Дирижер Дирк Броссе: Только тишина может передать всю глубину слова "мир"

11 декабря, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 11 декабря-18 декабря

Всемирно известный бельгийский дирижер Дирк Броссе, недавно гостивший в нашей стране, рассказал ZN.UA о своем ощущении нынешних глобальных мировых конфликтов, а также поведал, с чем у него ассоциируется Украина.

 

 

Всемирно известный бельгийский дирижер Дирк Броссе, недавно гостивший в нашей стране, рассказал ZN.UA о своем ощущении нынешних глобальных мировых конфликтов, а также поведал, с чем у него ассоциируется Украина. 

Приезд в Украину Дирка Броссе — звезды академической музыки, исполнительского мастерства, автора нашумевших в Европе мюзиклов и признанного кинокомпозитора — очень важный сигнал для мирового сообщества. Его дирижерский опыт за пределами родной Бельгии включает сотрудничество с лучшими симфоническими оркестрами мира. Ему предстоит впервые выступить с Молодежным академическим симфоническим оркестром "INSO-Львов", художественным руководителем которого является прославленный украинский композитор Мирослав Скорик. На сегодня Броссе является музыкальным директором и главным дирижером Мирового концертного тура "Звездные войны" STAR WARS, автором музыки к десяткам фильмов, в том числе и к знаменитому мини-сериалу "Конец парада" с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, музыкальным директором Кинофестиваля в Генте и Камерного оркестра Филадельфии. Обладатель рыцарского титула Королевства Бельгия, Броссе написал более
400 произведений, среди которых концерты, оратории, песни, мюзиклы, музыка для театра и кино, камерная музыка и произведения для симфонического оркестра, исполняемых по всему миру. Записи его музыки были осуществлены в 40 странах. Одно из его главных произведений — "Одиночество Латинской Америки", написанное в сотрудничестве с лауреатом Нобелевской премии Габриэлем Гарсиа Маркесом…

В Киеве Броссе выступил в рамках международного проекта CLASSIC FOR PEACE в Национальной опере по случаю празднования Дня Короля Бельгии. Это выступление буквально совпало с терактом в Париже. Во время концерта маэстро обратился к украинской публике, отметив, что если бы каждого ребенка в мире обучили играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, то войны в мире прекратились бы. А потом была минута молчания… Пожалуй, красноречивей этой тишины была только музыка маэстро. Говорить о таланте мэтра можно много. Каждый жест, взмах руки, выражение лица, "выражение пальцев" — все это бесконечный диалог с оркестром. Он напоминает художника, который рисует музыку. Завершающее произведение Броссе "Расэ" было посвящено матерям погибших на войне солдат… 

— Г-н Броссе, вы создали более 400 музыкальных произведений, дискография насчитывает более 60 альбомов. Продолжаете ли вы сочинять и сегодня? Вдохновила ли вас Украина на новые произведения?

— Конечно, я продолжаю писать. Это мой первый визит в Украину. В каждой новой стране обостряется моя восприимчивость. Я становлюсь очень чувствителен к запахам. Я не забываю тот запах, когда я в первый раз зашел в отель. И так происходит всюду. Я сразу же представляю мой дом в Бельгии, Филадельфию, и другие города… Эти ассоциации возникают на уровне моего воображения. Также обостряется и слух. Я становлюсь как антенна и улавливаю все новые звуки. Как-то вечером, прогуливаясь по Львову, я услышал звуки аккордеона и бандуры. Также я был в католическом соборе Львова где записал на свой телефон звуки и молитву священника. Все, что я слышу, улавливаю, — рисует в моем воображении композицию. Таким образом, частица этой страны останется со мной.

— С какой мелодией у вас теперь ассоциируется Украина?

— Украина теперь ассоциируется у меня с фолк-музыкой. К сожалению, я не слышал и не знаю украинских исполнителей, но, думаю, если меня снова пригласят в Украину, у меня будет такая возможность.

— Не хотелось бы говорить о грустном, но непосредственно перед вашим премьерным выступлением в Киеве произошли трагические события в Париже. Там погибли и бельгийцы… Не посетила ли вас отчаянная мысль отменить концерт?

— Если бы мы отменяли концерты каждый раз, когда что-то происходит в мире, то концертов не было бы вообще. К сожалению, ежедневно в мире погибают сотни людей (как, например, в Ираке), и мы этого даже не замечаем. Теперь же это произошло на нашем "заднем дворе". Конечно, это пугает, это трагедия. Но серия концертов CLASSIC FOR PEACE — именно о мире и любви, и, возможно, ее идеология подтолкнет людей задуматься о самых важных в жизни вещах. Ведь концерты этой серии проходят не только в Украине, но и в других европейских странах. Придумала эту международную мирную инициативу весной 2014 года россиянка— пианистка и дирижер Анна Скрилёва (Германия). Цель CLASSIC FOR PEACE — объединить музыкантов и ценителей классической музыки со всего мира, которые стремятся жить в мире, где нет места ненависти и агрессии. Музыка — это универсальный язык, который не требует слов и не имеет возрастных ограничений.

— Именно поэтому у вас появилось произведение под названием "Расэ"?

— Когда мы говорим о мире, то, возможно, только тишина может передать всю мощь смысла этого слова. Что мы можем сказать о мире? Чтобы передать всю глубину "мира", я решил без лишних слов использовать прекрасный женский голос. Голос, который звучит от имени всех матерей, потерявших своих детей на войне. И у хороших, и у плохих воинов есть матери. И потеря с любой стороны — это материнские слезы. Произведение "Мир" было апофеозом концерта в Киеве. И это очень символично. Вы сами понимаете, почему…

— Вы работали со всеми ведущими оркестрами Бельгии. Нашли ли общий язык с музыкантами Молодежного академического симфонического оркестра "INSO-Львів"?

— Мы прекрасно сработались — замечательные музыканты, хороший оркестр. Знаете, даже всемирно известным спортсменам необходим опытный тренер для постоянного роста и прогресса. У львовского оркестра огромный потенциал. Сейчас я мог бы дать им "серебро", но при дальнейшей усердной работе у них есть все шансы получить "золото".

***

Артем Шмагайло, виолончель (Украина-Бельгия), уроженец Кривого Рога о Дирке Броссе:

"В прошлом году стартовал проект CLASSIC FOR PEACE, и тогда же у меня зародилась идея — сыграть вместе с маэстро Броссе. Я познакомился с ним, еще когда был студентом. В 2010-м я уехал Бельгию, где поступил в консерваторию, в которой г-н Броссе преподает дирижирование. Мне было 30 лет, я был студентом первого курса и попросил назначить меня концертмейстером группы, чтобы быть замеченным. Я не знал, кто он такой. Видел, что он дирижирует идеально, и захотел с ним сыграть. Год назад я предложил Иоланте Пришляк (замдиректора Львовской областной филармонии и соорганизатор CLASSIC FOR PEACE в Украине — Ред.) организовать совместный с ним проект, но тогда мы даже не знали, что будем играть. Мне пришлось немного поискать, и я нашел на то время еще незавершенный концерт для виолончели с оркестром "Pour Isabel" ("Для Изабель"). Его мировая премьера состоялась в прошлом году в Бельгии. Я пошел на тот концерт, послушал и уже в 8 утра следующего дня озвучил свою идею маэстро… И теперь нам удалось пригласить и привезти Броссе в Украину, от которой он остался в восторге, особенно от людей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно