«DICTUM» И НЕМНОГО ГРУСТНО…

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 21 февраля-28 февраля

В Колонном зале им.Лысенко Национальной филармонии Украины ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина исполнил «Dictum» Евгения Станковича...

В Колонном зале им.Лысенко Национальной филармонии Украины ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина исполнил «Dictum» Евгения Станковича. Событие, в принципе, не из разряда экстраординарных либо неожиданных. Во-первых, «Камерата» — признанный интерпретатор современной украинской музыки. Во-вторых, на счету творческого тандема Станкович — Матюхин не один успешный проект. И наконец, произведения Станковича — действительно актуальная составляющая современной академической музыкальной жизни. Таким образом, интерес к концерту и его успех были в равной степени ожидаемы и прогнозируемы.

«Dictum» (1997) — сложная и масштабная композиция, во многом подводящая итог камерно-оркестрового творчества композитора, сочинение, в котором слышны отголоски, цитаты, аллюзии многих опусов Станковича, — был сыгран хорошо. Слушатели, заполнившие партер Колонного зала (а иного ожидать было бы нелепо: концептуальная современная академическая музыка по определению элитарна и не ориентирована на «широкие массы»), устроили исполнителям и автору бурную и искреннюю овацию. Все, казалось бы, великолепно — как и должно быть с такими музыкантами, программой, аудиторией.

Но прошедший концерт явился лишь видимой частью намного более значимого и даже знакового события. Перед концертом в музыкальной гостиной филармонии было презентовано новое издание «Музичної України» — партитуры всех девяти камерных симфоний Станковича! Если сказать, что за годы независимости это первое издание оркестровых партитур в Украине; если упомянуть, что редактором выступил Валерий Матюхин, сыгравший всю эту музыку и знающий ее «изнутри»; если добавить, что многие из камерных симфоний сочинялись Станковичем «с прицелом» именно на «Камерату», то концерт приобретает дополнительное измерение и выдвигается на особые позиции в ряду других событий музыкальной жизни Киева и Украины.

Выход качественно отредактированных партитур всех камерных симфоний Станковича — факт отрадный во многих отношениях. И потому, что это прекрасные произведения, и потому, что эти ноты нужны — в учебных заведениях и периферийных филармониях, в библиотеках Украины и на мировом рынке. Поэтому понятен преобладающий оптимистический пафос выступавших на презентации (композиторы Леся Дычко и Мирослав Скорик, дирижеры Иван Гамкало и Валерий Матюхин). Почему же столь иронично-печальными были выступление и комментарии самого автора? Почему же многих присутствующих не оставляло ощущение чего-то несостоявшегося, недоданного?..

Прошу понять меня правильно: я очень рад появлению партитур «Музичної України» вообще и конкретно этих в частности. Но никак не могу разделить радостный пафос выступавших по нескольким причинам. Прежде всего, в происшедшем я не вижу особой заслуги издательства. Ноты выпущены в рамках государственной программы поддержки общественно необходимых изданий. Собственной инициативы, разворотливости и предприимчивости «Музичної України» здесь, пожалуй, нет. Как нет и очевидных результатов ее деятельности — той, которая разворачивалась бы вне рамок программы, поддержанной государством за счет налогоплательщиков. Как нет (уверен, наблюдая нынешнее состояние нотного рынка Украины) и определенной, продуманной, систематичной, экономически и политически оправданной стратегии и тактики деятельности издательства. А ведь когда-то «Музична Україна» была одним из трех ведущих специализированных нотных издательств Советского Союза. Здесь выходили такие партитуры, такие ноты, такие музыковедческие книги, за которыми охотились по всей стране! Чего стоили хотя бы изданные в Киеве партитура «Музыки для струнных, ударных и челесты» Б.Бартока, два тома «Історії гармонії та контрапункту» Й.Хоминьского или серия карманных партитур «Перлини світової музики», в которой вышли «Высокая месса» Й.-С.Баха, «Времена года» А.Вивальди, «Ludus tonalis» П.Хиндемита, мадригалы Палестрины и многое другое! А нынче ценнейшие кадры растеряны (чем иначе объяснить тот факт, что компьютерную верстку партитур камерных симфоний осуществляла главный редактор издательства?!); богатейшие традиции угасают, а перспективы вырисовываются печальные донельзя.

Конечно, издание партитур — дело хлопотное и неприбыльное. Но таковым оно было всегда и везде! Тем не менее издатели находили (и находят!) способ их издавать. Приведу только один пример.

Ко времени первого исполнения Шестой («Патетической») симфонии П.Чайковского (1893) партитура этого новаторского произведения уже готовилась к печати в издательстве Юргенсона. И это при тогдашнем состоянии техники, с дорогостоящей гравировкой партитурных листов на медных досках! Исполнив симфонию в Петербурге, Чайковский внес в нее изменения и сразу же написал об этом Юргенсону, чтобы партитура вышла с надлежащими штрихами и темпами. Так оно и случилось — и вскоре весь музыкальный мир мог приобрести партитуру Шестой. Конечно же, Юргенсон не работал себе в убыток — затраты на издание дорогостоящих симфонических партитур с лихвой компенсировались многократным тиражированием «Детского альбома», «Времен года» и романсов Чайковского. Важно то, что композитор имел возможности публиковать масштабные опусы (продав издательству права на миниатюры и сочинения «массового спроса»). А желающие могли приобрести партитуру нового произведения чуть ли не в день премьеры.

С камерными симфониями Е.Станковича дело обстоит принципиально иначе. Приобрести эту партитуру не сможет никто: заказанное государством издание (общий тираж — 500 экземпляров) будет государством и распространяться. Пути же государственного распространения неисповедимы. Для чиновника, как известно, главное — поставить галочку: общественно необходимое издание поддержано! Можно опять на десять-пятнадцать лет забыть обо всяких там партитурах.

А что издательство? Подготовив к печати и опубликовав (за гарантированные государственные деньги) партитуры девяти камерных симфоний, оно, как представляется, опять впадает в анабиоз — надо думать, до следующего государственного заказа. Каким он будет? И когда? Остается только догадываться.

В то же время возможности современной техники позволяют работать по-новому. Скажем, оттиражировать партитуры на CD (ведь электронная версия уже готова, а изготовление одного СD стоит не более !) и распространять их, получая доход! Но это, очевидно, не для государственного издательства — у него свои, государственные заботы, неведомые простым смертным…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно