Будучи в давних дружеских отношениях с грузинским народом, мы не так уж много знаем о его героическом прошлом, о сказочном мире седой древности Грузинского государства. Археологи считают территорию Грузии одним из очагов формирования и развития первобытного человека. Нумизматические находки доказывают, что уже в ІІІ—ІІ вв. до н.э. иберы имели связи с Парфянским и Боспорским царствами. Древние греки (аргонавты) искали золотое руно в причерноморских землях Колхиды (западная часть Грузии). На одной из вершин Кавказского хребта терпел мучения прикованный к скале Прометей.
Город Тбилиси уже в ІV в. упоминается в грузинских летописях как город-крепость в оборонительной борьбе грузинского народа против Персии.
Государственной религией Грузии в 337 году было провозглашено христианство. Но в течение веков грузинские правители придерживались политики веротерпимости: разрешали свободу вероисповедания и не преследовали иноверцев. Свидетельством тому являются храмы, мечети, синагоги, святилища, школы представителей различных вероисповеданий в столице Грузии. Историк ХІІ в. Аль-Фарики утверждает: «При грузинском царском дворе мусульманские ученые пользовались таким уважением и почетом, которых они не имели и среди мусульман».
Героические предводители грузинского народа — Вахтанг Горгасали (основатель Тбилиси), Давид ІV Строитель, царица Тамар, моурави Георгий Саакадзе, кахетинский правитель Теймураз ІІ и его сын Ираклий ІІ — защищали страну, объединяли земли, возводили новые города и храмы, были покровителями искусств. Их заслуга в том, что сегодняшняя Грузия свободна и независима, огромна. Народ с благодарностью помнит об этом и отдает им должное...
Мифология, эпос, фольклор — признанные источники искусств, наук, религии. Мудрые законы мироздания, этика сосуществования с окружающим миром, традиция почитания природы-матери коренятся в мифологических представлениях всех древних народов. Мифология народов Грузии не менее интересна, чем мифология скандинавов, греков, славян, — разве что менее исследована. Книга «Давня давнина» является первой попыткой рассказать на украинском языке о мифо-поэтическом мире иберов-картлийцев, колхов, месхов, сванов, кахетинцев, мингрелов, хевсуров, пшавов и др. — народов, из которых образовался грузинский этнос.
На ее страницах словно оживают высшие божества: Гмерти Мориге, Копала, Иасхари, Дали, Пиркуши; герои эпоса Амирани, Бадри, Усипи, Амбри; сказочные девы и каджи, множество других мифических существ. В грузинской мифологии, как и в славянской и других, верхний, нижний и земной миры объединяет Древо жизни (Мировое Древо). Многочисленные божества являются покровителями различных видов деятельности, защитниками природы, посредниками между верховным божеством (Гмерти Мориге) и людьми. Особая роль отведена покровителям охоты и дичи: их образы обычно светлы и опоэтизированы. В свою очередь каджи, девы, вишапы (драконы) — кровожадны, хитры и коварны, подобно змеям и чертям в славянской мифологии. Но герои, как заведено, всегда побеждают враждебные силы.
Завершает книгу пересказ эпоса о герое Амирани, который является воплощением свободолюбивого духа горного народа, его извечного стремления к свободе и независимости.
Издание осуществлено при содействии Международного благотворительного фонда Киево-Печерской лавры Свято-Успенского собора (председатель фонда Зураб Кобахидзе). Кстати — с пометкой «Не для продажи», а это значит, что она попадет в школы и библиотеки.