ДЖАЗ. ВНЕ ВРЕМЕНИ И ВНЕ ПРОСТРАНСТВА

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать

Во второй раз прошел во Львове украинско-польский фестиваль «Джаз без...», на котором лучшие джазисты из Польши и Украины представили древний и извечно молодой джаз во всех его проявлениях...

Участники диксиленда «Медикус» — Владимир Кит (труба) и Евгений Прокип (тромбон)
Участники диксиленда «Медикус» — Владимир Кит (труба) и Евгений Прокип (тромбон)

Во второй раз прошел во Львове украинско-польский фестиваль «Джаз без...», на котором лучшие джазисты из Польши и Украины представили древний и извечно молодой джаз во всех его проявлениях. От ностальгической джазовой архаики, ставшей давно уже классикой, до ультрасовременных стилей и направлений.

Джаза, хорошего джаза, было много. И его любители-меломаны, что называется, могли «оторваться» на все сто. Выступления длились по четыре-пять часов и скорее напоминали просто теплое общение, так как зрители впитывали волнующие душу и сердце мелодии, сидя за столиками и попивая львовское пиво. Так что можно было сполна насладиться джазом за пять фестивальных дней. Ежедневно выступали и украинские, и польские музыканты, каждая группа — самобытна. Параллельно со Львовом концерты в рамках фестиваля «Джаз без...» проходили и в Польше, в приграничном Перемышле. Основными организаторами действа были львовское творческое объединение «Дзыга» — с украинской стороны и Центр культуры Перемышля. Почетный патронат взяли на себя посольство Польши в Украине, Генеральное консульство Польши во Львове, Польский институт в Киеве.

...1960 год. Круглый зал знаменитой во Львове Пороховой башни. На сцене — джазовый коллектив «Медикус» под управлением Игоря Хомы. Его первое выступление, открывшее дорогу профессиональным медикам на широкую джазовую сцену. Тогда джаз в нашем советском отечестве был далеко не в почете. В 1964 году львовский «Медикус» пригласили на фестиваль джазовых коллективов в Тарту (Эстония), а потом несколько раз он был лауреатом Таллиннских джазовых фестивалей и многих, многих других. Ансамбль в то время дважды записывал диски на фирме «Мелодия», сделал записи на студиях «Радио Варшава», «Радио Берлин», «Радио Вроцлав». Во Львове они кумиры, как и прежде. Хотя из того, первого, состава осталось в живых только двое музыкантов — Владимир Кит (нынешний его руководитель) и Орест Довганик, саксофон-тенор. «Медикус» играет в стиле диксиленд, немало в его репертуаре и джазовых обработок украинских народных песен, своих собственных произведений.

Но, как и сорок лет назад, звучит он профессионально, мелодии льются легко и зажигающе. И все эти годы участники ансамбля мечтали дать свой сольный концерт, как это было в далеком 1960-м, в круглом зале Пороховой башни (сейчас это Дом архитектора). И мечта их сбылась. «Медикус» открывал нынешний фестиваль «Джаз без...», проходивший в том же зале.

…Специалисты утверждают, что еще в 1940 году во Львове был свой «Театр джаза». Как вспоминают студенты консерватории 50-х годов, в стенах этого высшего учебного заведения тогда и речи не могло быть о такой дисциплине, как джаз. Его не считали классической музыкой, хотя на слуху были уже мелодии из «Серенады солнечной долины», и студенты консерватории пытались импровизировать на подобные темы. Потом им разрешили выступать с джазом на неофициальных вечерах. Ближе к 60-м в консерваторию пришел Мирослав Скорик — и там наконец-то появился джаз. Многие львовяне еще помнят Любу Чайковскую, исполнявшую «Не топчіть конвалій» і «Намалюй мені ніч». В это же время параллельно появляется джазовый коллектив во Львовском мединституте, и это не была простая самодеятельность. Джаз-оркестр Игоря Хомы впечатлял своим профессионализмом, а сам руководитель, кандидат медицинских наук, микробиолог (докторская диссертация так и осталась незащищенной), обучался джазовым основам у консерваторских музыкантов. Тогда их называли пионерами украинской джазовой музыки.

Сегодня и у нас в державе признается, что джаз — это профессионализм высочайшего полета, умноженный на ничем не передаваемое состояние души. Настоящие джазисты, сколько бы им ни было лет, всегда выглядят молодыми, задорными. В глазах у них прыгают веселые «зайчики», улыбка передает внутреннее состояние «кайфа». И зрителям волей-неволей передается этот музыкальный восторг. Вот поэтому на выступлениях джазовых коллективов зрительского пассива, как правило, не бывает.

Пот градом стекал с лица еще одного признанного джазмена — пианиста Юрия Боня, выступившего на фестивале со своим трио. И это была именно та «работа», которая приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение и подъем. Бонь, доктор искусствоведения, профессор, лауреат многих международных фестивалей, этого не скрывал. Он с удовольствием выступал в городе, где родился, получил профессиональное музыкальное образование, десять лет проработал солистом-пианистом во Львовской филармонии и восемнадцать — преподавателем Львовской консерватории. Сегодня он создал свою фортепианную школу в Польше, преподает в Люблинском университете. В его репертуаре — произведения В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Листа, С.Прокофьева, Дж. Крамба, Д.Шостаковича, А.Никодемовича, Б.Янивского.

Львовские зрители замирали, когда звучал сакс-тенор Януша Муняка из Польши в составе созданного им «Януш Муняк Секстет». 59-летний Януш — один из старейших джазменов на польской джазовой сцене. Музыканты шутя говорят, что и родился он с саксофоном в руках, который кажется не только любимой игрушкой, но и инструментом, с которым он может делать все (в унисон гранд-музыканта в секстете сопровождают еще два саксофониста). Муняк — традиционный консерватор, но в лучшем понимании этого слова. За основу берет музыкальные традиции джаза, а на нее уже стремительным «водопадом» обрушивает свою собственную импровизацию. И здесь мало кто с ним может сравниться.

Вообще поляки — признанные (после США) лидеры в мире джаза. Они знают джаз, любят его и умеют исполнять тонко, остро, профессионально, достойно. Это действительно мировой класс. Еще у них качественные музыкальные инструменты и аппаратура. С большим успехом на львовском фестивале «Джаз без...» выступил в блюзово-джазовых композициях Януш Избински (вокал, гитара) с «Левндек Трио», вокалист Йоргас Скольяс со своим «Йоргас Скольяс Оркестра», «Пйотр Барон Квинтет», создателем которого стал Пйотр Барон, известный польский саксофонист, выступавший вместе с такими звездами джаза, как Рэй Чармс, Арт Фамер, Аль Порцио, Эдди Гендерсон. В 2001 году музыкант был номинантом «Джазового Оскара». Особое место в его дискографии (а записал он более 60 дисков) занимает альбом «Богуродзица» — уникальное творение, объединившее в себе мелодии средневековых григорианских и рыцарских песен с джазовой импровизацией. Этот диск признан лучшим в номинации «Джазовый диск 2000 года».

Среди украинских исполнителей львовскую публику «заводили» также «Дзыга джаз квинтет» — «дитя», рожденное после первого украинско-польского фестиваля «Джаз без...», «Квинтет Юрия Шарифова», львовянина, профессионального музыканта-скрипача и композитора, который в составах джаз-, поп-,
рок-, фолк-групп и с сольными концертами гастролировал в 24 странах мира. Сегодня автор камерно-инструментальных симфонических произведений, джазовых композиций и эстрадных песен отдает предпочтение электронной музыке.

Апофеозом фестиваля стала реализация совместного украинско-польского проекта Збигнева Намисловского, Войтека Мрозека и камерного оркестра «Леополис». На сцене театра имени М.Заньковецкой были представлены произведения В.-А.Моцарта в классическом и джазовом исполнении, вернее, джазовые вариации на тему Моцарта. Надо отдать должное молодому талантливому польскому музыканту Мрозеку, имеющему немало престижных музыкальных наград, и саксофонисту-трубачу Намисловскому, решившимся на «провокационное» использование неприкосновенной сакральности Моцарта. Во Львове великий композитор был впервые перефразирован и, судя по реакции публики, весьма успешно! Как говорится, профессионалам подвластно все, если это действительно профессионально и интересно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно