БЫСТРЫЙ ФЕСТИВАЛЬ С ОГНЕМ И ВЕТРОМ

19 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Fast Fest Weekend — так англицированно называется международный студенческий фестиваль аудиовизуальных искусств, уже в четвертый раз проводившийся в Киеве на финише прошлой недели...

Fast Fest Weekend — так англицированно называется международный студенческий фестиваль аудиовизуальных искусств, уже в четвертый раз проводившийся в Киеве на финише прошлой недели. Его оригинальность состоит в том, что здесь происходит «командное» соревнование киновидеошкол разных стран, и жюри (на этот раз его возглавлял известный грузинский актер Баадур Цуладзе) принимает «зачет» не только у отдельных студентов, но и объявляет победителем ту или иную школу. Кроме того, фестиваль и вправду уикэндный — он происходит за городом (в этот раз на базе оздоровительного комплекса «Лидер» в Пуще-Водице), на природе, где студенты не только смотрят и активно обсуждают видеопрограммы, но еще и сами устраивают всякие карнавализованные игры (каждый из дней был отдан одной из космических стихий — Воде, Ветру, Огню). Тон задают устроители — Институт кино и телевидения Киевского национального университета культуры и искусств. Именно его программа в итоге и была оценена жюри высшим баллом. Мне кажется, она подарила надежду на то, что в самом юном поколении у нас начинают появляться по-настоящему одаренные люди.

Алан Бадоев, к примеру, продемонстрировавший в фильме «5 минут» недюжинное мастерство (почти рукодельное), выдумку, способность управлять замыслом от начала и до финальной точки. Кстати сказать, Алан, по моим наблюдениям, все фестивальные дни пребывал в состоянии почти непрерывного режиссирования — многое из карнавальных празднеств руководилось им непосредственно. Нельзя не назвать также Александру Гейлик — ее фильм «Человек с планеты Инниар» вполне взрослого качества. Необычный персонаж, ведущий себя и впрямь по-инопланетянски, представлен с мягким, непедалируемым юмором, замечательно разнообразно, стереоскопично. Вот уж маргинал так маргинал, рождающий в зрительских душах какое-то светлое, доброе чувство…

Неплохо выглядела и программа кинофакультета Киевского института театрального искусства имени И.Карпенко-Карого. Сергей Коток уже не впервые зарекомендовал себя как перспективный аниматор («Хеппи энд»), а Владимир Дощук в картине «Кому не спится по ночам» обнаружил вкус к эдакой мистериаде, порадовав выдумкой в постановке эксцентрических эпизодов.

Второй год подряд приятно поражали гости из Минска, студенты кинофакультета Белорусской академии искусств. К фестивалю они подошли со всей серьезностью, подготовив программу, тщательно продуманную по композиции, смонтированную и поданную. В ней органично смотрелись рекламные ролики (к примеру, «Хочешь ее телефончик?», где смазливая девица оказывалась презентантом «мобилковой» компании; очень хорошо придумано, да еще с редким для этого жанра юмором), клипы и вполне серьезные фильмы. Скажем, «Бокал вина» (М.Субботин и оператор В.Потеев), признанный лучшим на фестивале. Авторы лишний раз доказали, что сегодняшние молодые успешно осваивают возможности современной видеотехники, способной конкурировать с большим кинематографом по качеству изображения, прихотливости и тонкости подачи фактуры, поэтической трансформации материала в целом.

А вот именитый ВГИК откровенно разочаровал. Во-первых, институт прислал не программу, а так, что под руку подвернулось (неужели на престиж родимого заведения наплевать?). Во-вторых, фильмы вгиковцев оказались на удивление невыразительными. Даже дипломная работа «Злоумышленник» Владимира Смелкова (по рассказу Чехова) — натужное комикование актеров да еще прямолинейно, топорно высеченная мысль о том, что в России, мол, все злоумышленники: и необразованный крестьянин, и следователь в одинаковой степени подлецы и недоумки.

Куда лучше смотрелись работы других москвичей — студентов Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени М.Литовчина (существует с 1992 года). Любопытен проект «Автопортрет ХХІ века», где студенты пытаются представить самих себя на старте нового столетия. По-своему интересна видеокартина о популярной в России программе «Ищу тебя» («За кулисами ожидания» Ольги Николаевой) — моментальные репортажные съемки умело соединяются с эпизодами аналитического толка. Ну и дипломная работа Ольги Филатовой «Пока ночь», в которой размышления разных людей о музыке и пейзажные городские зарисовки сплетаются в полифонический образ человеческой жизни.

Судя по всему, литовчинцы не испытывают больших проблем с техникой. Быть может, отсюда возникает впечатление, что ремесло у них несколько преобладает над вдохновением, собственно творческими поисками. Чего не скажешь о тбилисских студентах из Государственного института театра и кино имени Шота Руставели. Денег почти нет, техника и пленка уж какие есть, но тем не менее их фильмы отмечены поиском настоящей кинематографической выразительности. Сквозь бытовую, обыденную фактуру вдруг тревожно просвечивают иные смысловые величины, жест, поступок, слово внезапно обрамляются непредусмотренным вроде контекстом. К примеру, в фильме «Тетка Сталина из Португалии» (Миндая Эсадзе), когда обыкновенный уличный треп нескольких мужиков прорастает почти мистическим образом странного мира, где все с чем-то и кем-то связано…

Бессменный лидер Fast Festa, известный режиссер и педагог Юрий Терещенко, обещает не бросать начатое дело, а напротив — расширять географию киновидеошкол. В молодости так важно соревноваться и побеждать, обретая уверенность и хорошую творческую жадность к неизведанному и неоткрытому.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно