авторского права и смежных прав - Антипиратского комитета.

«Комитет

- рассматривает предложения относительно формирования государственной политики в сфере охраны прав на объекты авторского права и смежных прав, борьбы с пиратством;

- планирует и организует проведение заинтересованными органами исполнительной власти межведомственных мероприятий, направленных на предупреждение и прекращение нарушений законодательства Украины в области охраны объектов авторского права и смежных прав;

- обобщает опыт работы относительно обеспечения в Украине правомерного использования объектов авторского права и смежных прав и разрабатывает соответствующие рекомендации;

- вносит предложения относительно усовершенствования законодательства, которое регулирует создание, правовую охрану и использование объектов авторского права и смежных прав;

- разрабатывает методические, инструктивные материалы, относящиеся к компетенции Комитета».

Высказанное несколько лет тому предложение начать организованную государственную борьбу с пиратством все еще находится на стадии рассмотрения и обсуждения. В результате у нас до сих пор нет органа, столь необходимого для работы, для дела, для наведения порядка - органа, столь ожидаемого авторской общественностью. Впрочем, не только ею.

Сегодня в Украине многим известны возможности индустрии авторского права. Возможности колоссальные. Достаточно сказать, что в развитых странах мира на ее долю приходится от трех до пяти процентов внутреннего валового годового продукта.

Кто виноват?

Отвечая на этот вопрос, я предпочел бы касаться не частностей (такие-сякие чиновники-бюрократы, избегают ответственности, не хотят брать инициативу на себя и т.д., хотя все это, как говорится, имеет место). Хочу коснуться коренной, решающей причины. Все дело, с моей точки зрения, в традиционной недооценке роли, места и значения объектов авторского права в жизни страны, в жизни государства, в жизни общества. Считается: сельское хозяйство, промышленность, финансы - это важно. Что же до интеллектуальной собственности, то шут с нею. Похищают произведения, обижают авторов, нарушают требования закона? Ничего страшного. Наведем порядок в экономике, тогда и возьмемся за охрану интеллектуальной собственности. О чем тут спорить?

Вот уже который год мы не только никак не создадим Антипиратский комитет, но и никак не внесем изменения и дополнения в Уголовный и Административный кодексы об ответственности за неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности. А пираты-теневики небезуспешно продолжают свое сверхприбыльное дело.

Вслед за принятием 15 июня Закона Украины о вхождении Украины в Международную фонографичную конвенцию Верховная Рада 16 июня приняла (в первом чтении) закон Украины «О внесении изменений и дополнений в закон Украины «Об авторском праве и смежных правах».

Вот и спрашиваю себя: а что если это начало давно ожидаемого поворота, новая, так сказать, страница, своего рода знамение?

Не хотелось бы обмануться в лучших ожиданиях.

Что делать?

Недавно в одном из журналов я прочел любопытный пассаж относительно причин неудовлетворительной охраны объектов авторского права. Вот он: «Властные структуры - ни Кабмин, ни ВР не заинтересованы в борьбе с пиратством. И это основное. Утверждают даже: деньги на изготовление пиратской продукции поступают из властных структур, ибо руководители фирм-пиратов - родственники многих высоких чиновников. И создается впечатление, что они совсем не заинтересованы разоблачать пиратский бизнес. Ведь теневые деньги - а это, по моему мнению, сотни миллионов долларов - можно ежегодно направлять куда угодно, в том числе и на избирательную кампанию».

Не исключаю, что какие-то основания утверждать подобное у автора имелись. Но в принципиальном плане я категорически не согласен с ним.

Передо мной утвержденный на совместном заседании Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины и Государственного агентства по авторским и смежным правам план мероприятий, направленный на «укрощение» пиратства и становление в Украине цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Не буду касаться всех его пунктов, но некоторые, наиболее показательные, позволю себе обозначить.

Предполагается внести изменения и дополнения в законодательные акты об обеспечении правовой защиты компьютерных программ, подготовить проекты постановлений правительства о порядке расчетов телерадиоорганизаций с авторами за использование в программах произведений литературы и искусства, о минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений, об организациях по управлению имущественными правами авторов на коллективной основе.

А в рекомендациях участников недавно проведенной

ГААСПом в Киеве международной конференции «Фонографическая и аудиовизуальная продукция. Формы и методы защиты авторских и смежных прав» (рекомендации адресованы Верховной Раде, администрации Президента, Кабинету министров Украины) в качестве неотложных задач называются:

1. Ускорение рассмотрения внесенных в Верховную Раду проектов законов, связанных с охраной объектов авторского права и смежных прав.

2. Ускорение внесения в Верховную Раду проектов законов, связанных с охраной объектов авторского права и смежных прав.

3. Активное привлечение к разработке проектов нормативно-правовых актов относительно правомерного использования объектов авторского права и смежных прав творческих союзов, общественных объединений, ассоциаций изготовителей и распространителей аудиовизуальной и фонографической продукции.

4. Создание для согласования работы министерств и ведомств, других органов государственной исполнительной власти координационного органа по вопросам правомерного использования объектов авторского права и смежных прав, привлечение к его деятельности соответствующих бизнесовых, профессиональных структур.

5. Признание того очевидного факта, что существующий порядок выдачи согласований и оформления аттестатов на импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограммами является громоздким, затратным и не отвечает требованиям действенной защиты объектов авторского права и смежных прав, а также развития легального бизнеса в сфере фонографического и аудиовизуального производства.

6. Проведение парламентских слушаний по вопросам защиты в Украине объектов интеллектуальной собственности.

Короче говоря, мировые стандарты охраны творений человеческого духа должны решительно - от начала до конца - применяться и в нашей стране.

Но где гарантия того, что наметившаяся 15 и 16 июня тенденция утвердится окончательно и станет необратимой?

Сегодня в области охраны интеллектуальной собственности перед Украиной открываются три пути.

Первый - это сохранение нынешнего положения со всеми его язвами и болячками, путь если и не официального, то фактического благословения пиратства, путь последовательного ограбления государства и материального удушения национальной художественной интеллигенции. Говорить о его цивилизованности вряд ли имеются хоть какие-либо основания. Однако, будем реалистами, он вполне возможен.

Второй путь - это путь косметического ремонта здания охраны интеллектуальной собственности. Он также может быть выбран, прежде всего для создания иллюзии перемен, для получения новых траншей МВФ. Не исключено, что удастся принять отдельные законодательные акты, осуществить некоторые формальные меры принудительного характера. Однако общее положение дел не изменится. Вряд ли нужно доказывать, что это путь медленного угасания национальной культуры, науки и в конечном итоге разрушения национального духа.

И, наконец, третий путь - это путь решительных преобразований, путь сконцентрированных усилий всех причастных к охране интеллектуальной собственности служб, всех ветвей власти, путь, имеющий целью обеспечить приток в страну зарубежных инвестиций, оживить развитие местной индустрии, дать толчок ускорению научного, художественного поиска, взять высоты в экономическом, социальном, духовном развитии.

Традиционная недооценка проблем, о которых мы вели речь, должна уступить место традиции всемерной поддержки сферы авторского права и смежных прав. Перспективность такого подхода несомненна. И здесь я убежденно выбираю третий путь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно