ДНЕПРОВСКИЙ ПИГМАЛИОН

26 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 26 января-2 февраля

По греческому мифу Пигмалион полюбил сотворенное им женское изваяние. Боги снизошли к горячим молитвам скульптора и вдохнули жизнь в прекрасную статую...

По греческому мифу Пигмалион полюбил сотворенное им женское изваяние. Боги снизошли к горячим молитвам скульптора и вдохнули жизнь в прекрасную статую. Нечто похожее произошло в наши дни.

Наконец-то мы нашли «Трех граций»! Они стояли в огороженном дворике, у хозяйственных построек. Алели ягоды шиповника, лаял пес, ревностно охраняя бронзовых отшельниц.

«Три грации» работы Петра Куценко были установлены в Днепропетровске на набережной Ленина в День молодежи в июне 1984 года. Такого любования скульптурным женским телом город еще не знал. Юноши влюблялись в стройных незнакомок с первого взгляда.

Первоначально мастер назвал композицию «Юность Днепра». Сюжетом ее был древний народный обряд: на Ивана Купала украинские девушки плели венки, бросали в воду и гадали. В поисках рельефных очертаний мысль ваятеля сплела воедино стихи Леси Украинки и пластику прекрасных «весенних» женщин Сандро Боттичелли, флорентийского художника XVI века. Его картины Петр Куценко впитал в себя во время путешествия по Италии. И на грани поэзии, живописи и скульптуры родились «Три грации».

Складки легких сорочек подчеркивали девичью гибкость. Изваяние сочетало нежность изящной статуэтки и твердость линий монументальной статуи. Свежая бронза золотилась живым теплом. Вдохновленные лица переполняло ожидание любви и счастья. Речной ветерок игриво путался в подолах платьев.

«Три грации» сразу стали символом интеллигентного Днепропетровска. Интеллектуального и творческого.

Это было время, когда эротизм в скульптуре прощался разве что древним грекам. Только три месяца стояли юные купальщицы на городской набережной. Скульптура стала предметом обсуждения на заседании обкома партии. Партийным мужам рассуждать о сексуальности было не к лицу. Трех граций признали... украинскими националистками!

В одну ночь их не стало. Никто не объяснил городу причину исчезновения. Казалось, девушки просто уплыли по течению реки — так легка и свободна была их пластика.

Петр Куценко слыл маститым скульптором. Его заслуги перед городом были неоспоримы. Он создал целую галерею бюстов героев войны и труда. Его статуи в античном стиле украшают зимний сад в театре им. Т.Г.Шевченко. В Казахстане стоит изваянный им памятник Абаю Кунанбаеву, славному Абаю, философу и поэту, которого казахи чтут, как украинцы Тараса Шевченко. Но «Юность Днепра» была самым задушевным произведением Петра Евлампиевича.

Куценко ходил в обком партии со сборником «Советская архитектура». В сборнике цитировались собратья по цеху со всего Союза. Они давали самую высокую оценку «Трем грациям», называли «новым этапом развития пластики», отмечали многослойную образность скульптуры. Но это было все равно что защищаться шпагой против танка.

Мастер укрыл свое творение во дворе мастерской. Шли годы. Украинские националисты давно перешли в разряд официозных героев. А бронзовая лодочка ссыльных граций все глубже погружалась в землю среди клумб и шиповника. Куценко обращался в разные инстанции. Шесть лет назад написал Президенту Л.Кучме.

«Новые украинцы» сулили баснословные суммы, желая приобрести скульптуру для своих особняков. Но мастер верил, что «Три грации» будут востребованы городом. Как художник он понимал, что единственное место для них — широкая набережная Днепра. Где и стояло это чудо сразу после сотворения. Он не смел отдать в чужие руки юных мечтательниц, одна из которых так похожа на его жену.

На след «Трех граций» мы напали в Художественном музее, в экспозиции работ днепропетровских художников. На стенде бросился в глаза снимок исчезнувшей статуи. Позвонили Петру Куценко — и он привел к бронзовым затворницам.

— Надо только очистить от копоти и поставить на постамент, — говорит мастер.

Он был полон надежды. Из горисполкома пришло известие, что принято решение восстановить «Три грации» на набережной ко дню празднования 225-летия города, летом 2001 года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно