ДВА ЧАСА ОЧАРОВАНИЯ

15 июня, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 15 июня-22 июня

Самое первое, что удивило меня и обратило на себя внимание перед началом концерта солистов днепропетровского Дома органной и камерной музыки, — отсутствие в городе надлежащей рекламы и.....

Самое первое, что удивило меня и обратило на себя внимание перед началом концерта солистов днепропетровского Дома органной и камерной музыки, — отсутствие в городе надлежащей рекламы и... переполненный зрительный зал. Как известно — столичные концертные залы часто зияют пустыми местами даже во время выступления зарубежных гастролеров. Что же произошло? Может, дело в именах солистов-звезд или в наборе классических «шлягеров», обеспечивающих легкий успех и привлекающих слушателей? Беглого взгляда в зал оказалось достаточно, чтобы снять все вопросы и прийти к выводу — суть в другом.

Торжественность и весомость событию создавали сами музыканты и музыка, исполняемая ими. А ведь коллектив днепропетровского Дома органной и камерной музыки существует только 14 лет. И хотя это одно из самых молодых творческих учреждений страны, здесь уже сложилось оригинальное направление и собственный путь поисков в искусстве. Есть у днепропетровцев и своя аудитория — люди различных поколений и вкусов. Несмотря на все коллизии сегодняшнего дня этот художественный коллектив не распался и не поддался чувству «усталости» и разочарования, не потерял интереса к своей профессии. Он — инициатор многих творческих акций, в частности, международных фестивалей старинной музыки, хорового и камерного исполнительства.

На свой концерт в Киеве днепропетровские музыканты приехали в полном составе.

Небольшой коллектив продемонстрировал разнообразную программу, с которой справится не каждая филармония... То, что происходило на тесном сценическом пространстве вокруг органа, иначе как своеобразным спектаклем не назовешь. Канделябры с зажженными свечами, стилизованные под старину платья и парики на музыкантах, звуки клавесина, пленяющие зал до начала концерта... К такому опытному столичному слушателю не привыкать: мы разбалованы местными и заезжими ансамблями с их концертными программами, «инкрустированными» модной сейчас старинной музыкой и редчайшими инструментами. Да и сама идея театрализации не является новой. Однако у днепропетровцев все это было решено по-своему оригинально.

Программа была составлена на удивление удачно, с тонким вкусом и, что не менее важно, — знанием психологии современного слушательского восприятия. Смена исполнителей, инструментальных составов были хорошо отрежиссированы и напоминали выход «действующих лиц» в театре. Музыкальные шедевры прошлого и композиции современных украинских авторов воспринимались как символические знаки той или иной музыкальной эпохи. Большинство произведений первого «исторического» отдела концерта составила широкоизвестная музыка, неоднократно исполняемая многочисленными музыкантами: Бах, Корелли, Гендель, Моцарт, Чайковский, Мусоргский. Удивить чем-то новым, исполняя эту музыку, сегодня не просто. Днепропетровцы такую цель перед собой и не ставили. Главным было установить атмосферу свободного непринужденного музицирования, теплого общения. Разные по степени сложности произведения исполнялись просто и естественно, с хорошим ощущением жанра и стиля.

Сознаюсь, с удивлением довелось наблюдать за тем, как в зале постепенно исчезала напряженность слушателей, как поглощала их стихия игры, живого восприятия творчества. Такое настроение создавалось изысканной клавесинной сюитой «BACH» в исполнении Г.Ушаковой и Н.Летюк, сочностью музыки А.Рейхи в яркой интерпретации квинтета духовых инструментов «Престиж» (художественный руководитель Е.Токолов), романтическим пафосом фрагмента из фортепьянного квинтета И.Брамса, тонко передающимся ансамблем в составе И.Осеневой, И.Горского, Г.Ушаковой, И.Кияшко и другими. В атмосферу общего музицирования органично вплетались голоса хора мальчиков (хормейстер Ю.Данилова), виртуозная игра молодой талантливой пианистки М.Михайлиди, органистов Н.Юрчук и М.Григорова, вокальное мастерство О.Школы, Н.Черепенько, А.Бойко, эмоциональность вступительного слова В.Пасичника.

А потом изысканность и галантность уступили место плотности, напряженности звучания в произведениях современных авторов. Особенно запомнились утонченная интерпретация «Элегия памяти Чернобыля» М.Скорика в исполнении днепропетровских артистов, поразившая слушателей приподнятой и вместе с тем трагической лирикой, «Пасакалия» Е.Станковича с ее страстно-драматическим пафосом, «Чакона» В.Гончаренко, исполненная в ознаменование памяти основателя украинской органной школы профессора А.Котляревского.

Достойной кульминацией концерта стало исполнение произведения известного днепропетровского композитора В.Мужчиля «Поклонение Святой Марии» для солистов, детского хора, органа и камерного оркестра (дирижер В.Блинов). Удивленные его красотой, слушатели восприняли эту музыку как одухотворенный авторский комментарий основной идее концерта — поклонения вечной красоте творчества, духовным сокровищам мировой культуры.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно