ЧТО НОВОГО МЫ УЗНАЛИ О «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ» И КАЗАКЕ, ЕХАВШЕМ ЗА ДУНАЙ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

Международная научно-теоретическая конференция «Украинская тема в мировой музыкальной культуре» выделилась как одна из кульминационных в недельном концертном марафоне «Киев Музык Феста»...

Международная научно-теоретическая конференция «Украинская тема в мировой музыкальной культуре» выделилась как одна из кульминационных в недельном концертном марафоне «Киев Музык Феста». «Разве такая тема достойна столь серьезного уровня ее освещения? — удивлялись одни, «Украинские темы и образы в силу трагичности истории не могли оплодотворить мировое искусство, в том числе и музыкальное», — утверждали другие. Однако по прошествии первого пленарного заседания скептиков оставалось все меньше, а интерес к услышанному возрастал.

Все началось с уяснения методологических позиций такого корневого для нашей молодой державы вопроса, как «Украина и мир». Украина богата примерами экстраполяции своей тематики в мировую культуру и наоборот. Вспоминаем ось: Византия — древняя Болгария — Киевская Русь, западноевропейское Возрождение, Реформация, Просвещение и роль Украины. И тут, пожалуй, трудно обойтись без идей Бахтина о диалогизме, степени и мере открытости к диалогу и шире — полилогу культур. Данный процесс осуществим в несколько этапов. Первый, когда понятие «Украина и ее культура» войдет в сознание самих людей (не так легко освобождающихся от комплекса «меншовартості»), в сознание всего международного универсума, граждан стран-соседей, европейских держав, мира в целом. Нас еще парадоксально мало знают. Недавно проведенный социологический опрос в Британии выявил достаточно отрывочные знания простого англичанина об Украине на уровне «Чернобыля» или Шевченко (но не Тараса Григорьевича, а его знаменитого однофамильца- футболиста).

Диалог культур может вестись только при рассмотрении каждой как равнозначного и самостоятельного субъекта мировых интеграционных процессов и предполагает введение понятия «дух нации». Блестящими по своей культурологической насыщенности были высказывания Н.Герасимовой- Персидской и Сергея Крымского о «таланте культуры» возбуждать «импульсами своей энергии и судьбы».

Еще один вектор проблемы «Украина и мир» лежит в плоскости толерантности и открытости ее к другим культурам. Факт существования Украины в ситуации внешней и внутренней закрытости известен: условия советской системы были таковы, что в силу заидеологизированности она сама была закрыта к так называемым враждебным «капиталистическим» ценностям. Запреты и ограничения внешних контактов культур (кроме советских) серьезно подрывали духовно-интеграционные действия. Поэтому такие глубокие исследования, как «Украина и западноевропейский романтизм» (Д.Наливайко), «Украинская философия сердца и американский трансцендентализм (Сковорода и Эмерсон)» (С.Пригодий) или «Эйдосы встреч культур» (С.Крымский), вносят существенные коррективы в осознание статуса и самоопределения Украины.

Не остался в стороне и такой противоречивый фактор, как экспансия иностранных форм функционирования культур на современном этапе (в большинстве своем невысокого качества), что усиливает комплекс неполноценности и подрывает духовные ориентиры украинского культурного пространства. Оригинально прозвучали мысли Л.Кальницкой о независимости как категории украинской культуры и факторе гуманизма мировой цивилизации. Рождается новый суперорганизм планетарной цивилизации и мы обязаны овладеть скрытыми силами знаков и смыслов культурного континента.

Факт, что интеллектуальная элита нации жила и работала не только в разных социально- политических системах и под постоянным давлением иностранного начала, неоспорим. Не раз анализировались действия по «перекачке» лучших научно-творческих сил, ученых, творцов, интеллигенции (это подтверждалось в докладе Л.Корний «Украинский компонент в русской музыкальной культуре второй половины XVII — XVIII столетий»). Отъезд с Украины интеллектуальной элиты, Бортнянского и Березовского, Гоголя, семьи Стравинских, Глиэра, Горовица и др. усиливал научно-творческие возможности других стран, но енно ослаблял украинские.

Есть у этого вопроса другая сторона. Нельзя роль того или другого национального гения ограничивать рамками одной культуры. Особо осторожным нужно быть с такими мировыми величинами как Гоголь, Чайковский, Бортнянский или Стравинский. Никакая страна не имеет власти над творцами, утверждает в одной из статей Г.Грабович. Они не дипломаты и не генералы, которые обязаны по статусу служить лишь одной державе. А вот творчество М.Кулиша, которое фактически раньше западноевропейских мыслителей «спровоцировало» концепцию «абсурда бунта», или В.Пидмогильного, опередившего французские экзистенциальные течения, не помешало бы довести до международного сознания. Сюрпризом для музыкальных кругов слушателей на конференции стал справочник А.Мухи «Композиторы мира в их связях с Украиной», это первый опыт обобщения чрезвычайно разрозненных фактов включения в творчество иноземных композиторов темы Украины. Конечно, такие факты, как использование Л.Бетховеном мелодии песни «Їхав козак за Дунай» и связи композитора с династией Разумовских или украинские темы в творчестве Моцарта и его сына, Листа и Брамса, Шопена и Шимановского, Вебера и Гайдна, целой группы русских композиторов, на уровне констатации, известны музыкальной общественности. Но информация справочника А.Мухи, которая содержит около 250 позиций, стала сенсацией. Многие исследователи более подробно останавливались на украинских мелодиях и их функционировании в американской музыке (Р.Савицкий, США), русской (М.Черкашина-Губаренко), польской (Л.Кияновская, Львов), немецкой (Л.Ивченко), словацкой (Ю.Гожик, Киев). Особенно приятно прозвучал на концерте, последовавшем за научными дискуссиями, отрывок из мюзикла Дж.Гершвина в новой, отличной от Бетховена, джазово-мюзикловой интерпретации все того же «Козака из-за Дунаю».

Что касается великих украинцев-музыкантов, то тема эта оказалась далеко не изученной. Гениальный Гоголь в мировой оперной литературе (Н.Некрасова) «открыл» и «закрыл» исследования в этом направлении. К нему «примкнули» менее знаменитые украинцы — Марьян Кузан во Франции (С.Павалишин) и Тимко Падура в Польше (Т.Гнатив) и великие неукраинцы в Украине — Кароль Липинский (М.Загайкевич), Кароль Шимановский (Т.Калениченко), английский композитор Дэвид Гоу (М.Копица). Для последнего именно «Киев Музык Фест» стал «провокационной средой» написания произведения по мотивам украинских кантов XVII — XVIII веков. Композитор приехал на один из фестивалей и открыл для себя Украину.

Интригующим открытием стало сообщение М.Степаненко о средневековой гравюре Дюрера «Изображение украинского дударя (волынщика)» и роли украинского начала в ней. Как будто сговорившись, своеобразным научным «дуэтом» выступили В.Балей (США) и Д.Гойови (Германия) о влиянии украинского элемента на венские (Бетховен, Гайдн, Моцарт) и авангардные европейские традиции.

И, наконец, изюминкой конференции можно назвать совершенно уникальные и, пожалуй, самые сенсационные открытия профессора «Украинского научного института» Гарвардского университета Л.Гайды пяти оперных «Тарасов Бульб»! О большом количестве музыкальных интерпретаций «Мазеп» мы слышали, но что национальными операми в Аргентине, Норвегии, Франции, Австрии, Италии был наш «Тарас» — удивило и растрогало всех. Перспектива дальнейшего продолжения начатого родилась сама собой — на следующей практической конференции через год украинский слушатель ознакомится с новыми версиями «Тараса». Их планируется подготовить к исполнению и сценической интерпретации, не забыв при этом и родного — Лысенко.

Сегодня Украина в силу исторических причин не продуцирует гениев. На какой-то момент опустевшие лакуны может заменить утверждение украинской тематики в мире, символизируя те духовно-национальные ориентиры, которые так необходимы в поступательном процессе нашего самоутверждения. Такая сверхидея «Киев Музык Феста» подхвачена исследователями для научного осмысления.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно