Детектив с Библией

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

В 2006-м исполняется пять лет с тех пор, как правоохранители обнаружили похищенную на Буковине Острожскую Библию, но чудом найденный раритет до сегодняшнего дня остается бесхозным...

Закон и Благодать: заместитель начальника УСБУ в Черновицкой области подполковник Анатолий Ломанюк демонстрирует найденную Острожскую Библию (июль 2001 года)
Закон и Благодать: заместитель начальника УСБУ в Черновицкой области подполковник Анатолий Ломанюк демонстрирует найденную Острожскую Библию (июль 2001 года)

В 2006-м исполняется пять лет с тех пор, как правоохранители обнаружили похищенную на Буковине Острожскую Библию, но чудом найденный раритет до сегодняшнего дня остается бесхозным.

Как засвидетельствовали события пятилетней давности в Черновцах, лишены покоя не только тленные останки первопечатника Ивана Федорова, которые вот уже более 400 лет никак не могут похоронить во Львове, но и творения его нетленного духа. Сейчас речь идет об Библии, отпечатанной еще в 1581 году по заказу «некоронованного короля Украины», как его любят называть историки, князя Константина Острожского. В свое время один экземпляр этого наиболее точного на то время перевода на древнеукраинский язык Святого Письма подарили даже Ивану Грозному. Сейчас же несколько экземпляров раритета хранятся в различных странах мира, в частности и в библиотеке Святого престола в Ватикане. Вместе с российскими старообрядцами, еще в XVIII веке облюбовавшими эти территории, один экземпляр Острожской Библии попал на Буковину. Использовали ли Библию по назначению до 40-х годов прошлого века, когда советская власть закрыла старообрядческий Успенский собор в селе Белая Криница Глыбокского района Черновицкой области, доподлинно неизвестно. Где она хранилась — в подземельях собора или у частных лиц, — сейчас также непонятно. По словам о.Сергея, настоятеля церкви Кузьмы и Демьяна в Белой Кринице, когда-то здесь был мужской монастырь и митрополия — центр старообрядчества, богатой библиотеке которой якобы и принадлежала Острожская Библия.

История этого раритета весьма показательна. Ведь немало маленьких музеев Украины стали жертвами уменьшения расходов на культуру в 90-х годах. Сколько единиц хранения в это безвременье перешли из бесхозных фондов в частные коллекции? На примере «героини» нашей публикации — Острожской Библии, путешествие которой в неизвестность удалось прервать, — мы можем по крайней мере ознакомиться с типичным сценарием похищения раритетов.

Пропала Библия

Первые документально удостоверенные сведения о существовании белокриницкой Библии зафиксированы в 1988 году, когда по инициативе Раисы Горбачевой постановлением Совета министров бывшего СССР от 15 июня в Белой Кринице был создан филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С целью проверки финансовой деятельности музея старообрядчества и состояния сохранности фондов в конце 1991 года в Белую Криницу наведалась комиссия из Москвы. Результатом проверки стал акт, зафиксировавший факт существования 11 книг, в том числе и Острожской Библии. В том же году часть экспонатов музея старообрядчества для более надежной сохранности перенесли в арендованную в Черновицком краеведческом музее комнату.

Но в 1996 году, в связи с сокращением затрат в Государственном бюджете Украины, из которого после обретения независимости финансировался Музей культуры старообрядчества в селе Белая Криница Глыбокского района, заведение закрыли. После ознакомления с приказом номер 175 от 8 апреля 1996 года Министерства культуры и искусств Украины о реорганизации заведения бывший директор музея старообрядчества Михаил Сайко предложил своему давнему приятелю, в то время — завотделом Черновицкого краеведческого музея — Петру Есину взять часть фондов расформированного музея, в частности и Острожскую Библию, на временное хранение без документального оформления. Хотя в соответствии с действующими правилами для этого должна была быть создана специальная комиссия. Но длительное время создание такой комиссии откладывалось, и в какое-то мгновение экспонаты реорганизованного музея оказались вне контроля. В сентябре 1998 года директор Черновицкого краеведческого музея Елена Затуловская настояла на том, чтобы акт приема-передачи на временное хранение 152 экспонатов из фондов реорганизованного музея все-таки составили, но Острожской Библии в нем уже не было. Именно с этого момента запутанной истории дальнейшей судьбой церковных раритетов начинают интересоваться сотрудники СБУ, Интерпола и даже ФБР.

Как рассказал старший прокурор отдела поддержки обвинения в судах Черновицкой области Руслан Воловиднык, предполагая, что стоимость книги с собственноручной надписью князя Острожского печатнику Ивану Федорову может достичь 300 тысяч гривен, Петр Есин посоветовал Михаилу Сайко присвоить подлинник. Следствием установлено, что Петр Есин свел бывшего директора музея старообрядчества с жителем Черткова Тернопольской области Петром Безпалько, пообещавшим Михаилу Сайко найти покупателя на книгу. В дальнейшем Сайко постоянно интересовался дальнейшей судьбой книги, а Есин уверял, что все идет по плану и Безпалько ищет клиентов, в том числе среди иностранцев. Только в начале 1999 г. он серьезно заподозрил, что его обманули, и стал требовать у Есина возврата Библии. Есин дал ему домашний телефон Безпалько, по которому Сайко неоднократно пытался связаться с последним. Безпалько обещал вернуть издание, но не сделал этого. Вместо этого он вышел на жителя Киева Андрея Потыльчака и вел с ним переговоры о продаже книги.

Но вскоре после этого Михаил Сайко подал заявление на имя прокурора Черновцов и начальника следственного отдела Черновицкой городской прокуратуры, в котором без указания всех обстоятельств дела сообщил о якобы похищенной у него Библии.

В июле 2001 года расследование дела привело правоохранителей в Киев, поскольку к тому времени книгу переправили уже туда. Киевлянина Андрея Потыльчака, который согласился помочь жителю Черткова продать полученную от Михаила Сайко Библию, пытались задержать во время ее передачи вероятному покупателю. «На двух служебных авто правоохранители подъехали к одному из киевских домов на улице Сабурова, где, по их сведениям, жил посредник. Вскоре вблизи остановился джип, из которого вышел Андрей Потыльчак. В руках этот гражданин держал какой-то сверток. Когда к нему бросились правоохранители, он бросил его на заднее сидение авто и попытался убежать. Препятствием для преследователей стал неизвестный, прогуливавшийся в это время неподалеку с собакой, который снял с пса намордник и натравил его на правоохранителей. Пока они пытались устранить это препятствие, Потыльчак исчез... В трофейном же свертке обнаружили... Острожскую Библию», — рассказал Руслан Воловиднык. Основным признаком церковных книг из музейного хранилища был отпечаток прямоугольного штампа «митрополия Белая Криница». Именно по этому признаку Острожскую Библию идентифицировали во время следствия.

Как сообщил заместитель начальника УСБУ в Черновицкой области подполковник Анатолий Ломанюк на специально созванной по этому поводу пресс-конференции, за похищение Острожской Библии были задержаны только два жителя Черновицкой области. Задействованные, по словам правоохранителей, во всей этой истории Петр Безпалько и Андрей Потыльчак свидетельств на суде не давали и к ответственности не привлекались. Известно только, что киевский эпизод с участием Андрея Потыльчака следователи СБУ выделили в отдельное производство и передали для дальнейшего рассмотрения работникам управления МВД Украины г.Киева.

Библия — в доход государства

Начав рассмотрение дела еще в октябре 2001 года, 24 мая 2002 года Садгирский райсуд Черновцов осудил Михаила Сайко и Петра Есина по статьям 191 ч.5 (присвоение, растрата и овладение чужим имуществом путем злоупотребления лицом своим служебным положением, содеянное по предварительному сговору лиц, в особо крупном размере) и 366 ч.2 УКУ (служебная подделка документов, повлекшая тяжкие последствия) к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества и ограничением некоторых прав. Но в первый раз ни Михаил Сайко, ни Петр Есин, так и не признавшие своей вины, за решетку не попали, а были освобождены от отбытия наказания с испытательным сроком на три года. Коллегия Верховного суда Украины это решение райсуда отменила как слишком мягкое. Дело вернули на новое слушание в Черновцы, где его рассмотрел судья местного суда Первомайского района города Валерий Марчук. После многоразового переноса заседаний из-за болезни одного из подсудимых новый суд все-таки состоялся. В приговоре Первомайского райсуда от 20 мая 2004 года в уголовном деле № 1098 в части имущественных взысканий отдельным пунктом указано: «вещественное доказательство — Острожскую Библию 1581 года издания Ивана Федорова — конфисковать в доход государства».

Перед направлением дела в Киев на рассмотрение в Верховный суд Украины (16 июня 2005 года) оно рассматривалось в Апелляционном суде Черновицкой области (17 августа 2004 года). В обоих случаях коллегия судей постановила оставить приговор — три года лишения свободы с конфискацией всего имущества и лишения на три года права работать в музейных учреждениях и на должностях, связанных с распределением материальных ценностей, — без изменений, апелляцию подсудимых и адвоката — без удовлетворения. Вследствие этого осужденные вынуждены были отбывать наказание в колонии. (Правда, уже в начале 2006 года указом президента Украины Михаила Сайко помиловали.)

Все время после счастливой находки летом 2001-го и вплоть до нового решения суда экспонат ликвидированного музея старообрядчества с инвентарным номером МКС. К — 4 от 15 сентября 1992 года находился в спецхранилище вещественных доказательств управления СБУ в Черновицкой области. Через год после нового приговора было принято решение переправить его на временное хранение в камеру вещественных доказательств главного следственного управления СБУ в Киеве. Для многих такое решение стало полной неожиданностью, ведь все заинтересованные стороны, как местная община старообрядцев, так и отдельные представители общественности, надеялись, что раритетная Острожская Библия останется на Буковине.

Очередь за раритетом

О том, что в этой довольно запутанной истории еще очень рано ставить точку, свидетельствует и тот факт, что совсем недавно свои права на инкунабулу, оцененную экспертами Национального музея истории Украины (г.Киев) и Главного управления культуры и искусств Киевской горгосадминистрации в 160 тыс. гривен, в письменном заявлении в прокуратуру и региональные СМИ заявил черновчанин Юрий Савченко. Он, в частности, утверждает, будто бы найденная правоохранителями Библия еще в 1988 году (что удивительным образом совпадает со временем создания музея) была похищена директором Музея культуры старообрядчества в селе Белая Криница Глыбокского района Михаилом Сайко у его бабушки, жительницы Белой Криницы Степаниды Игнатовой. В подтверждение своих слов Юрий Савченко приводит тот факт, что в свое время он написал собственную фамилию и фамилию своей бабушки, соответственно, на первой и последней страницах раритета. Он требует показать ему в присутствии журналистов книгу, найденную в Киеве.

После соответствующего обращения Юрия Савченко Генеральная прокуратура Украины еще в марте 2006 года обязала прокурора Черновицкой области Михаила Косюту «провести проверку приведенных доводов, при наличии оснований принять меры реагирования, принять решение в соответствии с законом». По словам пресс-секретаря прокуратуры Черновицкой области Александра Лебидя, для осмотра раритета на предмет обнаружения упомянутых в жалобе надписей создали специальную комиссию, в состав которой вошли специалисты СБУ, прокуратуры, музейные работники и другие лица. «Члены комиссии перелистали все страницы Библии, но тех надписей, о которых пишет Юрий Савченко, не обнаружили», — уведомил Александр Лебидь. Вследствие этого, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об обращении граждан», прокуратура Черновицкой области прекратила переписку по этому поводу с гражданином Савченко.

Истина всей этой истории со временем, возможно, выяснится. Но сейчас вопрос о том, почему найденную еще пять лет назад старопечатную книгу до сих пор хранят где-то за семью замками и не передают, как это было решено еще в 1996 году, в фонды Черновицкого областного краеведческого музея или не возвращают старообрядцам, все еще остается без ответа. Во время встречи с зампредом Черновицкой ОГА Борисом Баглеем и председателем Глыбокской РГА Петром Панчуком, на территории которого находится село Белая Криница, митрополит Московский и всея Руси Российской православной старообрядческой церкви Корнилий, осенью 2005 года посетивший Буковину, высказал «обеспокоенность по поводу потери ценной книги — Острожской Библии, которая была похищена из старообрядческого храма Белой Криницы — и судьба этого духовного памятника доселе неизвестна».

Как сообщил Александр Лебидь, «в соответствии с решением суда, Библия находится на временном хранении в Киеве и ждет официальной передачи в Центральный государственный исторический архив Украины. Говорят, что, учитывая подготовку к празднованию в этом году 425-летия Острожской Библии, в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины № 224 от 19 апреля 2006 года, в торжествах по этому поводу изъявил желание принять участие лично президент Виктор Ющенко». Пиетет президента, возможно, станет более понятным, если вспомнить, что свою первую присягу как президента Украины Виктор Ющенко провозгласил еще во время оранжевой революции, держа руку именно на экземпляре Острожской Библии.

«Обращая внимание на то обстоятельство, что из почти 40 известных в Украине экземпляров Острожской Библии в системе архивных учреждений находился только один, а именно в Центральном государственном историческом архиве Украины во Львове, Межведомственный совет по вопросам вывоза, ввоза, возвращения культурных ценностей рекомендовал передать этот уникальный документ Центральному государственному историческому архиву Украины», — объяснил председатель Государственного комитета архивов Украины Геннадий Боряк. Но архив уникального издания так и не получил, хотя соответствующее решение было принято. «В соответствии с решением высшего руководства государства, пришедшего к выводу, что упомянутый экземпляр лучше будет передать в Государственный музей книги и книгопечатания Украины Киево-Печерской лавры, где его смогут осматривать посетители, выполнение решения совета, работающего при Кабмине, приостановилось. Вопрос еще будет решаться», — прокомментировали наши поиски в Государственном комитете архивов Украины.

Острожская Библия

Острожская Библия была издана в 1581 г. в Остроге печатником Иваном Федоровым по заказу и под попечительством князя Константина Острожского. Это было первое полное печатное издание всех книг Святого Письма на церковнославянском языке.

Тираж Библии составлял не более 1500 экземпляров, из которых до нашего времени сохранилось около 250. Книга состоит из 1256 страниц по 50 строк в два столбика, насчитывает 628 листов, украшена ксилографической титульной рамкой, гербом князя К.К.Острожского и издательским знаком Ивана Федорова.

Предисловие подписано К.Острожским. Он истолковывает возникновение текста. Есть еще одно — стихотворное — предисловие за подписью Г.Смотрицкого. Это восхваление издателя и его герба. В конце книги содержится послесловие печатника Ивана Федорова.

Работа над текстом была продолжительной и кропотливой. Были собраны церковнославянские и греческие списки из монастырей всего православного Востока, в т.ч. из Москвы — копия полной Библии Новгородского архиепископа Геннадия 1499 года. Все эти списки сверяли с Септуагинтой или наново переводили, поскольку, по мнению князя Константина, тексты на церковнославянском содержали слишком много ошибок.

Со временем Острожская Библия стала основанием для Синодальной (Елисаветинской) Библии 1751 и 1756 гг. (которыми пользуются до сегодняшнего дня в исправленном виде).

В Украине известно около 40 экземпляров Острожской Библии. 16 из них находятся в Национальной библиотеке НАНУ им.Вернадского. Одна — в Центральном государственном историческом архиве во Львове.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно