Часы памяти. В июле этого года исполнилось 50 лет послевоенному изданию журнала мировой литературы «Всесвіт»

Поделиться
Свою нынешнюю общественную позицию «Всесвіт» начал формировать еще в начале перестройки, а окончательно этот процесс завершился в 1991 году...

Свою нынешнюю общественную позицию «Всесвіт» начал формировать еще в начале перестройки, а окончательно этот процесс завершился в 1991 году. С тех пор журнал является внепартийным, независимым изданием, сознательно поставившим перед собой цель способствовать национальному возрождению независимой Украины и считающим своей обязанностью последовательно разоблачать на материале международной публицистики накопленные в течение 73 лет горы дезинформации и лжи об Украине. Что же касается участия журнала в ежедневной политической жизни, то тут мы отходим в сторону и полностью уступаем эти функции средствам массовой информации, которым они присущи. Если говорить о будущем «Всесвіту» с экономической точки зрения, то мы бы не хотели видеть его перспективы в сплошь темных тонах. Журнал 60 лет работал в условиях социалистической экономики, около десятки лет живет в период переходной экономики и, будем надеяться, чувствительные уроки псевдорынка помогут ему надлежащим образом вписаться в настоящие рыночные отношения. Характер и направление «Всесвіту» как вестника зарубежной литературы едва ли изменятся в следующие десятилетия, однако такое действенное средство журнальной практики, как коммерческая реклама, мы будем пытаться использовать значительно шире, нежели до сих пор.

Олег МИКИТЕНКО,
шеф-редактор журнала «Всесвіт»

С этого журнала начиналось и мое знакомство с миром иностранной литературы и многими его контекстами. Журнал «Всесвіт» — огромные часы, показывающие, как менялась наша жизнь. На его страницах находило отображение все: и вкусы читателей, и политические взгляды, и цензура, и партийные требования... Он был своеобразным хронометром, архивариусом, магнитом, притягивающим к себе сотни тысяч читателей бывшего СССР: политика на опережение, введенная в свое время в журнале, приносила соответствующие плоды. Впервые немало произведений мировой классики или новые бестселлеры и детективы мож­но было прочитать именно в этом журнале и именно на украинском языке. И, как ни странно, по-украински журнал читали и грузин, и армянин, и белорус. По­литика журнала всегда была направлена на консолидацию читателей во всем мире, на формирование высокоинтеллектуального сообщества людей, умеющих ценить едва ли не самое ценное сокровище — слово, литературу.

«Всесвіт», предоставлял возможность познакомиться с лучши­ми достижениями мировой литературы, формирует культуру чтения. Только за 1995—2005 годы на страницах «Всесвіту» в рубри­ках «Сучасна література», «З літ минулих», «Скарбниця», «Літератур­ні ілюстрації», «На закінчення номера», «Клуб любителів фан­тастики», «Майстри детективу» было напечатано 83 романа и повести; 202 рассказа; 8 пьес; более 25 трактатов, жизнеописаний, воспоминаний, эссе, легенд, подборок афоризмов и т. п.; свыше 850 стихов и поэм без малого 250 авторов — прославленных классиков, выдающихся мастеров начала прошлого века, совре­менных известных поэтов, молодых авторов (от одного стихотворения до больших подборок). В каждом номере читатель может найти в журнале литературные фрагменты от античности до нынешних дней. В течение трех последних лет, работая во «Всесвіті», я занимаюсь наполнением рубрики «Літературні діалоги» — это беседы с писателями из разных уголков мира: Новой Зеландии, Великобритании, США, Македо­нии, Мальты, Испа­нии, Японии и др. Таким образом, наш читатель может насладиться и классикой, и современностью, прочитать и сами тексты, и интервью с их авторами. Но самое важное сегодня — донести до читателя эту возможность (и без системного подхода, без четкого администрирования журнала мировой литературы выжить в нынешних экономических условиях почти нереально).

Но, к сожалению, ценителей мировой литературы становится все меньше. Причины — в нынешней ситуации в Украине. Тираж, в сущности, единственного профессионального журнала мировой литературы, аналога известных польского «Литэратура на сьвеце», американского «Нью-Йоркер» и российского «Иностран­ная литература», — неполных две тысячи экземпляров... В любой цивилизованной стране государство уже давно бы обеспечило надлежа­щее функционирование такого издания (например, россияне издают «ИЛ» при поддержке Министер­ства образования). Или должен был бы найтись благодетель-меценат, чье имя могло занять почет­ное место на страницах журнала среди тех, кто помог его возродить.

Ситуация напоминает мне спор (по Григорию Сковороде) о том, как муж и жена советовались, как им лучше построить дом. Решили — без окон. И когда жена вошла в темную комнату, все равно не признала своей неправоты, а потому заставила мужа приносить свет в мешке. На­ша политика в сфере культуры тоже часто осуществляется по этому принципу. Говоря о массовой деградации в обществе, об утрате интереса детей к книге, Ми­нистерство образования почему-то не отваживается поддержать журнал, необходимый каждому учителю зарубежной литературы: ведь ученикам было бы интересно иметь дело не только с текстами, созданными великими писателями когда-то, но и знать, что литературу творят и сегодня, при их жизни. Авторы программ по литературе думают лишь о том, как бы их упростить, изъяв как можно больше авторов.

И это только верхушка айсберга. В нашей стране престижность труда филолога очень низкая. Знаток мировой литературы, владеющий иностранными языками, может получить намного больше предложений на рынке труда от бизнеса, но отнюдь не от научных институтов. Работа в журнале «Всесвіт» сегодня дер­жится лишь на энтузиазме его руководителей — шеф-редактора Олега Микитенко и главного редактора Юрия Микитенко — и немногочисленных сотрудников.

В погоне за материальным мы часто забываем о духовном. Слепец не увидит солнца. Прежде чем войти в рай, герой «Божественной комедии» должен был промыть глаза. Так же и в сфере гуманитарной. К сожалению, ни украинское государство, ни Ми­нис­терство культуры и туризма, ни Министерство образования и нау­ки Украины за все годы независимости не обратили внимания на издание, на котором воспитывались миллионы читателей. Скла­дывается впечатление, что люди, приходящие в политику, либо ничего не читали и не читают, формируя поколение пот­ребителей, либо являются цинич­ными невеж­дами, временщиками, как писал Юрий Мушкетик, которым безразлично, каким будет имидж Украины в мире. Но ведь мировое признание начинается с уважения к себе и своим достижениям.

Приходится констатировать, что ценить себя мы все-таки не умеем. Ведь как иначе объяснить ситуацию, что журнал, подаривший украинскому читателю тысячи романов, поэтических подборок, интересных статей, изысканий, интервью, обзоров до сих пор остается без государственной поддержки! Ни одна победа на Евровидении не обеспечит такого результата международного сотрудничества в сфере культуры, как это может сделать сотрудничество через журнал со славными традициями и историей. Сегодня журнал решил создать международный совет, в который войдут авторы, переводчики, ученые многих стран мира. Уже согласились принять участие Милорад Павич и Вера Рич, Олжас Сулейменов и Борис Акунин, продолжаются переговоры с Марио Варгасом Льосой, Гаролдом Блумом и другими.

Можно сказать, что «Всесвіт» сегодня существует не в русле культуры, а вопреки чиновничьему механизму администрирования современной украинской культуры. Можно сказать, что 16 лет журнал функционирует в ситуации сопротивления украинскому чиновничьему разгильдяйст­ву и цинизму. Если государству не нужны такие журналы, то это означает одно — чиновничество осуществляет политику отучивания от настоящей высокой культуры. В послевоенные десятилетия «Всесвіт» зарекомендовал себя как журнал, который интересует самые разнообразные круги читателей на Западе и Востоке, на Севере и Юге Украины, а также за ее пределами. Универ­сальность аудитории «Всесвіту» подтверждается несколькими анкетными опросами, проведенными редакцией.

Сегодня в обществе обсуждаются вступление Украины в НАТО и возможные в этой связи угрозы. Как по мне, не НАТО или России нам нужно бояться, а собственной неспособности сформировать европейское гражданское общество, которое ценит национальную культуру в контексте мирового достояния. В мире тотального хамства и цинизма в политике из сознания людей вытравляется код культуры. А это ли не наихудший диагноз, который может поставить история.

Мы должны понимать, что ни один журнал не в состоянии представить всей полноты мировой культуры, поэтому, говоря, что «Всесвіт» представляет произведения мирового литературного канона, новинки культуры и т. п., мы осознаем, что этот взгляд на мир через его страницы априори селективный, выборочный. А следовательно мы, литературные критики, редакторы, должны брать на себя ответст­венность за формирование этого канона. Это хорошо, что, скажем, профессор Йельского университета Г.Блум уже составил в «Западном каноне» лучшие произведения со времен Средневе­ковья до ХХ века. Но что делать с современной литературой, которую творят здесь и сейчас? Может ли журнал находиться в мировом литературном мейнстриме и представлять оперативно если не сами переводы современных авторов, то по крайней мере информацию о том, что вышло в мире в последнее время? Утвердительный ответ многим может показаться иллюзией: дескать, в разных странах разная книжная инфраструктура — кто-то активнее занимается промоушеном своей литературы (в частности в странах, где есть сверхмощные издательские империи, как Pinguin или The Random House), кто-то почти не показывает на мировом книжном рынке своих достижений. Так, литературы Восточного региона, Африки или Полинезии являются довольно экзотическим субстратом, о которых мы сегодня почти ничего не знаем.

Позволю себе поделиться опы­том администрирования уже упоминавшейся постоянной рубрики «Літературні діалоги». Рабо­та над ней требует значительных усилий, но взамен позволяет через диалог прийти к пониманию современного литературного процесса. В каждом номере мы знакомим читателей с точкой зрения писателя из другого региона, а, как известно, мысль внешняя, то есть «чужая», имеет сегодня, когда мир все больше расширяет культурные границы, немалую ценность. В литературе каждой страны происходят два противоположных, но взаимодополняющих процесса: созидание национальной литературы, в которой запечатлены национальные образы, национальные концепты истории и т. п., и ознакомление с многочисленными культурными потоками, в которых, как в зеркале, можно увидеть и оценить уровень своих достижений. Журнал «Всесвіт» всегда, независимо от культурно-исторической, социально-политической ситуации, стремился быть источником, в котором украинская литература могла бы увидеть себя в контексте мировой.

Исторически журнал «Всесвіт» сыграл и играет чрезвычайно большую роль в становлении не только национальной культуры, но и мировой, обеспечивает кросс-культурные связи. Но стоит задаться вопросом: какова роль журнала в глобализованном мире? Может ли он быть конкурентоспособным (на фоне инфор­мационных технологий) и обеспечивать дальше связь украинской культуры с мировой? А затем — какой должна быть стратегия функционирования журнала «Всесвіт»?

Прежде всего мы должны понимать, что границы между литературами разных стран довольно условны. Поэтому задача каждого номера — наглядно демонст­рировать сотрудничество между разными литературами. Ибо только при таком условии может идти речь о том, что журнал является репрезентом мирового литературного процесса, по крайней мере его мейнстрима. А для этого обязательны сотрудничество с посольствами в Украине, налаживание системы международного сотрудничества. Международный совет журнала «Всесвіт» будет играть в этом процессе ключевую роль. Важно также сформировать совет экспертов, литературных критиков, ученых, которые бы могли готовить для журнала панорамные обзоры литературы разных стран. Именно такая стратегия журнала обеспечит его мощное участие в изучении современного литературного процесса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме