ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ? РАЗГОВОР «НА ТРОИХ» В ПРИСУТСТВИИ ЖУРНАЛИСТА

21 октября, 1994, 00:00 Распечатать

Юрий Шевчук - лидер группы «ДДТ» Юрий Белешкин - гастрольный директор группы «ДДТ» Александр Шварцбург - директор киевского театр «Академия» Ю.Белешкин...

Юрий Шевчук - лидер группы «ДДТ»

Юрий Белешкин - гастрольный директор группы «ДДТ»

Александр Шварцбург - директор киевского театр «Академия»

Ю.Белешкин. ... Вот журналисты вашей газеты не были на концерте Шевчука, а я бы отменил выпуск номера ради этого концерта...

А.Шварцбург. Юрий Шевчук - лидер интеллектуального направления рок-музыки. Он чрезвычайно редко выходит на сцену с гитарой без группы «ДДТ». В Украине такой концерт впервые.

Ю.Белешкин. Мы очень редко ездим. Не потому, что редко приглашают. В силу разных обстоятельств Юра выходит на сцену крайне редко. В этом он тысячу раз прав. Я знаю концертную жизнь. Занимаюсь этим 25 лет, но учиться можно еще 25. За время своей работы я понял, что художнику, большому артисту, коим является Шевчук, чем меньше концертов - тем лучше. Потому, что концерт - ситуация для одного человека. За время концертов, гастролей Юра мог бы написать песню, которую услышат и в Киеве, и во Владивостоке, и в Иваново. Песня пойдет на кассету, на пластинку, она полетит. Юра очень требовательный к себе. Пусть он пишет песню быстро, но он ее вынашивает два-три месяца. Ему есть, о чем думать, чем заниматься... Ложится он всегда очень поздно.

А.Шварцбург. Во Дворце «Украина» 3,5 тыс. мест. Люди стояли на концерте в оркестровой яме, в проходах. Очень много людей прошло без билетов - мы особых кордонов не ставили. В конце концов, есть студенты, школьники, для которых и за 80 тысяч карбованцев билет дорого...

Сам концерт? За кулисами, в вестибюле была такая энергетика, в зале такое тепло! Я такого просто не припоминаю.

Вообще-то, публика была готова к встрече с группой «ДДТ», к тому, что делает «ДДТ». А концерт был гораздо глубже интеллектуально и теплее, контактнее. Люди слушали не только музыку, но слова и мысли. Юра создал атмосферу с первых аккордов, с первых слов.

Ю.Белешкин. Конечно, Юру везде хотят видеть «живьем». Пусть публика не обидится, хотеть не вредно. Страна-то огромная. Я имею в виду, извините за слово, СНГ. Рок-музыка очень сложное явление. Можно заниматься шоу-бизнесом, уплотниться и дойти до рок-музыки; потом уплотниться и дойти до рок-культуры; еще уплотниться и выйти к звездам, на вершину, тем более, что вершина почти голая.

А.Шварцбург. Шевчук - очень тонкий музыкант. Величина. Есть артисты в СНГ и в Украине, которые могут собирать такие большие площадки, как Дворец «Украина». Мы с удовольствием сделали бы и два, и три концерта. По таким ценам люди бы пошли. Но!.. Если

спонсоры нам помогают перекрыть убытки от одного концерта, то перекрыть убытки от двух концертов уже сложнее. Поэтому-то за два месяца во Дворце «Украина» и было всего три больших гастрольных концерта (А.Розенбаум, «Бони М» и Юрий Шевчук).

Ю.Белешкин. У каждого человека существует свой личный, внутренний хит-парад. Такой хит-парад каждого из последних пяти лет - это люди, с которыми я работал. В.Цой и Ю.Шевчук. «Кино» и «ДДТ». И «Кино» в свое время, и «ДДТ» сейчас несостоявшиеся музыканты обвиняют в одном и том же, - что эти группы стали заниматься «попсой». А в понимании народа нет разграничения между направлениями музыки. Есть песня, которую хочешь слушать, а есть песня, которую слушать не заставишь. Группа «Кино» категорически не была поп-группой, но и не была рок-группой. Рок-группы, говорю условно, могут зацепить 10-20 человек, а «Кино» зацепила сотни, тысячи, миллионы...

Сегодня Шевчук, сам того, может быть, не осознавая, делает то же. Песню «Что такое осень...» два человека из трех в этой стране - знают они музыку или нет - слышали. Любят - не любят эту песню - другой вопрос. Они ее слышали.

Ю.Шевчук. Это право каждого разграничивать рок и попсу или нет. Мы никогда не изобретаем хиты, чем и отличается рок-музыка от попсы, не подбираем модный ритм, не конструируем. У нас песня рождается живая и не умирает в «плюсовом» исполнении. Я знаю одно - «Осень» была написана очень от души.

Писалась она, как ни странно, на кладбище. Бродил во дворике Александро-Невской лавры, я там люблю гулять. Было печальное настроение. Песня нелегкая, но написалась мгновенно. Получилось. Один журналист хорошо сказал, что есть аудитория «ДДТ», а есть аудитория «Осени». Самое интересное и смешное, что в прошлый октябрь возле Белого дома в Москве и тот, и другой лагерь шли на баррикады с этой песней.

А.Шварцбург. На концертах Лиз Митчелл и Юрия Шевчука была разная публика. Может: где-то она и пересекалась. Но это ведь разные жанры. На «Бони М», естественно, пойти даже престижно, поностальгировать, это более широкий сегмент рынка. А на концерте Шевчука были обнищавшие интеллигенты, для которых мы в первую очередь стараемся делать концерты. Были и очень богатые бизнесмены. Но это та часть, наиболее интеллектуально развита. Они понимают, что Шевчук - это Мастер.

Ю.Белешкин. ... В рок-музыке есть люди старше его. Но он талант. Отсюда мудрость. Все просто. Есть профессионал и дилетант, есть талант и бездарь. К сожалению, бездари в этой стране пытаются убедить народ, что они гениальны. Даже не талантливы - они перепрыгивают это. Просто выходят на сцену и кричат: «Я гениальный!» Гениальный человек об этом никогда не говорит. Ты понимаешь гениального человека, поворачиваешься к нему, слышишь даже его молчание. Шевчуку не надо колотить себя в грудь и что-то доказывать. Он может выйти, прочитать две строчки и уйти. А у мнимого гения в каждой капельке слюны в зал летит «Я»! Даже если бы в зал летела не слюна, а сперма, этот мнимый гений не способен был бы кого-либо оплодотворить...

Ю.Шевчук. Слова «гениальный», «талантливый» из текста надо бы убрать... Вот у вас в газете, вы говорите, выведены три основные темы, три понятия: «Власть». «Деньги». «Человек». Как я соотношусь с этими понятиями? Я просто стараюсь быть человеком. Власть мне не нужна. Власть она вообще не от Бога, особенно власть политическая. Деньги мне нужны только для средств производства, чтобы работать и жить. Сами по себе деньги мне тоже не нужны. Не солить же их... Мне, как и любому другому, приходилось драться и в жизни по-мужски, и на эстраде приходится иногда.

Ю.Белешкин. Шевчук не пишет песни за деньги кому-то. Об этом даже глупо говорить. Это все равно, что обсуждать тему: Шевчук - мужчина или женщина. За деньги, не за деньги - это вообще не про него. Шевчук пишет песни только на свои стихи, музыка тоже только его.

Я могу по этому поводу сказать одно всем «создателям» песен и исполнителям: ты или продаешься или не продаешься. Все. Если ты не продаешься - у тебя есть шанс быть наверху, если продаешься - ты там никогда не будешь. Занимайся, чем хочешь, как хочешь... Но если ты на вершине, о какой продаже может идти речь?!

А.Шварцбург. С Шевчуком приятно работать. Но проводить концерты все сложнее. Мы очень надеемся на стабилизацию страны, экономики... И появятся деньги не только на 150 граммов вареной колбасы, но и на культуру. При тоталитарном режиме культуру поддерживало государство, но ту культуру, которая была выгодна тому государству. В демократическом обществе культуру поддерживает общество. Это и зрители, которые платят очень дорого за билеты, и меценаты. Слава Богу, что у нас начали появляться меценаты. Концерт Шевчука мы провели благодаря банку «ИНКО», компании «Альт», банку «Антарес», акционерному банку «ВА-БАНК», акционерно-коммерческому «Транскредобанку», фирме «Промис». Раньше мы все сидели в тюрьме, в камерах. У кого была камера почище, у кого погрязнее. Всем давали пайку. Знали, что даже если ты заболел, тебе в окошко сунут все равно пайку - и ты от голода не умрешь. А теперь в этой тюрьме ушла охрана, разбежалась кухня и люди, которые мечтали вырваться из этой тюрьмы. Кого-то устраивала такая тюрьма. Но то, что произошло, говорит о том, что основную часть общества эта тюрьма не устраивала. Кто стоял на кухне, на раздаче работал, ему вообще было неплохо в этой тюрьме. И когда охрана разбежалась, кухня перестала работать, люди, наконец, получили ту свободу, о которой мечтали. Но они выходят, а кругом тайга. Куда деваться? А кушать надо. А кухня не работает. Охраны нет. Электричества нет. Мы в ситуации, когда людей уже не должны вести на лесоповал. Когда свободные люди уже должны организоваться, но все равно идти на лесоповал. Сами. Никто не гонит. А сами еще не организовались.

Раньше во Дворце «Украина» проходило по 5-6 концертов в неделю, сейчас за два месяца прошло 3 концерта. Большие гастрольные концерты. Я не против, чтобы проходили концерты украинских исполнителей, большие концерты и фестивали, единственное, на чем мы настаиваем и строим свою работу: - это творческий уровень. Каждый концерт мы хотим сделать праздником, событием. Если бы эти концерты было выгодно проводить! Пожалуйста, Дворец «Украина» простаивает 25 дней в месяц... Киев славился (и славится) тем, что любит артистов. И артисты любят Киев.

Ю.Белешкин. Нам абсолютно все равно, какая газета о нас напишет: американская, японская... А Украина, Киев нас очень волнуют. Киев - очень красивый город, добрый... Это наша «концертная территория»...

Ю.Шевчук. Я очень люблю Киев, люблю свой Питер... У меня болит сердце за эти города. Они, как люди, которые не мылись несколько месяцев. Просто всем нам нужно помыться, и городам нашим... в большом смысле. От нас многое зависит. От каждого. Я делаю свое дело как умею. Дай Бог каждому делать свое дело.

Ю.Белешкин. ...Если бы мне предложили большие деньги и работу с эстрадным «мотыльком» - не пошел бы. Даже если бы я не работал с Шевчуком. Я это уже проходил. Это мои принципы. Если бы у меня были другие принципы - я бы не работал с Шевчуком.

Ю.Шевчук. ...Да, песни - это дети. Но дети выросли... Какой ребенок самый любимый? Может, еще не родившийся... Я, честно говоря, не думал...

...Да, всегда в очках. Это мое оружие.

…Материал обо мне будет на одной странице с Лиз Митчелл? Где лучше, вверху или внизу, спрашиваете? Все равно. Лишь бы фотографии не перепутали...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно