ДЖАЗОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

3 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 3 декабря-10 декабря

Что такое джаз? Кто-то ответит - музыкальный стиль, кто-то - искусство импровизации, кто-то - состояние вечно молодой души джазового музыканта, потому что он живет вне времени, потому что он живет в стиле джаз...

Что такое джаз? Кто-то ответит - музыкальный стиль, кто-то - искусство импровизации, кто-то - состояние вечно молодой души джазового музыканта, потому что он живет вне времени, потому что он живет в стиле джаз. Он - вечный странник, не признающий условностей, препятствующих необходимому всем живому общению. Джаз - это выход за рамки условностей музыкально-академических и общечеловеческих, а джазовый концерт - это возможность такого выхода, хотя форма концертирования ее несколько ограничивает, все же джаз находит выражение в различного рода джем-сейшенах, да и сами концерты свободны от строгости академического «этикета». Звучат первые аккорды, и все присутствующие - музыканты и зрители - отправляются в необыкновенное путешествие в стиле джаз.

Не зря считают: состояние общества, его жизненный тонус и потенциал измеряются, кроме прочего, состоянием джаза в городе (или стране). В Украине, и в особенности в ее столице, сейчас происходят удивительные вещи. При всем, казалось бы, отсутствии условий, при нынешнем экономическом и социальном кризисе джазовое искусство не только развивается, но и набирает силу вопреки всему, что происходит вокруг, вопреки тотальной коммерциализации и как следствие - занижению духовных потребностей, подмене искусства шоу-индустрией и прочее.

В последнее время киевская публика имеет гораздо больше возможностей увидеть и услышать самых разных музыкантов, не только украинских, но и зарубежных. Безусловно, это происходит благодаря людям, для которых джаз - стиль их жизни, которые не мыслят свою жизнь вне джаза, не мыслят жизнь своего города без джаза.

Ни один джазовый проект не осуществляется без человека, который не может не пропагандировать джаз, живет в стиле джаз, ибо иначе жить не может. Это Алексей Коган - ведущий джазовый эксперт Украины. «Алексей Коган представляет…» стало эпиграфом джазовых концертов нашего города. Благодаря отношениям, которые Коган завязал со многими джазменами разных стран, в Киев стали приезжать звезды мирового джаза.

В субботу 20 ноября в Доме художника Алексей Коган представлял программу музыканта поистине звездной величины, музыканта, который в совершенстве владеет таким сложным инструментом, как собственный голос, - Марека Балату. Он и еще трое музыкантов приехали в Киев из Польши и провели два джазовых вечера. Музыканты из Польши приезжают в Киев не впервые. Только в этом году несколько раз сюда приезжали и другие джазовые исполнители. Еще свежи воспоминания о сентябрьском концерте оригинального польского дуэта.

Гости в составе: Марек Балата - вокал, Петер Вилежол - фортепиано, Адам Скешепек - бас, Мирослав Ситковский - барабаны играли в традиционной манере. Но это был не просто традиционный джаз. Игра этих музыкантов очень интересна, поскольку это не просто импровизация на тему, а настоящее путешествие в стиле джаз. И публика на концерте вела себя в стиле джаз. Марек Балата - уникальный музыкант, личность редкого обаяния - в один момент расположил к себе зрительный зал и вовлек его в свою игру.

Польские журналисты назвали Марека Балату европейским Бобби Макферрином, и не без оснований, - он также непосредственно общался с публикой, не говоря уже об уникальности его таланта. Голос - не столько средство самовыражения, сколько инструмент, которым его обладатель владеет просто потрясающе, это не только уникальный природный дар, но и высочайшее мастерство. Порой казалось, что возможности его диапазона, техники, разных исполнительских приемов, динамики голоса не ограничены.

Композиции, которые звучали в этот вечер, не то чтобы являлись джазовыми стандартами, хотя стандарты были тоже, - просто все сыгранное на концерте превратилось в джазовые стандарты. Кто бы мог подумать, что Фридерик Шопен - музыкальный символ польской нации и «романтический поэт революции» - станет автором джазовых тем. Его знаменитая Прелюдия ми минор и Мазурка фа мажор превратились у Марека Балаты в блестящие джазовые композиции, причем так, что узнаваемость шопеновских мелодий вместе с их джазовой обработкой преобразили классические творения.

Нередко уровень музыкантов определяется именно таким образом: хорошие джазовые музыканты могут себе позволить импровизировать на знакомые классические темы, в том числе на шедевры классической музыки. Плохие музыканты позволить себе этого не могут, поскольку сразу обнаруживается пропасть между их музицированием и настоящей и вечной музыкой. Хорошие музыканты, верящие в свое искусство, имеют, таким образом, возможность сократить расстояние во времени и доказать, что музыка живет без границ и вне времени. Она просто есть. Такой возможностью и воспользовались польские музыканты, причислив Шопена к плеяде «выдающихся джазменов».

Конечно же, не только шопеновской музыкой был замечателен концерт. Это было настоящее путешествие в стиле джаз, и как любое путешествие, оно увлекло за собой всех присутствующих, и с каждым новым музыкальным поворотом открывались все более интересные и заманчивые перспективы. И одна композиция действительно была посвящена путешествию со всеми его звукоизобразительными атрибутами: дороги, едущего поезда, мелькающих за окном картин.

Общение музыкантов друг с другом, музыкантов с публикой и публики с музыкантами определяли маршрут путешествия: побывали в гостях у Чарли Паркера, Джорджа Гершвина, не забыли заехать в польское и украинское села. Вовсе не хотелось возвращаться из этого путешествия в стиле джаз.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно