ДЕТЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 17 марта-24 марта

К сожалению, речь в данном случае пойдет вовсе не о шедеврах литературного и кинодетектива. Хотя н...

К сожалению, речь в данном случае пойдет вовсе не о шедеврах литературного и кинодетектива. Хотя нередко драматические события, разыгрывающиеся вокруг попыток хищения произведений искусства, впоследствии действительно перекочевывают на страницы и экраны детективных сказаний. Но лишь после того, как сыграют роль жуткой основы ночных кошмаров обворованных владельцев коллекций и лиц, ответственных за их сохранность.

По оценкам специалистов, размах бизнеса, связанного с заказными хищениями произведений искусства и ценного антиквариата, составляет 4,8 миллиарда долларов в год. И это при условии, что все похищенные произведения искусства, благодаря усилиям соответствующих международных организаций, вносятся в специальные регистры и легальная продажа их невозможна. Правда, численность работ, указанных в таких реестрах, превосходит 100 тысяч единиц, поэтому малозначительные, относительно недорогие произведения время от времени удается «толкнуть» недалеким дилетантам. Зато сделки по купле-продаже подлинных шедевров представители нелегального бизнеса предпочитают совершать в наиболее укромных уголках своего преступного мира. Причем приобретаются эти шедевры вовсе не из непреодолимой тяги к прекрасному, а в поисках наиболее легкого и удобного способа вложения «грязных» денег.

Скорее всего, именно с такой целью и были похищены 47 произведений Дега, 54 — Родена, 142 — Рембрандта и 14 работ Кандинского. Большой популярностью пользуются также и картины Сезанна. Последняя кража его уникального полотна Auvers-sur-Oise, написанного между 1879 и 1882 годом и знаменующего собой переходный этап в творчестве великого художника, была совершена в минувшую юбилейную новогоднюю ночь. Злоумышленник пробил стеклянный потолок и спустился внутрь выставочного зала галереи, принадлежащей Оксфордскому университету. Канистра с дымом, которую он сразу же открыл, не только лишила четкости изображения, фиксируемые скрытыми видеокамерами, но и заставила сработать противопожарную автоматику, так что пожарные, которые прибыли практически одновременно с полицейскими, создали немало дополнительных моментов спасительного для грабителя хаоса. По иронии судьбы Ян Пирс, автор наиболее популярных в Англии детективных бестселлеров, живет рядом с музеем. Плач неожиданно проснувшегося ребенка заставил его оторваться от карточной игры и подняться наверх, а то он как раз бы стал свидетелем «похищения века» и даже, по его собственным словам, помог бы загрузить похищенную картину в машину. Сигнал тревоги прозвучал немногим после полуночи, однако этот тонкий юмор по достоинству смог оценить опять же лишь Ян Пирс, предположивший, что злоумышленник решил дополнительно подстраховаться ожиданием компьютерного сбоя, вызванного проблемой 2000 года.

Как бы там ни было, а Кристофер Браун, директор галереи, которого в час ночи оторвали от праздничного стола, обнаружил в ограбленном зале пустую раму от картины Сезанна, а также несколько работ Ренуара, Родена и Тулуз-Лотрека, которые, по всей видимости, в праздничный «заказ» не входили.

Перспективы обнаружения пропавшей картины достаточно туманны. Хотя в декабре прошлого года на аукционе Сотби неожиданно вынырнула картина того же Сезанна, похищенная из частной коллекции Массачусетса более 20 лет назад. Происхождение картины Bouilloire et Fruits, выставленной за 26,57 миллиона долларов, было прослежено страховыми агентами компании Lloyd, однако выследить злоумышленника полиции так и не удалось.

Значительная часть похищенных шедевров возвращается законным владельцам после предъявления им требования о выкупе. Иногда такой выкуп действительно выплачивается, однако чаще возвратом шедевра занимаются компетентные органы на деньги налогоплательщиков. Впрочем, нередко дело с похищением заканчивается достаточно курьезно. Так, например, семь картин Пикассо, похищенных в октябре 1994 года, недавно обнаружились в Цюрихе. Как выяснилось, вернуть картины, оцененные в 44 миллиона долларов, помог анонимный посредник, в качестве вознаграждения выторговавший себе право «придержать» у себя две из них. И совсем недавно офицер полиции, остановивший за нарушение дорожных прав автомобиль в штате Виктория, обнаружил на его заднем сиденье картину австралийского художника Альберта Такера стоимостью в 126 тысяч долларов, похищенную из Сиднейской галереи 13 лет назад. Двоим нарушителям дорожного движения предъявлено обвинение то ли в похищении произведения искусства, то ли в хранении краденого. Зато поощрительные меры, предпринятые в отношении офицера полиции, проявившего такую недюжинную осведомленность в современном изобразительном искусстве, до общественности доведены не были.

Катрина Бюроуз, редактор лондонского журнала Trace («След»), отслеживающего судьбу украденных произведений искусства и антиквариата, считает, что время «великих хищений» прошло. «Действительно серьезные преступники уже осознали, что произведения искусства больше не стоят их усилий, так как их слишком легко отследить», — утверждает она. А неумелые дилетанты для современных систем безопасности особой угрозы не представляют. По крайней мере, в это хочется верить всем «неподпольным» ценителям прекрасного.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно