ДИВО ДИВНОЕ,

28 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 28 июня-5 июля

или Украинский хор, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса Хор организован в конце 1990 года. В 1992 году на І Международном конкурсе хоров имени Шумана в Германии за высокое мастерство награжден Золотым дипломом...

или Украинский хор, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса

Хор организован в конце 1990 года. В 1992 году на І Международном конкурсе хоров имени Шумана в Германии за высокое мастерство награжден Золотым дипломом. В 1993 году на XII Международном конкурсе музыки церковной в Польше хор заслужил первую премию. В том же году на VI Международном хоровом конкурсе в Ирландии завоевал Гран-при, первую премию в категории мадригал-хоры, первую премию в категории мужских хоров, вторую премию в категории женских хоров. В 1994 году награжден второй премией на 48-м Международном хоровом конкурсе в Великобритании.

Наш корреспондент встретился с художественным руководителем и дирижером камерного хора «Киев» Николаем Гобдычем и взял у него интервью.

- Николай Николаевич, как вам удалось за столь короткое время добиться таких успехов?

- Для нас этот путь кажется не таким коротким, как вам. Возникновение нашего хора является результатом, если можно так сказать, провозглашения Украиной независимости. Я думаю, что до этого подобное было бы невозможно, потому что музыка, которую мы сейчас исполняем, была просто запрещена. В это время возникло много коллективов. Но лед тронулся немного раньше, после празднования 1000-летия Руси, которое отмечалось не только в Москве, но и в Киеве, хотя более скромно, к сожалению, потому что именно Киев является, как говорится, началом начал... Именно после 1988 года начали всерьез интересоваться древней украинской духовной культурой. В свое время я работал в Киевской мужской капелле имени Ревуцкого, позже дирижером в капелле «Думка» и очень хорошо знаю о цензуре, пронизывавшей все концертные структуры. И такая деталь: запрещали духовную музыку на русском и, особенно, на украинском языке, но разрешали подобную музыку на латинском... После провозглашения независимости открылась возможность работать над огромным пластом древней музыки, ведущим свое начало еще со ІІ века, и профессиональной - XVI и XVII столетия: Бортнянский, Березовский, Ведель, Билецкий, не известные не только миру, но и нам. Мы знали эти имена, их светские произведения, однако о их духовной музыке и речи не могло быть. Лишь в это время мы открыли, что и Римский-Корсаков, и Чайковский, и Рахманинов, и многие другие композиторы писали великолепную духовную музыку. Это открытие тоже было одной из причин возникновения многих новых коллективов, таких, как «Фрески Киева», хоровое братство «Дзвони», мужской хор «Боян», их было довольно много. К сожалению, не все смогли выжить. Мы создавались в прекрасных условиях, имели щедрых спонсоров и меценатов, но первый же виток инфляции (еще до гиперинфляции) ужасно сказался на творческих коллективах, моментально свернулась всякая помощь извне.

- Вы обращались в Министерство культуры?

- Да, были созданы специальные комиссии для прослушивания нашего хора и обе сказали, что коллектив прекрасный и что необходимо оказать поддержку, но дальше этого дело не пошло. И, честно говоря, я уже где-то перестал верить, что у нас получится. Самый тяжелый год - 1992-й. Мы восемь месяцев работали без зарплаты, но нас поддерживала, если можно так сказать, художественная идея, собирались на репетиции каждый день. Сразу начали с международных конкурсов, привезли три приза - по церковной музыке, с фольк-фестиваля в Ирландии и с авангард-фестиваля в Мюнхене. И лишь после этого, уже имея определенный послужной список, я обратился к руководителю комитета по искусству (тогда это, кажется, так называлось) Киевской горадминистрации Михаилу Чембержи, композитору, музыканту, который нас знал - ведь мы не пропускали ни одного случая выступить. Он предложил нам войти в Киевконцерт. Заработная плата была очень маленькая, но после восьмимесячного, скажем так, поста мы приняли предложение с радостью. Потом мы вышли из Киевконцерта, в некотором смысле стали юридически независимыми, но остались под крылом столичного управления культуры. А через год нам присвоили национальный статус, но мы остались в городской системе культуры, и полное наше название «Муниципальный камерный хор «Киев» - во-первых потому, что имя столицы известно во всем мире, а во-вторых, из чувства искренней благодарности нашим покровителям. Но я уверен, что это могло бы и не случиться, если бы мы не имели на руках грамот, кубков и премий, завоеванных на международных конкурсах.

- То есть, вы до этого работали на свой страх и риск?

- Конечно! Кстати, мы за границей зарабатывали деньги - не большие, но их было достаточно для того, чтобы готовиться к следующему конкурсу и для поездки, естественно, с помощью города. Мы принадлежим Киеву, и с тех пор, как мы стали под его крыло, нам никогда не отказывали в помощи, особенно Александр Быструшкин, нынешний глава столичного управления культуры. Помогли нам и в последней поездке в Польшу, где мы заняли первое место. Это был конкурс православного хорового пения, на первенство претендовали Минский хор радио и телевидения под руководством знаменитого дирижера, академика Белоруссии, профессора Ровдо, филармонический хор из Калининграда, филармонических хор из Софии, французский ансамбль древней музыки. Удивить красивым звуком или чистым строем нельзя было, потому что соревновались лишь победители этого конкурса прошлых лет. Я думаю, что мы выиграли исключительно потому, что нам удалось в 30-минутной программе показать развитие нашей церковной музыки от XVI столетия до конца XX - через партесные концерты и распевы Печерской лавры, через ХІХ столетие - Лысенко, начало ХХ - Стеценко и конец ХХ - Леся Дычко... Мы выиграли суперкубок, и я очень счастлив.

- Конечно, вы имеет и спонсоров?

- Сегодня наш хор сотрудничает с разными организациями. В частности, у нас хорошие отношения с Фондом содействия развитию искусств Украины. С господином Матвиенко мы уже осуществили проект - записали блестящее, по оценке Евгения Станковича, произведение Виктора Степурко - хоровую картину «Диво дивнеє» и другие произведения некоммерционной украинской музыки, на которую были заказы французов, американцев и гонконгской фирмы. Сейчас выполняем предложение немецкой фирмы. Я абсолютно уверен, что украинская музыка пробьется на мировую арену, хотя наши композиторы не имеют таких средств для популяризации своих произведений и не могут показывать их на мировых площадках, как западные. Они имеют лишь одно - богатый украинский грунт и большой талант. Это я вам могу сказать с полной ответственностью.

- С какими украинскими композиторами вы работаете?

- Это Леся Дычко, Евгений Станкович, Владимир Зубицкий, из более молодых - Виктор Степурко, Владимир Рунчак... Современная европейская музыка пошла по настроению, так сказать, медитативности, философичности. За 12 минут взрывной, экспрессивной, эмоциональной музыки Рунчака зал конкурса авангард-фестиваля в Мюнхене ожил, слушая его фрагмент из «Невольничьих песен» на слова Леси Украинки. Восприняли более чем тепло. Автор и мы, исполнители, были счастливы... Вообще, приятные воспоминания связаны с исполнением произведений всех упомянутых композиторов.

- Расскажите немного о вашем хоре.

- Наш коллектив небольшой - 19 исполнителей, ну, возможно, будет двадцать. Работаем на контрактной основе. Мы обновляем договоры с певцами каждые полгода, у нас нет возможности воспитывать, нам нужны высокие профессионалы, поэтому мы всегда берем самых лучших. Это связано также с требованиями репертуара. Конечно, есть ядро исполнителей, с которыми мы постоянно возобновляем контракт, но каждые полгода часть обязательно меняем. В договоре обусловлены обязанности администрации перед певцами, в том числе и оплата труда, которая не может быть ниже обозначенной, и обязанности певцов перед администрацией. Несмотря на такие жесткие условия у нас нет проблем с набором вокалистов. Контрактная система очень помогает в работе, и я считаю, что все художественные коллективы должны ею заинтересоваться всерьез.

- Вы можете мне ответить на простой вопрос: почему люди поют?

- В Украине все любят петь... Когда я работал в капелле «Думка», разъезжая по всей Украине, я наблюдал просто повальный интерес к пению, приходили после концертов сотни людей - и с благодарностями, и с вопросами, тут же пели свои песни, демонстрируя музыкальность и прекрасные голоса. Такие у нас гены, такая душа...

- Певцы чувствуют наслаждение, когда поют?

- Для меня самый интересный момент - ведь я тоже пою - репетиции, на которых мы постепенно открываем богатство музыкального произведения, где экспериментируем, ищем и находим. Но и выступления - очень волнующий момент, потому что всегда охватывает дрожь, как воспримет произведение слушатель. Но когда почувствуешь, что зритель воспринимает, приходит настоящее наслаждение от пения, от той особенной вдохновенной ауры, создаваемой голосами.

- В Киеве вы часто выступаете?

- Киевский слушатель для нас - наивысший судья. Но и ни одна поездка не сопровождалась равнодушием. Мог бы привести десятки чудесных отзывов, но ограничусь лишь несколько парадоксальным событием - наш хор внесли в Книгу Гиннесса. В Ирландии мы исполняли произведение украинского композитора Владимира Зубицкого. Высшей конкурсной оценкой на Британских островах была сумма в 90 баллов, но мы получили 99 баллов - доселе никогда не бывалое. Я это рассказываю к тому, что прежде, чем показывать программу в Киеве, мы обязательно прокатываем ее за границей. Да, еще очень трудно изменить известную истину, что нет пророка в своем отечестве, но главное, конечно, в том, что в зале сидят твои преподаватели, родственники и близкие.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно