ДОПЛЫВЕТ ЛИ КОРАБЛЬ

Поделиться
Итак, второй тур выборов ознаменовался еще одной телевизионной ночью. Впрочем, на этот раз она не была столь изнурительно долгой...

Итак, второй тур выборов ознаменовался еще одной телевизионной ночью. Впрочем, на этот раз она не была столь изнурительно долгой. Сказались, вероятно, общая усталость после предвыборного марафона, в котором было столько всего понамешано, что адреналина мы получили с избытком и впрок. Естественно, будь результаты второго тура иными и телевизионные сценарии писались по совершенно иным образцам. А так телевизионщики решили действовать по уже отработанным схемам. Скажем, СТБ, «Новый канал» и Первый национальный даже не удосужились осмыслить хотя бы собственный опыт (в основном - отрицательный) и попытаться что-либо исправить.

Похоже, уроки первой телевизионной ночи наиболее хорошо усвоил «Интер». На смену ходульности пришел динамизм, повествовательности - развлекательность, единодушию - разброс мнений. Все это прекрасно, да вот только не отпускало ощущение, что все это бурное, азартное обсуждение конкретики предвыборных процессов опоздало, как минимум, недели на две. После драки, как известно, махать кулаками можно сколько угодно долго, только толку - никакого. Что случилось, то случилось. И потом ведь выборы - это итог только в определенном смысле. Это, по сути, как раз начало. Вот бы и задуматься, как жить дальше будем. А нам все толкуют, как жить нельзя. Создается впечатление, что «Интер» сам себя загнал в концептуальный тупик и, кстати, не в последнюю очередь из-за названия их телевизионной ночи. Тяга к киношно-интеллектуальным красивостям иногда может сыграть с авторами недобрую шутку. «ТИТАНиКа» «Интеру» показалось мало и они добавили к названию феллиневское «...И корабль плывет». А между тем и в этом фильме плавсредство терпит бедствие. Упорство, с которым «Интер» будит в своих зрителях недобрые ассоциации, достойно, право, лучшего применения.

Другим путем пошел «1+1». Та же, что и в «Ночь выбора» студия, та же, казалось бы, форма шоу, однако принципиально иное содержание. Предвыборных баталий уже практически не касались. И вполне, на мой взгляд, оправданно по указанным выше причинам. Весь разговор в студии шел исключительно и только о том, какой будет жизнь после выборов. Иными словами - доплывет ли корабль, и каковы перспективы развития нашей страны в экономике, политике, культуре. Причем разговор шел с теми, кто во многом как раз определяет и осуществляет это самое развитие. Но если идея и тема всей «Ночи выбора-2» были выбраны очень точно, со стопроцентным попаданием в десятку, то практическое их воплощение несколько разочаровало. Вялый и словно утративший свою наступательность Пиховшек в определенной мере снижал значимость разговора, который, как в очередной раз доказывает практика, действенен только тогда, когда подается в увлекательной форме. Трудно сказать, что случилось с Вячеславом. Быть может, сказалась недавняя болезнь и огромное напряжение последних месяцев. Но вполне возможно, что мы просто пока не в состоянии адекватно воспринять новый имидж Вячеслава Пиховшека - более мягкий, раздумчивый. Что поделаешь: телезрители в большинстве своем весьма консервативны.

В данном случае мне представляется более важным то, что «Ночью выбора» «1+1» весьма достойно и профессионально поставил последнюю точку в освещении выборов. За время марафона канал сумел, что очень важно, сохранить лицо, оставаясь взвешенным, старался максимально разносторонне информировать свою аудиторию, а не максимально навязывать лишь одну точку зрения. Среди предвыборных проектов стоит назвать «Эпицентр» и, конечно, «Великі перегони» - первый в украинском телеэфире опыт сатирического анимационного освещения предвыборной кампании. Это и «Телемания» Юрия Макарова - без осмысления недавней истории, согласитесь, весьма затруднительно сделать правильный выбор. Это и телемосты с Мыколой Вереснем - глазами ближайших соседей иногда лучше видятся наши собственные проблемы. Наверное, у каждого из телезрителей существует своя оценка этих телепроектов. Мнение двух из них, скажем прямо, не рядовых зрителей нам показалось заслуживающим внимания.

Мирослав Попович, философ:

- Мне бы хотелось, прежде всего, отметить тональность, в которой были сделаны выпуски «Телемании». Этот документальный телесериал о десяти годах жизни страны, нашей жизни необычайно интеллигентен и уважителен и по отношению к его героям, и по отношению к нам, зрителям. Можно по-разному оценивать события, произошедшие с нами в эти годы, но главное заключается не в том, как мы это оцениваем сегодня с высоты исторического полета, а в осмыслении произошедшего, в том, какие уроки мы может извлечь из этого исторического опыта. И Юрию Макарову это удалось - предоставить нам такую возможность.

«Эпицентр» более сложный и не менее ответственный телевизионный проект. В нем Вячеслав Пиховшек выступил в несколько неожиданном для себя амплуа. В отличие от его предыдущих программ «Эпицентр» был лишен излишней театральности. На этот раз он был больше обращен к зрителю, думающему и умеющему анализировать. Что же касается прямых телемостов между каналами «1+1» и ОРТ - они еще раз подтвердили простую мысль: соседям нужно находить общий язык. Восемь лет Украина и Россия живут порознь. Восемь лет назад эти страны и эти народы выбрали свой путь. Телемосты между двумя каналами, между двумя странами, между двумя народами - вот она, народная дипломатия.

И, конечно же, вершиной предвыборного марафона для меня стали мультфильмы из серии «Великі перегони». То, что авторы (Дмитрий Джангиров и Валерий Зайцев) сумели подметить в каждом из персонажей, было убийственно для них и в то же время необычайно толерантно по отношению к прототипам. Правда, надо отметить, что по отношению к команде ныне действующего Президента они были мягче. Однако авторам сериала удалось комбинирование рискованного скепсиса по отношению ко всем претендентам и поддержка определенной линии, рассчитанной на интеллигентного зрителя. Интеллигенция всегда несколько оппозиционна по отношению к действующей власти, но она никогда не захочет прихода к власти коммунистов и возвращения красного террора.

Надо отдать должное каналу «1+1», которому удалось отстоять свою позицию в это непростое время. В сложившейся ситуации им было крайне сложно выдержать правильное выражение лица. Оно было достаточно точно найдено каналом и сохранено до конца.

Владимир Войтенко, главный редактор журнала «KINO-КОЛО»:

- Как-то мне довелось писать статью для солидного политического еженедельника об аналитической политической программе. Редактор еженедельника отклонил этот материал, оставив на полях рукописи достойную критическую резолюцию: «Политически наивно». Я и поныне уясняю свою политическую наивность. И с учетом именно этого могу судить о политических телепроектах.

Здесь попутно вспомню вопрос дотошного читателя другому политическому еженедельнику: «Никак не разберусь - кем вы заангажированы, за кого агитируете?» и сразу же предлагаю свою трактовку, на первый взгляд, бессмысленной, а потому комичной фразы из фильма «Чапаев»: «Василий Иванович, вы за кого - за большевиков или за коммунистов?» Думаю и в том, и в нашем случае, если брать во внимание не понятие из истории ВКП(б), а прозаическую этимологию конкретного слова, большевиками и должны называться не коммунисты, а те, кого действительно больше. Поэтому герой фильма, наивно-простодушный крестьянин, выразился, по большому счету, очень точно, хотя и не известно, что имел в виду...

С учетом сказанного, политические предвыборные проекты канала «1+1» безусловно ангажированы большинством украинских телезрителей. Это, во-первых.

А во-вторых, открытая форма проектов (телемосты, «Эпицентр-Выборы») становится лакмусовой бумажкой не только для политиков (и для большевиков, и для коммунистов), но и для журналистов, и для широкой публики. Это проверка на адекватность, компетентность, смелость, на широту и глубину мышления. И выяснилось, что здесь на высоте - единицы.

В-третьих, что касается художественно-политического проекта «Великі перегони». Банально, но он выразительно удачный именно в тех эпизодах, где реальные характеры политических персонажей, которые знакомы нам документально, на экране конгениально переосмысливаются. А в идеале мультигерои вообще должны быть более выразительными, чем жизненные прототипы. Это как тот самый Чапаев, который пережил в мифологии анекдота и реального Чапаева, и Чапаева кинематографического.

Повторяюсь: все это с учетом моей политической наивности.

На снимках: «Великі перегони» - самый неожиданный предвыборный проект канала «1+1», который скоро появится на видеокассетах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме