ДОГОНЯЯ СЧАСТЬЕ СВОЕ, УКРАДЕННОЕ…

24 марта, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 24 марта-31 марта

Украинский музыкально-драматический театр им.Т.Шевченко был создан в 1918 году в Киеве правительством гетмана Павла Скоропадского и первым в Украине получил статус государственного...

Украинский музыкально-драматический театр им.Т.Шевченко был создан в 1918 году в Киеве правительством гетмана Павла Скоропадского и первым в Украине получил статус государственного. С марта 1919-го театр называется Первый государственный драматический. Сцена этого театра видела режиссуру Леся Курбаса, актерское мастерство Н.Ужвий, А.Бучмы, И.Марьяненко, Л.Сердюка, сценографию А.Петрицкого. Эти мастера претворяли в жизнь художественные принципы формирующегося театра: высокую сценическую культуру, психологизм, национальный пафос. Их подхватывали новые и новые поколения мастеров этого театра, который с 1927 года нашел свое постоянное место прописки в Днепропетровске. У театра интересная и насыщенная творческая история — это разнообразные спектакли, образцы современной драматургии, пьесы украинской и зарубежной классики. В городе театр любят. Его творческой жизнью активно интересуются, уважают старые спектакли и ждут новых. И вот очередной подарок театра своим почитателям — премьера «Украдене щастя» по пьесе Ивана Франко.

Основная прелесть классических сюжетов — в возможности различных интерпретаций. Что же показалось сегодня важным для главного режиссера Анатолия Канцедайло в этой истории о трех людях — Анне, Мыколе и Мыхайле, которые утратили свое счастье. У Анны и Мыхайла, любивших друг друга в молодости, обманом это счастье любви «украли», а Мыкола стал невольным сподручным этого преступления. Режиссера занимает момент, на котором обычно мало заостряли внимание в этой пьесе, больше всего обычного занимал любовный треугольник. Оставляя эту тему в центре внимания, А.Канцедайло старается рассмотреть ее через призму проблемы «личность и общественное мнение». Он предлагает посмотреть, как сильны традиции, когда человек оказывается перед выбором, как может осуждение людей сломать человека сильного, не говоря уж о слабом. Как невозможно одному противостоять тем законам, которые культивирует и диктует толпа.

Углубляет эту тему, делает ее объемнее и значимее сценография Ивана Шулыка. Она лаконична, изысканна по мысли, метафорична, стилизованна. Черная одежда сцены подчеркивает контуры струганых светлых бревен, это трансформирующаяся изгородь, вот стена дома Мыколы, вот место, где парубки и девчата собираются на гулянку. Для придания гуцульского колорита изгородь, бревна, стол, лавки, деревянный пол фрагментарно обмотаны нитками, из которых ткут карпатские лижныки. Этот колорит дает определение среды, места действия. Посреди сцены с потолка свисает вязанка смерековых стволов, тоже украшенных разноцветными нитями. Образ спектакля — некая существующая связь, добровольная либо принудительная. Но когда связи рвутся, души теряют одна другую. Так эффектно в воздухе распадается вязанка смерек в момент, когда вернулась к Анне ее любовь, развязалось что-то так долго сдерживаемое в душе и окончательно порвалась внутренняя связь с мужем Мыколой. Натыкается на стволы деревьев Мыкола, заблудившийся в своей судьбе. Манипуляции с этим сценографическим образом через пластические моменты помогают зрителям разгадывать тайны, спрятанные в глубине слов. Да и текст спектакля положен на партитуру пластики (идея А.Канцедайло, балетмейстер Валентина Грекова). Вместе с музыкальным оформлением (Анатолий Ремезов), использующим карпатские мотивы, все движения актеров выражают суть характеров персонажей. Они движутся лишь им ведомыми путями, выстраивая своими движениями замысловатые геометрические фигуры, и если б можно было взглянуть на сцену сверху — то увидели бы запутанный лабиринт жизненных судеб.

Несомненная удача спектакля — роль Мыколы в исполнении з. а. Украины Михаила Чернявского. Тихий, покорный судьбе, боящийся Бога и осуждения людей, он по-своему любит Анну и боится ее потерять. Он жертва обстоятельств, подчинения устоявшимся традициям, мнению окружающих. Он из тех, кто подставляет левую щеку, если его ударили по правой. Но тем страшнее перерождение человека, загнанного в угол. Актер пронзительно проживает трагедию борьбы за собственное счастье, заставившую его убить Мыхайла. Анна (Ирина Медяник) светла в своем грехе. Даже в костюмах (Дара Завьялова) сделан акцент на белом цвете. Жизнь кружится вокруг, а для Анны она остановилась, она боится расплескать вернувшуюся к ней страсть. Актриса показывает, как меняется настроение Анны, как оттаивает ее душа, как желает она освободиться от принудительного обязательства быть женой Мыколы. Так же «рвется сердце» и у Мыхайла (Станислав Дрожаков). Актер пытается сыграть динамику развития характера, хочет показать отчаянную погоню за счастьем Мыхайлы, хотя что-то не прочувствовано актером до конца, ибо не удается убедить зрителя, что Мыхайло встречает смерть с радостью, что в ней он видит выход.

В спектакле много сильных по эмоциональному воздействию сцен, но одна пронзительна своим пластическим совершенством. Танец, который в считанные минуты выразил суть всей ситуации. Сельские «вечорниці», танцует молодежь, приходят туда и счастливые Анна с Мыхайлом. Она забыла стыд, нашла в себе силы пренебречь презрением односельчан. Люди не хотят танцевать рядом с ними, и они лишь вдвоем кружатся в танце. Вдруг за Мыхайлом подстраивается танцевать пришедший Мыкола. Как тень, повторяет он движения Мыхайла, пока не замирает от неожиданности увидевшая мужа Анна.

Характерная черта спектакля «Украдене щастя» — нарочитое сочетание условности и реальности. Режиссер эклектично соединяет натуралистические моменты (вода, еда, предметы быта) с откровенной условностью. Все это оправдано, палитра сценических приемов, синтез разных стилей усиливают привкус театральности, присущей этому спектаклю. Ведь спектакль о любви, любви высокого градуса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно