Docudays UA: Откройте глаза и включите мысли

1 апреля, 2016, 22:04 Распечатать Выпуск №12, 1 апреля-8 апреля

В течение восьми дней в Киеве проходил Международный кинофестиваль документального кино о правах человека — Docudays UA. В его рамках было показано около сотни фильмов, значимое место среди которых занимали украинские картины.

 

В течение восьми дней в Киеве проходил Международный кинофестиваль документального кино о правах человека — Docudays UA. В его рамках было показано около сотни фильмов, значимое место среди которых занимали украинские картины. 

Фестиваль существует уже 13 лет, за которые он утвердился в статусе одного из главных восточноевропейских событий в мире документалистики. За эти годы Docudays UA вырастил своего думающего зрителя, который ищет ответы на происходящее. Ежегодно кинофорум обнажает на широких экранах скрытые рычаги и законы, по которым действует общество, политика, экономика, религия…

Рядом с лентами, сосредоточенными на делах насущных, в программе фестиваля традиционно нашлось место и фильмам, посвященным исключительно творчеству. К таковым относится, например, поэтическое кино латвийского режиссера Угиса Олте "Двойные пришельцы". Свободный, как полет птицы, фильм приоткрывает ответ на извечные вопросы: что действительно важно в жизни, во что верить человеку и где его место в этом мире. Но если эта картина говорила со зрителем языком иллюзий, то большинство других на форуме — эти самые иллюзии пытались разоблачить. Политика перевешивала лирику.

"Сквозь иллюзии" — так звучала тема Docudays UA в этом году. Плакат кинофорума заполонили мишки Олимпиады-80 с очумевшими от гипноза глазами. А трейлер феста переносил в серый железобетонный "совок", где шаманил Алан Чумак, заставляя телезрителей "закрыть глаза и отключить мысли".

Образы тридцатилетней давности в заглавии столь прогрессивного кинофестиваля выглядят, на первый взгляд, дико. Но постеры и трейлеры Docudays UA практически всегда равносильны арт-объекту, который берет на мушку кинокамер актуальную проблему или недуг общества.

Мишка Олимпиады-80 и экранный экстрасенс в свое время усыпляли массовое сознание, пока советскую реальность поглощал упаренный мрак. Сегодня же подобное снотворное стало более разнообразным и "вкусным". И содержание яда в нем увеличилось. Экстрасенсорность информационного пространства стала более искусной. А раздутые символы больших идей, ради которых вся страна объединяется в едином порыве, — приводят уже не к сентиментальному прощанию с улетающим со стадиона мишкой, а к поминками наших солдат, "улетающих" с поля боя.

"Сейчас мир продирается сквозь иллюзии к какому-то новому цивилизационному устройству. Сегодня страны и народы прощаются со многими своими иллюзиями", — уточняют организаторы концепцию фестиваля.

Пугающую модель общества, где восторжествовали иллюзии, показал фильм-открытие фестиваля "В лучах солнца" Виталия Манского. Картина приоткрывает искусственность и ложь северокорейской действительности. "Люди там начинают терять человеческие черты", — сказал режиссер на презентации картины.

И этот, и многие другие фильмы фестиваля собирали длинные очереди. Гарантировали попадание на сеанс билеты за символичные 20 гривен. В этом году они продавались впервые.

О том, что уровень программы фестиваля заметно поднялся, говорил, наверное, каждый. Бормотание выходящей с сеансов толпы рифмовалось со словами "интересно" и "сильно". Но чаще всего, зрители просто молчали.

Фильмов, заставляющих задуматься, было большинство. И тем обиднее видеть на их фоне откровенно слабую документалистику. Например, "деланная" польская лента "Называйте меня Марианной" Каролины Билавской или пошловатый эстонский "Муравейник" Владимира Логинова.

Можно по-разному оценивать художественность того или иного фильма. Но в любом случае, каждый из них является событием, очерчивая важную тему в жизни социума или отельного человека. И тут уже не важен масштаб или хронометраж картины. К примеру, швейцарская картина "Мориом" Франчески Скалиси и Марка Олекса живописует пару эпизодов из жизни помешавшейся индийской девушки. Фильм длится всего 12 минут. Но мистический взгляд главной героини продолжаешь чувствовать на себе даже спустя неделю, после просмотра десятков других лент.

Если попытаться отобрать из всей программы Docudays UA, скажем, десятку лучших, в нее вряд ли попадет хотя бы один украинский фильм. Бум документального кино в нашей стране, увы, не перешел из количественного в качественный.

Если в предыдущие два года в фестивале участвовали приблизительно по десять украинских фильмов, то на этот раз — их больше двадцати. Организаторы кинофорума даже учредили отдельный конкурс отечественных фильмов. В последний раз такой конкурс проводился около десяти лет назад на кинофоруме "Контакт".

Многие из наших документальных фильмов касаются войны на Донбассе, освещая конфликт  точки зрения разных поколений, идеологий и профессий. Практически отсутствует в украинских лентах Майдан, хотя в предыдущие два года он был основной темой украинской документалистики. Сегодня же события зимы 2013–14 годов ушли в тень… Возможно, эта тема переживает необходимую перезагрузку и переосмысление.

В предложенной фестивалем подборке украинских фильмов очерчивается тема самостоятельности и самоорганизованности современного украинца. Короткометражка Николая Дондюка "Все идет по плану" показывает киевских активистов, борющихся с незаконной застройкой. Атмосферная "Varta 1" Юрия Грицины повествует о гражданском патруле во Львове в кульминационные дни Майдана. Сентиментальная "Алиса в стране войны" Любови Дураковой и Алисы Коваленко — рассказывает о девушке, которая не может спокойно наблюдать за происходящим в Донбассе издалека, и отправляется в эпицентр военных действий. А "Украинские шерифы" Романа Бондарчука — о двух небезразличных мужчинах, взявших на себя ответственность за порядок в родном селе. Ведь правоохранители туда обычно не доезжают.

Герои этих фильмов относятся к нашей государственной системе, как к иллюзии. И пытаются решить трудности своего двора/села/общества собственными руками. 

Примером того, что полагаться на собственные силы — лучший выход, является сам фестиваль Docudays UA. Ему удалось достичь высочайшего уровня, несмотря на все происходившее в стране последние 13 лет. Сегодня системе региональных показов, в рамках которой 200 городов Украины демонстрируют фильмы фестиваля, завидуют в Европе. Столь приветливых волонтеров и знающих ведущих мне доводилось встречать лишь на нескольких кинофестах. А настолько слаженную работу всего фестивального механизма — и вовсе только в Каннах. И это не иллюзия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно